«Сельский туризм – это не про доход»: что мешает зарабатывать челябинским фермерам

С каким проблемами сталкиваются представители отрасли и почему сельский туризм оказывается на самым прибыльным направлением? Своим мнением поделились участники МАК-2025.
Развитие сельского туризма в Челябинской области набирает обороты. Статистка показывает стабильный рост туристического потока как в регионе, так и на макротерритории «Большой Урал», куда входят Свердловская и Челябинская области, Пермский край и Республика Башкортостан. Информацию об этом сообщили в ходе Международной агропромышленной конференции (МАК-2025), которая проходит в Челябинске.
Мы ожидаем, что рост будет увеличен в 1,5-2 раза, а охват территории только в близлежащих регионах составит более 19 млн человек — все они наши потенциальные туристы. Исследования показывают, что 80% опрошенных побывали на локациях, где демонстрируют быт и сельское хозяйство, и планируют посетить эти места повторно. Вот для чего нужно обратить внимание на сельский туризм, — отметила начальник управления и аналитики Центра проектного развития территорий и туризма Челябинской области Анна Троицкая.
Челябинскую область в качестве места для отдыха чаще всего выбирают путешественники из соседних регионов, но наблюдается рост активности и от жителей Центральной России. Например, за последние два года туристический поток из Московской и Самарской областей вырос с 2% до почти 8%.
На территории «Большого Урала» основное внимание обращено в сторону культурно-познавательного туризма, который тесно связан с сельским, а он в свою очередь затрагивает и событийный, этно и гастротуризм. Это не одно направление, а целый комплекс, — прокомментировала спикер.
Еще 33% опрошенных признают, что сельский туризм интересен с точки зрения дегустации новых блюд и экологичных продуктов, которых становится все меньше на полках магазинов.
Основная цель туристического проекта — сделать так, чтобы на выходе клиент заплатил вам деньги, а не просто ушел после экскурсии. Благодаря сельскому туризму вы презентуете свой продукт и показываете свое производство. Человек видит, как у вас чисто, красиво, вкусно, и он становится амбассадором вашей продукции на территории нашего региона и за его пределами, — отметила Анна Троицкая.
Правда, на туристическую привлекательность влияют не только интересная локация и масштабное производство. Немалую роль играют развитая инфраструктура, доступные подъезды к объекту, дороги, уникальная концепция, подбор персонала и формат общения с туристами. В этом плане, по словам представителей отрасли, российских путешественников очень избаловали заграничные предложения по системе «всё включено». Поэтому сельский туризм — это не просто экскурсия, а еще мастер-классы, дегустации и полное вовлечение гостя во все процессы. «Это касается не только детей, но и взрослых, которые устали сидеть в городе за компьютерами», говорили участники конференции.
Однако те, кто уже попробовал вести бизнес в сфере сельского туризма, говорят о высоких тарифах на коммунальные услуги, о бюрократических проволочках и маленькой доходности проектов.
С туроператорами мы работаем с 2021 г. и большую часть финансового обеспечения нам дает именно туристический поток. Они приезжают к нам на дегустации и после покупают нашу продукцию. Однако, есть и минусы. Например, это дорогие платежи за электроснабжение и высокая стоимость кормов. Раньше мы закупали зарубежные корма, но потом наступили санкции. На рынке появились отечественные производители, но качество их продукции хромает, — прокомментировал представитель осетровой фермы «Фишка» Руслан.
Владелец крестьянско-фермерского хозяйства «Пасека Корскановых» Сергей занимается разведением пчёл вот уже шесть лет. Однако в прошлом году хобби переросло в бизнес. Фермер заказал линию по откачке и распечатке мёда, купил современные ульи, прицепы для перевозки пчёл и провел экскурсию на 50 человек. Всё это без малейшей инфраструктуры, потому что все пасеки кочевые и расположены на территории Челябинской области и Башкирии.
Все остались довольны. Дети были в восторге. Мы находились в местности, где с одной стороны лес, а с другой поле. Люди за этим и едут. Им не нужны биотуалеты и ларьки с сувенирной продукцией. Они приехали за эмоциями, чтобы вдохнуть запах цветущего поля и услышать гул пчёл. Нам очень интересно направление сельского туризма, и мы будем в нем развиваться. Однако тормозят процесс бюрократические проволочки, с которыми мы успели столкнуться. Очень мало понятной и доступной информации. Пока нет и речи о каком-либо доходе, мы только вкладываем деньги, — отметил Сергей Корсканов.
На начальном этапе представители сферы рассматривают сельский туризм не в качестве дохода, а как инструмент рекламы, который позволяет привлечь новых клиентов и сделать бренд более узнаваемым. Об этом рассказал руководитель предприятия «Петровские соленья» Антон Козлов.
Мы проводим экскурсии на производстве, рассказываем историю поселка, Красноармейского района и предприятия, включаем мастер-классы. В сельский туризм мы пришли всего полгода назад. Пока рассматриваем его как маркетинговый инструмент. Прибыли он нам не приносит. Однако на практике знаем, что многие, кто пробуют эту сферу, потом и остаются в туризме. В этом направлении у нас в Челябинской области поле непаханое и полет мыслей, — отметил спикер.
Напомним, что в Челябинске МАК-2025 проходит 5 и 6 февраля. На мероприятие съехались ведущие представители отрасли. В программе встречи пленарные заседания и тематические площадки, где участники могут обсудить стратегии агропромышленного комплекса, технологическую перезагрузку и новые возможности для фермеров.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.














