Ольга Попова — о банкротствах: «Наступил предел противостояний»

Ольга Попова — о банкротствах: «Наступил предел противостояний»
Иллюстрация: CHEL.DK.RU

«Воевать нельзя. Договариваться!»: сферу банкротств ждут глобальные перемены, как и профессию юриста. Подробнее рассказала руководитель Консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова.

Ольга Игоревна, каких изменений ждать в сфере банкротств в 2025 г.?

— Сейчас мы действительно вошли в сложный экономический период, и многие начинают испытывать финансовые трудности. Должники нервничают от нарастающего груза обязательств, которые они не могут исполнить, а кредиторы от того, что им не платят вовремя, от чего они сами рискуют оказаться в схожей ситуации. Привычные способы воздействия на должника — подать иск в суд, а если это не поможет, возбудить дело о банкротстве.

Неэффективность таких методов давно себя уже показала, однако у большинства отсутствует понимание, как можно по-другому. В результате огромное количество потраченных ресурсов, ничтожно малый выхлоп для кредиторов и разоренный бизнес. Последствия для экономики очевидны.

В настоящее время мы дошли до предела. Если не поймем, что все находимся в одной лодке, и продолжим действовать по-старому, просто потопим лодку.

В 2024 г. была заложена внешняя основа будущих перемен. В последние годы нагрузка на банкротных судей выросла на столько, что система едва справлялась. Верховный Суд РФ вышел с инициативой внесения изменений в Закон о банкротстве. Поправки приняли в максимально короткие сроки, и 29 мая 2024 г. они уже вступили в силу.

Для юридических лиц порог для возбуждения дела о банкротстве увеличили с 300 тыс. до 2 млн руб. Многие вопросы, в частности установление требований кредиторов, перевели в режим упрощённого рассмотрения без вызова сторон, с подачей документов в суд в электронном виде и с изготовлением только резолютивной части определения. При необходимости суд может назначить судебное заседание, а мотивированное определение изготовит при наличии соответствующего заявления участника процесса с целью дальнейшего обжалования.

Параллельно ВС РФ разрешил вопрос об уплате пошлин в делах о банкротстве. И в одночасье пошлину стало нужным платить за всё, при этом исходя из размера материальных требований, в то время как раньше было 6 тыс. руб. при подаче заявления на банкротство и при оспаривании сделок. А в сентябре произошло общее увеличение пошлин в десятки раз. И теперь банкротство стало супердорогим удовольствием. К примеру, подать апелляцию или кассацию — это уже не бесплатно и не 3 тыс. руб., а 30 и 50.

Уже заметно изменение ситуации?

— Основной целью поправок было снижение нагрузки на суды, и, по словам судей, сейчас реально становится заметен эффект. В январе этого года на конференции по банкротству выступала судья нашего арбитражного суда. Она показала свой прошлогодний планер и просто шокировала всех своей нагрузкой. К каждому дню была дополнительная вклейка, чтобы уместить все судебные заседания. До 140 в день! И по каждому судебному нужно же еще совершить обязательные процессуальные действия! Поэтому, когда количество судебных снизилось до 40, а документооборот в большей степени стал электронным, судьи наконец-то вздохнули свободнее.

Кто еще, кроме суда, получает выгоду от сокращения банкротных дел?

— Да все! Только не все пока это понимают. Мы дошли до крайней точки противостояния. Дальше некуда. Теперь сама система заставляет бизнес начать решать вопросы по-другому. Я уже пять лет открыто призываю должников и кредиторов повернуться друг к другу лицом и начать договариваться. Борьба ради борьбы и удовлетворения эго. Где здравый смысл? Еще в 2016 г., когда мы завершали банкротство одного из производственных предприятий, я себе сказала, что больше не хочу хоронить заводы в России.

Раньше банкротство могло длиться 3-4 года, сейчас этот срок доходит до 10-12 лет. Тратятся колоссальные финансовые и временные ресурсы должника, кредиторов и иных заинтересованных лиц, а в результате все оказываются в проигрыше.

Ну, разве что, банки как залоговые кредиторы что-то получат, но миллион в 2018 и миллион в 2025 г. — это совершенно разные деньги. Бизнес разорен, а бывшие собственники, преследуемые в рамках субсидиарной ответственности, еще долгое время не могут вести предпринимательскую деятельность в открытую.

Ольга Попова — о банкротствах: «Наступил предел противостояний» 1

Казалось бы, юрист как раз зарабатывает на «войне». Выгодно ли менять подход?

— Да, юрист получает за этого деньги, но также и эмоциональное выгорание. Очень сложно сопровождать войну, особенно когда на войне все средства хороши. Мы привыкли решать конфликты через борьбу и противостояние, но сейчас старые методы перестают работать. Нужно перестраиваться, и юристам в первую очередь.

Сопровождать мирный, созидательный процесс в кризисной ситуации гораздо приятнее. А самое главное, что все участники в этом случае получают больше.  

Недавно ко мне обратился клиент за консультацией по банкротству. Осенью у него начались финансовые проблемы. В процессе разговора мне стало понятно, что на самом деле вопрос тут вовсе не юридический. Возникшая ситуация сподвигает его к кардинальным изменениям в жизни, которые давно уже назрели и которые он пытался игнорировать. Поэтому юридические вопросы мы обсуждали минут 5 и целый час говорили о нем. После этого запланировали дальнейшую работу, в том числе встречу с его партнером.

Партнер тоже хотел в первую очередь получить ответы на волнующие его юридические вопросы, и я, конечно, ответила. Но основное, что я «считала» уже в первые минуты нашей встречи, это эмоциональное состояние клиента. Я чувствовала, как сжаты мои плечи, как тяжело дышать — настолько сильно моего собеседника напрягала текущая ситуация и груз возникшей ответственности. Поэтому все остальное время я оказывала «скорую помощь», давая ему минимально необходимую информацию для восстановления ресурсного состояния и изменения отношения к происходящему.

Сейчас с ними обоими продолжается комплексная работа, в которой юридическая часть на данном этапе составляет не более 10-20 %. Моя задача — помочь им выйти из кризисной ситуации без банкротства, открыв для себя новые горизонты.  

Получается, что юрист уже должен быть не просто помощником в решении экономического спора, но даже психологом?

— Мы постепенно приходим к осознанию того, что важно работать с человеком, а не с проблемой. И да, для этого юристам придется приобретать новые навыки и менять отношение к профессии. Психология тоже пригодиться. Я, к примеру, не просто юрист, я коуч и биодинамический терапевт и постоянно совершенствую свои навыки через работу над собой. Собственно, все начинается с себя. Чем лучше ты понимаешь себя, тем лучше понимаешь других людей. Так что навыки, о которых я говорю, нужны, прежде всего, нам самим.

Работая с человеком, мы уходим от шаблонов, поскольку у каждого своя уникальная ситуация, мы учимся слушать и слышать, развиваем эмпатию. Работа с двумя партнерами по бизнесу будет разной — каждый проживает свое, хотя финансовые проблемы общие.

Когда в бизнесе начинаются проблемы, собственнику очень сложно справиться со своими мыслями и эмоциями. Человек рисует в голове негативные сценарии, страшится их реализации и одновременно ожидает определенного события, которое точно позволит решить все вопросы, но оно никак не наступает. И тогда худшие сценарии начинают воплощаться в жизнь. Мир отражает то, что у человека внутри, а мозг в состоянии нервного и умственного напряжения не способен выдавать эффективные решения.

Поэтому крайне важно, что человек думает и чувствует. От внутреннего состояния напрямую зависит результат выхода из кризиса.

Какое поведение должника может усугубить проблему?

— Часто должник идет на встречу с кредитором, испытывая чувство вины и неловкости. А если контрагент крупнее и влиятельнее, то должник чувствует себя еще более некомфортно. Естественно, вторая сторона «считывает» такие состояния, и результат переговоров предопределен.

Поэтому на первом месте внутреннее самоощущение. Очень важно задавать себе вопросы: «Каким я должен быть /как себя чувствовать, чтобы кредитор меня услышал, и мы оба получили наилучший результат?».

Приведу пример. Клиент пришел к нам в тот момент, когда уже активно спорил в суде со своими заказчиками по поводу исполнения контрактов и оплате, но безуспешно: исков становилось больше, а денег не добавлялось. Ситуация обострялась. В отношениях с самым крупным заказчиком стороны предъявляли друг другу обоюдные претензии. Наш клиент хотел получить 9 млн руб., а заказчик требовал вернуть аванс и стоимость материалов. С моей точки зрения, были серьезные риски не получить ничего и проиграть встречный иск. Это означало неминуемое банкротство. Я сказала, что нужно прекращать воевать и взглянуть на ситуацию глазами заказчика. Клиенту было очень непросто с этим согласиться, но в итоге принял.

Было решено ехать к заказчику на переговоры. Всю дорогу мы обсуждали не то, о чём будем говорить (на самом деле, это невозможно предугадать, не зная потребности той стороны), а каким важно на этих переговорах быть. В итоге диалог, который начался довольно ультимативно со стороны заказчика, завершился достижением договорённостей. Стороны отказались от взаимных претензий в суде, и мой клиент, к своему удивлению, получил предложение, на которое даже не рассчитывал.

Что позволило прийти к такому результату? Клиент перестал видеть в заказчике врага и смог услышать его потребности.

Ольга Попова — о банкротствах: «Наступил предел противостояний» 2

Как предпринимателю снизить риски возникновения сложной ситуации?

— Риски и неопределённость — норма жизни, всё предусмотреть невозможно. Ситуации будут возникать. Вопрос, как их решать. Сейчас на первый план выходят отношения с людьми, но начинать надо с себя. При возникновении сложной ситуации важно стремиться к снижению конфликтности и достижению договоренностей, исходить из потребностей другой стороны, внимательно относиться к тому, что транслируем в переписке, переговорах и т.п. Бессмысленно нападать в ответ на нападение и выстраивать оборону. Это лишь разжигает войну и отдаляет от результата.

В прошлом году мы сопровождали спор нашего клиента с администрацией Магнитогорска. На протяжении всего процесса я отговаривала клиента от войны, убеждала составлять документы так, чтобы посыл в них был максимально доброжелательным, и менять свое отношение к оппоненту. В итоге мы, по сути, мирно завершили спор с желаемым результатом, а могли судиться года два с большим риском проиграть.

Почему текущие изменения начались именно со сферы банкротства? С моей точки зрения, банкротства — это модель общественных отношений. Именно банкротства отличаются множественностью участников и самой высокой степенью конфликтности. Чем больше будет мирного разрешения конфликтов между должниками и их кредиторами, тем быстрее будет меняться общественное сознание и укрепляться экономика страны.

Такое направление уже задано. И эта тенденция будет усиливаться. Но тогда и юридическую профессию ждет глобальная трансформация. Можно быть в числе первых уже сейчас.

Читайте также другие интервью Ольги Поповой на CHEL.DK.RU:

Смена парадигмы. Почему 2024-й станет точкой отсчета

«Я сняла доспехи и положила меч, они мне больше не нужны»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.