Как Анна Терновская меняет сферу детского туризма: «Это не просто отдых, а воспитание»

Как Анна Терновская меняет сферу детского туризма: «Это не просто отдых, а воспитание»
Иллюстрация: из личного архива Анны Терновской

Развлечения в детском туризме уходят на второй план, высвобождая место для воспитания патриотизма. Как организовывают отдых челябинских школьников и какие преграды тормозят развитие отрасли?

Всё о туризме в Челябинской области рассказала в интервью CHELDK.RU директор детского бюро путешествий «Каникулы» Анна Терновская:

Анна, вы получили высшее образование в педагогическом университете. Как удалось связать жизнь с туризмом?

— Да, по образованию я педагог. В то время еще выпускница челябинского педагогического института. Перед тем как уйти в сферу туризма я успела поработать в комитете по делам молодежи в администрации города. Удивительное и очень интересное время. Мы проводили фестивали, международные молодежные обмены, ездили в командировки, перенимали опыт зарубежных коллег, открывали новые программы и развивали существующие. Но вскоре пришло понимание, что я достигла потолка в своей деятельности. Захотелось сменить сферу. На тот момент я любила путешествовать, могла организовать любое мероприятие, помогала друзьям с турами. Так совершенно стихийно я оказалась в туризме.

Как Анна Терновская меняет сферу детского туризма: «Это не просто отдых, а воспитание»
 1

Бюро «Каникулы» работает на рынке Челябинска с 2000 г. Как за это время трансформировался проект?

— Наша компания «Каникулы» зародилась как классический агентский бизнес, где есть компания и клиент, который ищет тур. Мы работали, обрастали опытом, но быстро поняли, что нужно искать свою уникальную нишу. Тут в голову пришла мысль: «А почему бы не организовать приключенческий тур в Непал?» Написали объявление и стали ждать. Про Непал мы знали только то, что пять минут назад прочитали в интернете. На этот тур, кстати, у нас даже нашелся клиент, правда после встречи мы быстро поняли, что это не наша история. С заказчиком мы расстались, но с улыбками на лицах и в позитивном ключе. Кажется, он тоже что-то заподозрил. Зато вот так через пробы и ошибки наша команда нашла то, что мы любим. Собственные суперсилы и супервозможности. Этим направлением стал детский отдых — моя любовь и главное увлечение вот уже 20 лет.

Как Анна Терновская меняет сферу детского туризма: «Это не просто отдых, а воспитание»
 2

Ваше главное направление — детский туризм. Какие маршруты разработаны для детей и как развивается межрегиональное сотрудничество?

— Знаете, экономикой управляют события, которые невозможно предугадать. Есть даже понятие такое «черный лебедь». Нужно уметь обернуть события в свою пользу. Тут трудности либо ситуация делает тебя сильнее и опытнее, либо «убивают». Когда в 2020 г. мы закрылись на пандемию, то нашлось много свободного времени для учебы, новых курсов и размышлений. Так был создан проект «Звездное лето» — программа, которая и сейчас очень популярна. На базе детского лагеря мы открываем творческую смену. Места начинают бронировать уже сейчас. В 2022 г., после известных событий в стране, появился пилотный проект детского туризма, когда можно было оплатить поездку сертификатом. Мы знакомили ребят с Челябинской областью. Очень бы хотелось, чтобы вернули эту программу. В 2024 г. стартовали железнодорожные круизы. С 1 по 4 ноября у нас отправился поезд в Тобольск. Над этой задачей работали проектные офисы двух регионов, мы вместе создавали программу, продумывали каждый шаг, логистику, делали так, чтобы дети были максимально вовлечены в процесс. Ведь наша задача не только показать мелькающую картинку за окном, но и включить элемент интерактивности. Скоро запускаем аналогичный маршрут в Пермский край, а также готовим ответный визит туристов из Тюмени. Программу пришлось переписывать 15 раз.

Каждый новый детский тур — это творческий процесс, взрослые баталии и споры. Иногда кажется, что маршрут будет очень интересным, а у коллег на этот счет совсем другое мнение. Поэтому прорабатываем всё до мелочей. Так я совершенно другими глазами посмотрела на Челябинскую область и вновь влюбилась.

В развитии межрегионального сотрудничества нам очень помогает Железная дорога, с которой мы находим общие точки соприкосновения. Большой вклад вносит Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области. Там работают невероятные профессионалы.

Как Анна Терновская меняет сферу детского туризма: «Это не просто отдых, а воспитание»
 3

С какими сложностями сталкиваются участника рынка, работающие в этом направлении. И как вы с этим справляетесь?

— Основная сложность заключается в том, что рынок у нас молодой и еще не сложившийся. Иногда тяжело выстроить коммуникацию. Например, не все партнеры готовы принять группу из 120 человек, у некоторых нет на это ресурсов. Не каждый экскурсовод готов менять программу и добавлять в нее интерактивные элементы. Хотя мы точно знаем, что по-другому внимание детей, которые привыкли смотреть 10-секундные ролики в соцсетях, просто не удержать. Компаниям, которые предоставляют транспорт, выгоднее ехать в Санкт-Петербург, чем везти нас по области. А ведь из таких нюансов и складывается целый маршрут.

Сюда же добавляется нехватка кадров. Вузы ежегодно выпускают студентов кафедры туризма, но их обучают работе классического агента, где есть готовый продукт от туроператора. В итоге кухню внутреннего туризма сотрудники-новички не знают. Им намного легче продать путевку в Египет и Турцию, чем организовать и продумать тур по области. Выходит, что потребности рынка расходятся с подготовкой кадров.

Вдобавок многие относятся к туризму как к хобби. Мыслят так: «У меня есть деньги, а не открыть ли мне какой-нибудь мини-отельчик». Совсем забывая о том, что это вообще-то отдельная отрасль экономики со своими законами и порядками. И здесь должны работать квалифицированные специалисты.

Как Анна Терновская меняет сферу детского туризма: «Это не просто отдых, а воспитание»
 4

Повлияла ли геополитическая обстановка на детский туризм и как отрасль реагирует на внешние факторы?

— Геополитическая обстановка, конечно, влияет на туризм, в том числе детский. Но ситуацию идеально описывает выражение: «нет худа без добра». Да, у нас нет автобусных туров по Европе, но зато теперь мы развиваем собственные направления. Обратили свой взгляд на север Урала и на Сибирь. Рынок смог оперативно перестроиться.

Как Анна Терновская меняет сферу детского туризма: «Это не просто отдых, а воспитание»
 5

Как будет развиваться детский туризм в 2025 году: планы, тенденции, опасения?

— Детский туризм — это не только про отдых и развлечения, а про образование и воспитание патриотизма. В этом и заключаются основные тенденции на 2025 г., начало которых было положено еще в прошлом году. Невозможно полюбить свой край и привить любовь к родине, если целыми днями сидеть за партами. О каком воспитании может идти речь, если история изучается только по учебникам? Дети очень эмоциональные и любознательные. Они воспринимают и запоминают информацию лучше, когда герой или урок из школьной программы «оживают у них перед глазами». Поэтому перед собой мы ставим в планы — развитие новых региональных направлений и настройка взаимоотношений с компаниями-партнерами, чтобы каждый наш маршрут приобретал образовательные и воспитательные смыслы. Мы живем в быстро меняющимся мире, где невозможно предугадать, что будет завтра. Нам остается только принимать то, что есть и двигаться дальше.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.