Как Анна Терновская меняет сферу детского туризма: «Это не просто отдых, а воспитание»

Развлечения в детском туризме уходят на второй план, высвобождая место для воспитания патриотизма. Как организовывают отдых челябинских школьников и какие преграды тормозят развитие отрасли?
Всё о туризме в Челябинской области рассказала в интервью CHELDK.RU директор детского бюро путешествий «Каникулы» Анна Терновская:
Анна, вы получили высшее образование в педагогическом университете. Как удалось связать жизнь с туризмом?
— Да, по образованию я педагог. В то время еще выпускница челябинского педагогического института. Перед тем как уйти в сферу туризма я успела поработать в комитете по делам молодежи в администрации города. Удивительное и очень интересное время. Мы проводили фестивали, международные молодежные обмены, ездили в командировки, перенимали опыт зарубежных коллег, открывали новые программы и развивали существующие. Но вскоре пришло понимание, что я достигла потолка в своей деятельности. Захотелось сменить сферу. На тот момент я любила путешествовать, могла организовать любое мероприятие, помогала друзьям с турами. Так совершенно стихийно я оказалась в туризме.
Бюро «Каникулы» работает на рынке Челябинска с 2000 г. Как за это время трансформировался проект?
— Наша компания «Каникулы» зародилась как классический агентский бизнес, где есть компания и клиент, который ищет тур. Мы работали, обрастали опытом, но быстро поняли, что нужно искать свою уникальную нишу. Тут в голову пришла мысль: «А почему бы не организовать приключенческий тур в Непал?» Написали объявление и стали ждать. Про Непал мы знали только то, что пять минут назад прочитали в интернете. На этот тур, кстати, у нас даже нашелся клиент, правда после встречи мы быстро поняли, что это не наша история. С заказчиком мы расстались, но с улыбками на лицах и в позитивном ключе. Кажется, он тоже что-то заподозрил. Зато вот так через пробы и ошибки наша команда нашла то, что мы любим. Собственные суперсилы и супервозможности. Этим направлением стал детский отдых — моя любовь и главное увлечение вот уже 20 лет.
Ваше главное направление — детский туризм. Какие маршруты разработаны для детей и как развивается межрегиональное сотрудничество?
— Знаете, экономикой управляют события, которые невозможно предугадать. Есть даже понятие такое «черный лебедь». Нужно уметь обернуть события в свою пользу. Тут трудности либо ситуация делает тебя сильнее и опытнее, либо «убивают». Когда в 2020 г. мы закрылись на пандемию, то нашлось много свободного времени для учебы, новых курсов и размышлений. Так был создан проект «Звездное лето» — программа, которая и сейчас очень популярна. На базе детского лагеря мы открываем творческую смену. Места начинают бронировать уже сейчас. В 2022 г., после известных событий в стране, появился пилотный проект детского туризма, когда можно было оплатить поездку сертификатом. Мы знакомили ребят с Челябинской областью. Очень бы хотелось, чтобы вернули эту программу. В 2024 г. стартовали железнодорожные круизы. С 1 по 4 ноября у нас отправился поезд в Тобольск. Над этой задачей работали проектные офисы двух регионов, мы вместе создавали программу, продумывали каждый шаг, логистику, делали так, чтобы дети были максимально вовлечены в процесс. Ведь наша задача не только показать мелькающую картинку за окном, но и включить элемент интерактивности. Скоро запускаем аналогичный маршрут в Пермский край, а также готовим ответный визит туристов из Тюмени. Программу пришлось переписывать 15 раз.
Каждый новый детский тур — это творческий процесс, взрослые баталии и споры. Иногда кажется, что маршрут будет очень интересным, а у коллег на этот счет совсем другое мнение. Поэтому прорабатываем всё до мелочей. Так я совершенно другими глазами посмотрела на Челябинскую область и вновь влюбилась.
В развитии межрегионального сотрудничества нам очень помогает Железная дорога, с которой мы находим общие точки соприкосновения. Большой вклад вносит Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области. Там работают невероятные профессионалы.
С какими сложностями сталкиваются участника рынка, работающие в этом направлении. И как вы с этим справляетесь?
— Основная сложность заключается в том, что рынок у нас молодой и еще не сложившийся. Иногда тяжело выстроить коммуникацию. Например, не все партнеры готовы принять группу из 120 человек, у некоторых нет на это ресурсов. Не каждый экскурсовод готов менять программу и добавлять в нее интерактивные элементы. Хотя мы точно знаем, что по-другому внимание детей, которые привыкли смотреть 10-секундные ролики в соцсетях, просто не удержать. Компаниям, которые предоставляют транспорт, выгоднее ехать в Санкт-Петербург, чем везти нас по области. А ведь из таких нюансов и складывается целый маршрут.
Сюда же добавляется нехватка кадров. Вузы ежегодно выпускают студентов кафедры туризма, но их обучают работе классического агента, где есть готовый продукт от туроператора. В итоге кухню внутреннего туризма сотрудники-новички не знают. Им намного легче продать путевку в Египет и Турцию, чем организовать и продумать тур по области. Выходит, что потребности рынка расходятся с подготовкой кадров.
Вдобавок многие относятся к туризму как к хобби. Мыслят так: «У меня есть деньги, а не открыть ли мне какой-нибудь мини-отельчик». Совсем забывая о том, что это вообще-то отдельная отрасль экономики со своими законами и порядками. И здесь должны работать квалифицированные специалисты.
Повлияла ли геополитическая обстановка на детский туризм и как отрасль реагирует на внешние факторы?
— Геополитическая обстановка, конечно, влияет на туризм, в том числе детский. Но ситуацию идеально описывает выражение: «нет худа без добра». Да, у нас нет автобусных туров по Европе, но зато теперь мы развиваем собственные направления. Обратили свой взгляд на север Урала и на Сибирь. Рынок смог оперативно перестроиться.
Как будет развиваться детский туризм в 2025 году: планы, тенденции, опасения?
— Детский туризм — это не только про отдых и развлечения, а про образование и воспитание патриотизма. В этом и заключаются основные тенденции на 2025 г., начало которых было положено еще в прошлом году. Невозможно полюбить свой край и привить любовь к родине, если целыми днями сидеть за партами. О каком воспитании может идти речь, если история изучается только по учебникам? Дети очень эмоциональные и любознательные. Они воспринимают и запоминают информацию лучше, когда герой или урок из школьной программы «оживают у них перед глазами». Поэтому перед собой мы ставим в планы — развитие новых региональных направлений и настройка взаимоотношений с компаниями-партнерами, чтобы каждый наш маршрут приобретал образовательные и воспитательные смыслы. Мы живем в быстро меняющимся мире, где невозможно предугадать, что будет завтра. Нам остается только принимать то, что есть и двигаться дальше.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.














