Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании
Иллюстрация: «Политранс»

Накануне 25-летия предприятие под руководством Семёна Мительмана глобально модернизировало производство, реализовало новые социальные проекты и заявило о себе на ведущих профессиональных выставках.

«Политранс» — одно из предприятий региона, которым вправе гордится Челябинская область. Компания демонстрировала свою продукцию на коллективном стенде вместе с ведущими производствами региона и на VIII Российско-Китайском ЭКСПО, и на ИННОПРОМ-2024. Завод тяжелой прицепной техники из Южноуральска совершил по-спортивному мощный рывок в развитии, существенно нарастив все производственные показатели. С 2021 года здесь активно реализуется программа «Производительность труда».

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 1

Автор фото: Юлия Горшкова

«Политранс» готовится к своему 25-летию в 2025 году и в предъюбилейный год анализирует результаты глобальной программы обновления. Это и техническое перевооружение, и реновация помещений завода, и важные решения в социальной сфере, и кардинальный ребрендинг как отражение обновлений. Модернизация проведена за счет собственных вкладов компании, а также мер господдержки.

Подробности — в нашем репортаже с предприятия, а также беседах с его учредителем Семеном Мительманом и главными техническими специалистами.

Машиностроительное ателье

Сегодня ООО ПКФ «Политранс» входит в число крупнейших российских производителей и разработчиков тяжеловозной прицепной техники, в том числе импортозамещающих моделей. Собственное конструкторское бюро по инновационным разработкам позволяет постоянно развивать модельный ряд, создавать технику по индивидуальным запросам заказчиков.

В линейке изделий – свыше двух тысяч модификаций. Среди них, например, уникальные для России транспортные системы для перевозки карьерных гидравлических экскаваторов массой до 200 тонн. Устройства эксплуатируются при добыче золота «ЮГК» и добыче алмазов «Алроса». Готовятся поставки на объекты других добывающих компаний.

Конкурентная особенность «Политранса» – индивидуальный подход к каждому заказчику. Это не столько выпуск массовых партий, а прицепная техника именно тех размеров, грузоподъемности и конструкции, которые нужны для выполнения конкретных задач в разных отраслях. Учитываются даже климатические особенности и рельеф местности, где техника будет эксплуатироваться.

Как говорит Семен Мительман, «можем работать как ателье – только в машиностроении».

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 2

Например, для ралли «Шелковый путь — 2024» «Политранс» создал два прицепа-тяжеловоза по спецзаказу автозавода «УРАЛ».

Уникальность прицепов заключается в сложной раме, которая учитывает все технологические особенности груза — раллийных грузовиков и запчастей. Также было важно уместиться в габариты по длине и высоте, чтобы прицепы могли эксплуатироваться в других странах, где есть особые требования к размерам автопоезда. От первой встречи с заказчиком в Миассе до получения прицепов прошло не более двух месяцев, включая работу по проектированию и сборке. Техника «Политранс» эксплуатируется и в суровых условиях Крайнего Севера, и в южных регионах с высокой температурой. Поэтому пройти с грузом тысячи километров по востоку России и Монголии, в том числе по сложным рельефам, стало задачей как раз для нас, — рассказал технический директор — генеральный конструктор «Политранса» Андрей Липенков.

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 3

Заказчики сегодня уделяют большое внимание надежности автоплатформ и их экономичности. К примеру, у перевозчика допустим вес всего автопоезда с полуприцепом и грузом не более 40 т. Снижая вес полуприцепа, производитель увеличивает прибыль перевозчика, который сможет взять больше груза. Добиться этого можно как за счет применения новых технологий и материалов, так и за счет нестандартных конструкторских решений.

Также при выборе полуприцепов обращают внимание на доступность сервисных центров и наличие запчастей. И по этим пунктам у завода есть свои преимущества.

Заказчиками компании являются крупнейшие предприятия нефтегазовой, добывающей и строительных отраслей — «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Алроса», «Транснефть». Но также это средний и малый бизнес, которому может понадобиться единственный полуприцеп.

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 4

Миллиардные инвестиции и рост производства

Общий объем инвестиций за три года составил порядка 1 млрд руб. Это собственные средства компании и господдержка, которую удалось получить благодаря участию в нацпроекте «Производительность труда».

За последние 10 лет производство выросло на 44%. В 2023 г. выпущено более 1000 единиц техники, всего за 24 года — порядка 12 000 единиц. В 2023 г. выручка предприятия увеличилась в три раза по сравнению с 2021-м, когда начались преобразования, и достигла порядка 4,5 млрд руб.

Семен Мительман
Семен Мительман
учредитель завода «Политранс»
В 2022–2023 году был рынок продавца, и многие производители достаточно легко получили заказы из-за ухода ряда западных компаний. В 2024 году мы так же интенсивно начали работу. Но во втором полугодии рынок просел в связи с высокой ставкой и сокращением договоров лизинга. А нашу продукцию приобретают в основном через лизинг. Однако предприятие, несмотря на эти трудности, имеет полную загрузку благодаря вовремя принятым управленческим решениям, наработанному авторитету и качеству продукции. Есть уверенность, что год мы закончим хорошо, так как обеспечены заказами, — делится учредитель завода «Политранс» Семён Мительман.

Повышать показатели удается благодаря целому комплексу мероприятий. Прежде всего, это техническое перевооружение и глобальная модернизация всего производства. Одной из причин для ее старта стал гособоронзаказ. Помимо необходимости нарастить выпуск продукции, появились новые, более высокие требования к ее качеству. Кроме того, пришло время и для перехода на новый уровень выполнения гражданских заказов.

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 5

За три года на заводе заменили порядка 60% оборудования. Изначально закупали европейские и турецкие станки, затем нашли альтернативные варианты в Китае, а теперь это также и образцы российского производства.

Мы приобрели три станка для лазерной резки металла — раньше была только плазменная. Модернизировали заготовительное отделение: купили несколько современных прессов, листогибочных, правильных машин, так как от состояния заготовки зависит дальнейшее качество продукции, — объяснил Семён Мительман.

Недавно появился и роботизированный сварочный комплекс, спроектированный и внедренный челябинской компанией «Техноробот». Комплекс стоимостью 22 млн руб. «Политранс» приобрел за счет льготного займа Фонда развития промышленности. Робот используется для сварки бортов, осей, крепежных элементов и элементов подвески прицепной техники. Профессиональная настройка рабочих режимов позволяет варить без брызг, благодаря чему не требуется зачистка изделий после сварки. Производительность участка повысится примерно в 1,5 раза.

Высококвалифицированных сварщиков сегодня на всех предприятиях не хватает. Роботы будут выполнять за специалистов повторяющиеся процессы. Но часть работы всё же останется за людьми, — пояснил главный технолог «Политранса» Александр Голицын.

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 6

В начале 2024-го модернизировали установленную три года назад роботизированную линию плазменной резки профиля. «Внедрили новую систему измерений геометрии профиля. Это увеличило производительность линии по некоторым ходовым позициям в 2-3 раза. Например, время обработки гнутого швеллера 140x60x4 мм составляло 50 мин., а после модернизации — 15 мин.», — рассказали на «Политрансе».

В 2025 г. «Политранс» приступит к реализации программы развития на следующие пять лет, уже ведется ее проработка.

Для продолжения развития приобрели дополнительный корпус и земельный участок рядом с действующим производством. Там разместят участки сборки и окраски продукции. Цеха будут отвечать самым последним техническим требованиям. Также в новом здании организуют складское хозяйство с использованием систем автоматизации.

Люди и роботы

На «Политрансе» внедрена современная система управления производством ERP. Создан целый цех станков с числовым программным управлением. Это около полутора десятков современных агрегатов. Производство и далее будет оснащаться роботами.

Процесс их внедрения происходит непросто, скажу честно. Первого робота мы вводили в работу полгода. Да, так много времени потребовалось, чтобы наладить программу, обучить и адаптировать рабочих, которым необходимо изменить квалификацию. Например, сварщик становится оператором станка с некоторыми навыками программиста. Внедрение второго робота идет уже три месяца, и он пока полностью не адаптирован под все условия производства, то есть устройство прошло апробацию, тестирование, а сейчас работе на нём обучаются сотрудники. Аналогичная ситуация и с третьей установкой, которая уже настроена на выпуск нескольких деталей, — раскрыл «внутреннюю кухню» Семён Мительман.

В ближайшее время команда кибер-сварщиков и прочих «железных» сотрудников пополнится четвертым автоматическим агрегатом.

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 7 Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 8

В этом же цехе поставили дорогостоящую установку для смешивания и дозирования краски, что повышает качество покрытия и оптимизирует расход материалов. Планируется улучшить обработку металла перед сваркой для повышения качества и надежности продукции.

Сейчас внедряется новый вид соединения деталей — импульсная сварка, которая технически отличается от такой же процедуры, выполняемой полуавтоматами в среде аргона. Первыми новинки осваивают молодые сотрудники, которые еще не имеют привычки работать по прежней системе, и им не нужно переучиваться.

На первый взгляд, для предприятия, которое выпускает спецтехнику не крупными сериями, а зачастую индивидуального формата, дорогостоящая роботизация невыгодна. Однако эффект есть, говорит Семён Мительман: робот не ходит на обед, в душ, в отпуск или на больничный и в то же время отлично справляется со своими задачами. Это важно в условиях нехватки персонала практически во всех отраслях, когда изменение ситуации в лучшую сторону не прогнозируется.

Я стараюсь донести до каждого сотрудника, что наша идеология — это процесс непрерывных улучшений. Каждый день шаг вперед, технология Кайдзен, путь «Тойоты». И результат есть! Мы увеличили штат с 450 сотрудников в 2021 году до 700 в 2024-ом. Если раньше мы выпускали 1,5 машины в смену, то сегодня — уже три. То есть коллектив вырос на 40%, а производство — вдвое, — отметил Семён Мительман.

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 9

Автор фото: «Деловой квартал», Юлия Чуличкова 

В целях решения кадровой проблемы учредитель «Политранса» стал инициатором включения Южноуральского энергетического техникума в государственную программу «Профессионалитет». Для этого он договорился с руководителями еще трех местных предприятий об объединении в качестве индустриальных партнеров проекта и софинансировании материально-технической базы ЮЭТ – чтобы растить специалистов. В сентябре состоится первый набор абитуриентов по этой программе.

Мы подготовились: приобрели сварочный тренажер — пока таких в регионе мало. Будущий специалист, который только начинает осваивать профессию, сможет изучить и опробовать процесс сварки на симуляторе, в очках виртуальной реальности. Позже студент придет на производство, уже умея работать на аналогичном оборудовании, — рассказал Семён Мительман.

«Политранс» победил в номинации «Профессиональное развитие молодежи» конкурса «Лучшие практики наставничества-2024» Минэкономразвития России. Эксперты высоко оценили внедренную на предприятии программу адаптации молодых сотрудников, которая помогает им быстро влиться в коллектив и разобраться с тонкостями профессии. Теперь компании предстоит представлять регион на федеральном уровне.

Время реновации и ребрендинга

Как известно, сегодня работодателю недостаточно удерживать специалистов исключительно высокой зарплатой. Кадровая работа должна быть комплексной, и руководство «Политранса» это внедряет: в компании предоставляются возможности для обучения и карьерного роста, реализуется продуманная до мелочей социальная программа, созданы комфортные и безопасные условия труда.

Увеличивать вложения в эти направления позволил рост выручки.

Преобразилась территория предприятия, продвигается капитальный ремонт, в цехах меняют старые окна на новые стеклопакеты, модернизируют вентиляцию. Люди трудятся в просторных цехах с современным промышленным интерьером и даже зелеными островками растений. Внутри заводской территории высажено более сотни деревьев. Запланировано, что у каждого сотрудника будет свое дерево. Эти природные легкие — часть экологической программы «Политранса» с запоминающимся названием «Зеленое машиностроение».

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 10

Бытовые условия для рабочих близки стандартам хорошего отеля, начиная с туалетных комнат и душевых и заканчивая уютными комнатами для отдыха и перекуса. В обновленной столовой подают вкусные обеды, стоимость которых частично компенсирует работодатель. Для всех за счет компании действует программа дополнительного медицинского страхования. Есть возможность регулярно ходить на тренировки и в составе заводской спортивной команды участвовать в соревнованиях.

История «Политранса» ведет начало с 2000 года. Большинство сотрудников работает здесь больше 10 лет и даже семьями, династиями. Для жителей небольшого города и окрестных поселков важно, что рядом с домом есть надежное предприятие, где востребованы их труд и компетенции. И это не менее важно для жизни и развития всего города.

А чтобы история завода передавалась не только из уст в уста и через корпоративные источники, создается заводской музей. Помня о своей истории, «Политранс» смотрит вперед.

Глобальные изменения нашли отражение в смелом шаге для бренда, раскрученного во всей стране и за рубежом, — ребрендинге. Кардинально изменили привычный логотип, который использовался с 2000 г., а также фирменные цвета и шрифт.

Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании 11

Новый символ «Политранса» назвали «Созидание»: он отображает сцепку тягача и полуприцепа – в этот момент созидательный труд многих людей начинает работать в единой связке.

Новый лого будет размещен на здании завода, спецодежде сотрудников, выпускаемой технике.

Также мы позаботились о тех, кто эксплуатирует нашу технику, и с сентября в каждый выпущенный полуприцеп начинаем вкладывать комплект брендированной одежды: жилет, футболку, бейсболку, перчатки. А девиз оставили прежним: «С нами везёт», — рассказал Семён Мительман.

Накопленным опытом, разработками и достижениями «Политранс» щедро делится с деловой общественностью. Предприятие прославляет не только себя, но и регион на федеральных и международных выставках, профессиональных конкурсах. Напомним также, что учредитель завода «Политранс» Семён Мительман выступал в качестве одного из ключевых спикеров площадки «В кадре — люди» бизнес-форума «Будущее города». Он рассказал о ценном опыте привлечения специалистов. Участники форума делились отзывами, что последуют примеру «Политранса» на своих предприятиях.

ООО ПКФ «Политранс» 
Отдел продаж в Челябинске: 
ул. Труда, 78, бизнес-центр «Ньютон», 8-й эт., 
тел. 8 800 5501-777. 
Производство: 
г. Южноуральск, ул. Заводская, 7, 
тел. (35134) 4-22-70. 
www.politrans.ru 
e-mail: info@politrans.ru 
VK, telegram: politrans74

Реклама
ООО ПКФ «Политранс», ИНН 7453062150
erid:LjN8KEjHC

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.