Завод «Политранс»: как за три года утроить выручку компании
Накануне 25-летия предприятие под руководством Семёна Мительмана глобально модернизировало производство, реализовало новые социальные проекты и заявило о себе на ведущих профессиональных выставках.
«Политранс» — одно из предприятий региона, которым вправе гордится Челябинская область. Компания демонстрировала свою продукцию на коллективном стенде вместе с ведущими производствами региона и на VIII Российско-Китайском ЭКСПО, и на ИННОПРОМ-2024. Завод тяжелой прицепной техники из Южноуральска совершил по-спортивному мощный рывок в развитии, существенно нарастив все производственные показатели. С 2021 года здесь активно реализуется программа «Производительность труда».
Автор фото: Юлия Горшкова
«Политранс» готовится к своему 25-летию в 2025 году и в предъюбилейный год анализирует результаты глобальной программы обновления. Это и техническое перевооружение, и реновация помещений завода, и важные решения в социальной сфере, и кардинальный ребрендинг как отражение обновлений. Модернизация проведена за счет собственных вкладов компании, а также мер господдержки.
Подробности — в нашем репортаже с предприятия, а также беседах с его учредителем Семеном Мительманом и главными техническими специалистами.
Машиностроительное ателье
Сегодня ООО ПКФ «Политранс» входит в число крупнейших российских производителей и разработчиков тяжеловозной прицепной техники, в том числе импортозамещающих моделей. Собственное конструкторское бюро по инновационным разработкам позволяет постоянно развивать модельный ряд, создавать технику по индивидуальным запросам заказчиков.
В линейке изделий – свыше двух тысяч модификаций. Среди них, например, уникальные для России транспортные системы для перевозки карьерных гидравлических экскаваторов массой до 200 тонн. Устройства эксплуатируются при добыче золота «ЮГК» и добыче алмазов «Алроса». Готовятся поставки на объекты других добывающих компаний.
Конкурентная особенность «Политранса» – индивидуальный подход к каждому заказчику. Это не столько выпуск массовых партий, а прицепная техника именно тех размеров, грузоподъемности и конструкции, которые нужны для выполнения конкретных задач в разных отраслях. Учитываются даже климатические особенности и рельеф местности, где техника будет эксплуатироваться.
Как говорит Семен Мительман, «можем работать как ателье – только в машиностроении».
Например, для ралли «Шелковый путь — 2024» «Политранс» создал два прицепа-тяжеловоза по спецзаказу автозавода «УРАЛ».
Уникальность прицепов заключается в сложной раме, которая учитывает все технологические особенности груза — раллийных грузовиков и запчастей. Также было важно уместиться в габариты по длине и высоте, чтобы прицепы могли эксплуатироваться в других странах, где есть особые требования к размерам автопоезда. От первой встречи с заказчиком в Миассе до получения прицепов прошло не более двух месяцев, включая работу по проектированию и сборке. Техника «Политранс» эксплуатируется и в суровых условиях Крайнего Севера, и в южных регионах с высокой температурой. Поэтому пройти с грузом тысячи километров по востоку России и Монголии, в том числе по сложным рельефам, стало задачей как раз для нас, — рассказал технический директор — генеральный конструктор «Политранса» Андрей Липенков.
Заказчики сегодня уделяют большое внимание надежности автоплатформ и их экономичности. К примеру, у перевозчика допустим вес всего автопоезда с полуприцепом и грузом не более 40 т. Снижая вес полуприцепа, производитель увеличивает прибыль перевозчика, который сможет взять больше груза. Добиться этого можно как за счет применения новых технологий и материалов, так и за счет нестандартных конструкторских решений.
Также при выборе полуприцепов обращают внимание на доступность сервисных центров и наличие запчастей. И по этим пунктам у завода есть свои преимущества.
Заказчиками компании являются крупнейшие предприятия нефтегазовой, добывающей и строительных отраслей — «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Алроса», «Транснефть». Но также это средний и малый бизнес, которому может понадобиться единственный полуприцеп.
Миллиардные инвестиции и рост производства
Общий объем инвестиций за три года составил порядка 1 млрд руб. Это собственные средства компании и господдержка, которую удалось получить благодаря участию в нацпроекте «Производительность труда».
За последние 10 лет производство выросло на 44%. В 2023 г. выпущено более 1000 единиц техники, всего за 24 года — порядка 12 000 единиц. В 2023 г. выручка предприятия увеличилась в три раза по сравнению с 2021-м, когда начались преобразования, и достигла порядка 4,5 млрд руб.
Повышать показатели удается благодаря целому комплексу мероприятий. Прежде всего, это техническое перевооружение и глобальная модернизация всего производства. Одной из причин для ее старта стал гособоронзаказ. Помимо необходимости нарастить выпуск продукции, появились новые, более высокие требования к ее качеству. Кроме того, пришло время и для перехода на новый уровень выполнения гражданских заказов.
За три года на заводе заменили порядка 60% оборудования. Изначально закупали европейские и турецкие станки, затем нашли альтернативные варианты в Китае, а теперь это также и образцы российского производства.
Мы приобрели три станка для лазерной резки металла — раньше была только плазменная. Модернизировали заготовительное отделение: купили несколько современных прессов, листогибочных, правильных машин, так как от состояния заготовки зависит дальнейшее качество продукции, — объяснил Семён Мительман.
Недавно появился и роботизированный сварочный комплекс, спроектированный и внедренный челябинской компанией «Техноробот». Комплекс стоимостью 22 млн руб. «Политранс» приобрел за счет льготного займа Фонда развития промышленности. Робот используется для сварки бортов, осей, крепежных элементов и элементов подвески прицепной техники. Профессиональная настройка рабочих режимов позволяет варить без брызг, благодаря чему не требуется зачистка изделий после сварки. Производительность участка повысится примерно в 1,5 раза.
Высококвалифицированных сварщиков сегодня на всех предприятиях не хватает. Роботы будут выполнять за специалистов повторяющиеся процессы. Но часть работы всё же останется за людьми, — пояснил главный технолог «Политранса» Александр Голицын.
В начале 2024-го модернизировали установленную три года назад роботизированную линию плазменной резки профиля. «Внедрили новую систему измерений геометрии профиля. Это увеличило производительность линии по некоторым ходовым позициям в 2-3 раза. Например, время обработки гнутого швеллера 140x60x4 мм составляло 50 мин., а после модернизации — 15 мин.», — рассказали на «Политрансе».
В 2025 г. «Политранс» приступит к реализации программы развития на следующие пять лет, уже ведется ее проработка.
Для продолжения развития приобрели дополнительный корпус и земельный участок рядом с действующим производством. Там разместят участки сборки и окраски продукции. Цеха будут отвечать самым последним техническим требованиям. Также в новом здании организуют складское хозяйство с использованием систем автоматизации.
Люди и роботы
На «Политрансе» внедрена современная система управления производством ERP. Создан целый цех станков с числовым программным управлением. Это около полутора десятков современных агрегатов. Производство и далее будет оснащаться роботами.
Процесс их внедрения происходит непросто, скажу честно. Первого робота мы вводили в работу полгода. Да, так много времени потребовалось, чтобы наладить программу, обучить и адаптировать рабочих, которым необходимо изменить квалификацию. Например, сварщик становится оператором станка с некоторыми навыками программиста. Внедрение второго робота идет уже три месяца, и он пока полностью не адаптирован под все условия производства, то есть устройство прошло апробацию, тестирование, а сейчас работе на нём обучаются сотрудники. Аналогичная ситуация и с третьей установкой, которая уже настроена на выпуск нескольких деталей, — раскрыл «внутреннюю кухню» Семён Мительман.
В ближайшее время команда кибер-сварщиков и прочих «железных» сотрудников пополнится четвертым автоматическим агрегатом.
В этом же цехе поставили дорогостоящую установку для смешивания и дозирования краски, что повышает качество покрытия и оптимизирует расход материалов. Планируется улучшить обработку металла перед сваркой для повышения качества и надежности продукции.
Сейчас внедряется новый вид соединения деталей — импульсная сварка, которая технически отличается от такой же процедуры, выполняемой полуавтоматами в среде аргона. Первыми новинки осваивают молодые сотрудники, которые еще не имеют привычки работать по прежней системе, и им не нужно переучиваться.
На первый взгляд, для предприятия, которое выпускает спецтехнику не крупными сериями, а зачастую индивидуального формата, дорогостоящая роботизация невыгодна. Однако эффект есть, говорит Семён Мительман: робот не ходит на обед, в душ, в отпуск или на больничный и в то же время отлично справляется со своими задачами. Это важно в условиях нехватки персонала практически во всех отраслях, когда изменение ситуации в лучшую сторону не прогнозируется.
Я стараюсь донести до каждого сотрудника, что наша идеология — это процесс непрерывных улучшений. Каждый день шаг вперед, технология Кайдзен, путь «Тойоты». И результат есть! Мы увеличили штат с 450 сотрудников в 2021 году до 700 в 2024-ом. Если раньше мы выпускали 1,5 машины в смену, то сегодня — уже три. То есть коллектив вырос на 40%, а производство — вдвое, — отметил Семён Мительман.
Автор фото: «Деловой квартал», Юлия Чуличкова
В целях решения кадровой проблемы учредитель «Политранса» стал инициатором включения Южноуральского энергетического техникума в государственную программу «Профессионалитет». Для этого он договорился с руководителями еще трех местных предприятий об объединении в качестве индустриальных партнеров проекта и софинансировании материально-технической базы ЮЭТ – чтобы растить специалистов. В сентябре состоится первый набор абитуриентов по этой программе.
Мы подготовились: приобрели сварочный тренажер — пока таких в регионе мало. Будущий специалист, который только начинает осваивать профессию, сможет изучить и опробовать процесс сварки на симуляторе, в очках виртуальной реальности. Позже студент придет на производство, уже умея работать на аналогичном оборудовании, — рассказал Семён Мительман.
«Политранс» победил в номинации «Профессиональное развитие молодежи» конкурса «Лучшие практики наставничества-2024» Минэкономразвития России. Эксперты высоко оценили внедренную на предприятии программу адаптации молодых сотрудников, которая помогает им быстро влиться в коллектив и разобраться с тонкостями профессии. Теперь компании предстоит представлять регион на федеральном уровне.
Время реновации и ребрендинга
Как известно, сегодня работодателю недостаточно удерживать специалистов исключительно высокой зарплатой. Кадровая работа должна быть комплексной, и руководство «Политранса» это внедряет: в компании предоставляются возможности для обучения и карьерного роста, реализуется продуманная до мелочей социальная программа, созданы комфортные и безопасные условия труда.
Увеличивать вложения в эти направления позволил рост выручки.
Преобразилась территория предприятия, продвигается капитальный ремонт, в цехах меняют старые окна на новые стеклопакеты, модернизируют вентиляцию. Люди трудятся в просторных цехах с современным промышленным интерьером и даже зелеными островками растений. Внутри заводской территории высажено более сотни деревьев. Запланировано, что у каждого сотрудника будет свое дерево. Эти природные легкие — часть экологической программы «Политранса» с запоминающимся названием «Зеленое машиностроение».
Бытовые условия для рабочих близки стандартам хорошего отеля, начиная с туалетных комнат и душевых и заканчивая уютными комнатами для отдыха и перекуса. В обновленной столовой подают вкусные обеды, стоимость которых частично компенсирует работодатель. Для всех за счет компании действует программа дополнительного медицинского страхования. Есть возможность регулярно ходить на тренировки и в составе заводской спортивной команды участвовать в соревнованиях.
История «Политранса» ведет начало с 2000 года. Большинство сотрудников работает здесь больше 10 лет и даже семьями, династиями. Для жителей небольшого города и окрестных поселков важно, что рядом с домом есть надежное предприятие, где востребованы их труд и компетенции. И это не менее важно для жизни и развития всего города.
А чтобы история завода передавалась не только из уст в уста и через корпоративные источники, создается заводской музей. Помня о своей истории, «Политранс» смотрит вперед.
Глобальные изменения нашли отражение в смелом шаге для бренда, раскрученного во всей стране и за рубежом, — ребрендинге. Кардинально изменили привычный логотип, который использовался с 2000 г., а также фирменные цвета и шрифт.
Новый символ «Политранса» назвали «Созидание»: он отображает сцепку тягача и полуприцепа – в этот момент созидательный труд многих людей начинает работать в единой связке.
Новый лого будет размещен на здании завода, спецодежде сотрудников, выпускаемой технике.
Также мы позаботились о тех, кто эксплуатирует нашу технику, и с сентября в каждый выпущенный полуприцеп начинаем вкладывать комплект брендированной одежды: жилет, футболку, бейсболку, перчатки. А девиз оставили прежним: «С нами везёт», — рассказал Семён Мительман.
Накопленным опытом, разработками и достижениями «Политранс» щедро делится с деловой общественностью. Предприятие прославляет не только себя, но и регион на федеральных и международных выставках, профессиональных конкурсах. Напомним также, что учредитель завода «Политранс» Семён Мительман выступал в качестве одного из ключевых спикеров площадки «В кадре — люди» бизнес-форума «Будущее города». Он рассказал о ценном опыте привлечения специалистов. Участники форума делились отзывами, что последуют примеру «Политранса» на своих предприятиях.
ООО ПКФ «Политранс» Отдел продаж в Челябинске: ул. Труда, 78, бизнес-центр «Ньютон», 8-й эт., тел. 8 800 5501-777. Производство: г. Южноуральск, ул. Заводская, 7, тел. (35134) 4-22-70. www.politrans.ru e-mail: info@politrans.ru VK, telegram: politrans74
Реклама
ООО ПКФ «Политранс», ИНН 7453062150
erid:LjN8KEjHC