Наталья Мартынюк — о нетерпимости к монопольному поведению и применении мягкого права

Наталья Мартынюк — о нетерпимости к монопольному поведению и применении мягкого права
Автор фото: Константин Карташкин. Иллюстрация: CHEL.DK.RU

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России Наталья Мартынюк в интервью CHEL.DK.RU рассказала о развитии конкуренции, реализации реформы унитарных предприятий и нарушениях в рекламе.

Наталья Игоревна, вы вступили в должность год назад. Каковы достижения за этот период?

— В Челябинском УФАС под руководством Анны Алексеевны Козловой сформировалась сильная и профессиональная команда. Основная задача — продолжение курса антимонопольного органа по нетерпимости к любым проявлениям монополистического поведения на рынке, нарушению антимонопольного законодательства и иных законов, которые контролирует служба. Необходимо отметить, что в этом году Федеральной антимонопольной службе исполнилось 20 лет. Не менее важна работа по внедрению и распространению механизмов так называемого мягкого права — применению проконкурентных практик как в среде бизнеса, так и с органами власти.

В 2022 г. совместно с Общественным советом при Челябинском УФАС России запустили проект с крупнейшими хозяйствующими субъектами Челябинской области, имеющими высокие риски нарушений антимонопольного законодательства. Как правило, к таким компаниям относятся доминанты на рынке. Проект направлен на правовую помощь в разработке антимонопольного комплаенса.

Уже есть положительные результаты. Одними из первых комплаенс внедрили ООО «Магнитогорская энергетическая компания» и АО «УСТЭК-Челябинск».

Для чего бизнесу нужен антимонопольный комплаенс?

— Эта система позволяет компаниям предотвращать риски нарушения законодательства. Во внутренних документах определяются возможные риски и пути по их предупреждению, в бизнес-процессы встраиваются соответствующие этапы, проговаривается недопустимость участия топ-менеджмента и сотрудников в совещаниях с конкурентами или органами власти, на которых согласовывается дальнейшее поведение на рынке, переписка с конкурентами о планируемом поведении на торгах. Также комплаенс предполагает и обучение специалистов требованиям антимонопольного законодательства.

Чем полезно применение мягкого права?

— К примеру, положительные тенденции показывают инструменты ценового саморегулирования на социально значимых рынках. ФАС России разработала постановление правительства РФ, которое действует до 2026 г. и позволяет заключать с региональными властями соглашения о стабилизации цен и ограничении наценок. Такой механизм способствует повешению доступности товаров для населения.

В прошлом году декларацию о добровольном ограничении наценок подписала сеть «Метрополис», в этом году — «Птицефабрика Челябинская» по отпускным ценам на куриное яйцо. Вместе с тем антимонопольная служба может применять меры реагирования, если компания, которая заявила о добровольном ограничении наценок, не будет соблюдать условия этого соглашения. В этом можно усмотреть признаки недобросовестных конкурентных действий.

Читайте также на CHEL.DK.RU интервью Анны Козловой: «Предприниматели становятся осторожнее, и выявлять сговор всё сложнее»

В сфере наружной рекламы сейчас завершаем проработку вопроса о присоединении рекламных агентств Челябинской области к Кодексу практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. Документ содержит основные принципы и подходы для ведения добросовестной деятельности, в том числе на рынке рекламы.

Если говорить о других направлениях вашей работы, то что сейчас в приоритете?

— Сейчас мы ведем большую работу по реформе унитарных предприятий, как муниципальных, так и государственных. Все ГУПы и МУПы, которые созданы до 2020 г. и работают на конкурентных рынках, должны быть либо преобразованы в иные формы собственности, либо ликвидированы. Организационно-правовая форма унитарных предприятий, учредителями которых являются органы власти и органы местного самоуправления, неэффективна. Таким предприятиям предоставляется в оперативное управление или хозяйственное ведение государственное имущество. В результате деятельность предприятий ограничивает конкуренцию на товарных рынках, на которых действуют хозяйствующие субъекты и которые могут оказывать такие же услуги.

Такую работу Челябинское УФАС России проводит с Министерством имущества Челябинской области. На территории региона сейчас порядка 200 унитарных предприятий, а по итогам реализации реформы останется менее 100, которые работают в сфере естественных монополий. Ведомство также оперативно проверяет правомерность создания новых унитарных предприятий. В случае, если обнаружатся факты их неправомерной деятельности на рынке, служба будет выдавать предупреждения и предписания.

Наталья Мартынюк — о нетерпимости к монопольному поведению и применении мягкого права 1

Одно из важнейших направлений службы — содействие в реализации Национального плана по развитию конкуренции. Одно из положений — приватизация государственного и муниципального имущества, которое не используется по назначению. К нему не относятся переданные субъектам малого и среднего предпринимательства объекты, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, а также СОНКО для их поддержки. К началу 2025 г. рекомендовано завершить эту работу и реализовать неиспользуемое имущество, например, для ведения предпринимательской деятельности.

Еще одно важное направление работы, направленное на обеспечение равных прав, защиту предпринимателей и граждан, — контроль проведения отраслевых торгов, например, на предоставление прав на земельные участки, движимое и недвижимое имущество. Сейчас эти процедуры регламентируется порядка 50 нормативными актами.

ФАС России предлагает ввести единый порядок проведения торгов и участия в них в единой цифровой среде. Это сделает торги прозрачными, конкурентными и доступными для предпринимателей, а также позволит более эффективно их проводить и реализовывать имущество.

Также вы занимаетесь вопросами в сфере рекламы. Какие ключевые направления можно отметить?

— Одно из приоритетных направлений нашей работы — это контроль за порядком установки и эксплуатации рекламных конструкций. В этом году Челябинское УФАС России усилило контроль в этой сфере и направило во все органы местного самоуправления региона запросы на предоставление информации о наличии утвержденных схем размещения наружной рекламы. Мы проверяем, как в муниципалитетах контролируют появление объектов вне этих зон.

Эта работа позволяет обеспечить равные условия на рынке наружной рекламы. Владельцы конструкций, установленных без разрешения органов местного самоуправления, получают необоснованные преимущества перед добросовестными конкурентами и не направляют выплаты в бюджет муниципалитетов.

Что меняется в работе с интернет-рекламой?

— Вступили в силу новые требования обязательной маркировки рекламы на любых интернет-площадках. В этом вопросе антимонопольная служба работает совместно с Роскомнадзором. УФАС контролирует наличие пометки о рекламе и ссылки на сайт рекламодателя либо указания на то, кто им является, а РКН смотрит на наличие идентификатора, который присваивается каждому рекламному креативу и заносится в единый реестр рекламы.

В Челябинской области уже были выявлены факты нарушения Закона о рекламе в социальных сетях, где публикуются местные новости и отзывы о заведениях питания. В результате указанной работы размещение спорных рекламных материалов прекращено.

Отмечу, что после внесения изменения в Закон о рекламе предприниматели стали более внимательно изучать требования к рекламе в целом, в том числе к таким публикациям в интернете.

Многие уже устали от назойливой рекламы по телефону. Как с этим бороться?

— В целях оперативного решения вопроса рекомендуем использовать специальный сервис на сайте ФАС России, который позволяет абонентам в удобной форме заявить о нежелательной рекламе и приложить доказательства. Предусмотрено, что в течение 72 часов номер, с которого поступает спам-реклама или нежелательные звонки, будет заблокирован.

В случае поступления заявления в антимонопольный орган отправителям выдаются предписания о прекращении нарушений требований Закона о рекламе, который запрещает рекламировать товары и услуги через телефонные звонки, смс-сообщения, электронную почту без получения предварительного согласия абонента. Нарушитель несет и административную ответственность. Нижний порог штрафов увеличен со 100 до 300 тыс. руб.

Реклама финансовых услуг занимает первую строчку среди нарушений законодательства, устанавливающего специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг. По инициативе ФАС России также ужесточена ответственность за нарушения: нижний порог штрафов теперь составляет 600 тыс. руб., верхний — 1,6 млн.

На сайте Челябинского УФАС России запущена рубрика «Недобросовестная финансовая реклама», где объединена практика Челябинского УФАС в сфере пресечения такой рекламы. Считаем, что потребитель при выборе организации для получения финансовой услуги сможет составить мнение на основе ее поведения на рынке при рекламе своих услуг.

Самое читаемое
  • Медиана зарплат достигает 139 тыс. руб. Кому работодатели готовы платить больше всего?Медиана зарплат достигает 139 тыс. руб. Кому работодатели готовы платить больше всего?
  • Важный сигнал. Банк России поднял ключевую ставку до 19% годовыхВажный сигнал. Банк России поднял ключевую ставку до 19% годовых
  • Урожайность превышает ожидания: озвучены первые итоги уборочной кампании на УралеУрожайность превышает ожидания: озвучены первые итоги уборочной кампании на Урале
  • Бракоразводный процесс Бакальчуков стартовал. Мужу предъявлены претензии на 27 млрд руб.Бракоразводный процесс Бакальчуков стартовал. Мужу предъявлены претензии на 27 млрд руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.