В этом году управляющим Челябинским отделением Сбербанка назначен Александр Конев. Он станет спикером площадки «Экология жизни» форума «Будущее города», который 23 апреля проведет «Деловой квартал».
В интервью CHEL.DK.RU Александр Конев рассказал о своих подходах в руководстве банком и планах его развития, о ситуации в сфере ипотеки и кредитования бизнеса, а также о возможностях и рисках использования искусственного интеллекта.
Александр Александрович, что нового вы планируете привнести или уже реализуете в статусе руководителя Челябинского регионального отделения Сбербанка?
— Мне досталось очень достойное наследство, сильная команда. Каждая задача оцифрована и имеет свой KPI, все сотрудники стремятся быть лучше. Ключевая задача — это повышение эффективности работы.
Сбер — это не просто банк, а глобальная экосистема. Основа эффективности — это люди, команда. Мы видим сужение возможностей подбора и сложность удержания кадров.
Молодежь меняется: поколение Z имеет другие представления о балансе жизни и работы, а мы ценим роль сотрудников в развитии компании: опытных, умных, замотивированных, которых не приходится часто заменять и тратить время на поиск и обучение новых.
Я считаю, что на повышение эффективности работы челябинского офиса банка будет существенно влиять развитие проектной деятельности и волонтерства. В прошлом году порядка 30% наших сотрудников поучаствовали в каких-либо проектах: социальных, экологических, по обучению населения финансовой грамотности и т. д. В прошлом году было реализовано более 30 таких крупных проектов, а также проведено около 300 уроков финграмотности.
Экология жизни: на форуме «Будущее города» обсудят нюансы бизнеса в промышленном регионе
Другая часть этой работы направлена на оптимизацию каких-либо внутренних процессов, совершенствование продуктов. Всё это надо выводить на новый и более масштабный уровень. Нашим молодым сотрудникам особенно важно проявлять себя, ощущать сопричастность к большой миссии, идее, им мало просто качественно выполнять свой функционал. На портале «СберИдея» каждый сотрудник мог подать свое предложение, сейчас это трансформировалось в программу «СберБуст», где идеи уже получают оценки коллег и экспертов, а лучшие внедряются в работу, тиражируются, и сотрудник даже может получить определенный процент от экономического эффекта — у нас уже есть такие примеры.
Для компании это тоже выгодно, так как дает возможность что-то менять, улучшать сервис для клиентов, выводить на рынок новые продукты.
Казалось бы, в такой крупной структуре все решения принимаются на высшем уровне, а на местах остается качественно исполнять поставленные задачи...
— Обычно система выглядит следующим образом: на местах важно четкое выполнение поставленных задач, а на федеральном уровне работают проектные команды и офисы, которые экспериментируют, а также придумывают прорывные идеи, меняющие процессы и бизнес-модели. Но людям на местах тоже важно предлагать прорывные идеи: как говорится, одна голова — хорошо, а несколько — лучше. К тому же часть возможностей лучше видна именно на местах. И если использовать творческий потенциал всех сотрудников, можно существенно повысить потенциал всей компании.
Какую роль вы отводите цифровым сервисам, технологиям и искусственному интеллекту?
— Без этого уже невозможно представить работу банка. Кредитоспособность физических лиц уже давно оценивается системами на основе искусственного интеллекта, по кредитным заявкам бизнеса более чем в 70% случаев решение тоже принимается в автоматизированном режиме.
Искусственный интеллект помогает нам следить за исправностью оборудования и наличием средств в наших банкоматах и офисах, также он используется в работе контактного центра, помогает оптимизировать маршруты инкассации. Только за 2023 г. финансовый эффект от применения технологии искусственного интеллекта в Сбере превысил 350 млрд рублей.
Новые перспективные направления работы Сбера — это AI-сервисы: GigaChat и Kandinsky. Они помогают в создании и обработке текста, видео, в написании компьютерных кодов.
Системы на основе искусственного интеллекта могут быть как специализированными, заточенными на решение каких-либо задач, так и более общими, способными компоновать заранее заготовленные варианты решений. Мы видим большие перспективы в развитии и использовании таких технологий. И у России есть важное конкурентное преимущество для реализации таких задач — это сильная математическая школа.
Технологии становятся настолько совершенными, что уже несут в себе опасность. Мошенники генерируют речь и даже изображение людей, выманивая у жертв деньги. Как Сбербанк противостоит подобным проявлениям?
— Это похоже на противостояние брони и снаряда. Совершенствуются одни технологии, им в ответ идут другие. В Сбере действует собственная антифрод-платформа, которая анализирует свыше 370 миллионов событий в сутки и позволяет отсечь более 99,6% попыток мошенничества. Система анализирует информацию об источниках звонков, о поведенческих шаблонах клиентов, и, если что-то вызывает подозрение, операция автоматически блокируется.
Сотрудники банка также всегда стараются обращать внимание на странное поведение клиентов в банке и отговаривать их от сомнительных сделок. Например, когда человек спешит снять деньги или взять кредит и при этом нервничает, с кем-то советуется по телефону. Бывает сложно переубедить человека, иногда приходится даже вызывать полицию.
Раньше мы постоянно сталкивались с кол-центрами, которые работают из-за границы, и людей там профессионально обучают, как убеждать жертв платить деньги. Сейчас злоумышленники переориентируются на использование дипфейков.
Это требует создания новых механизмов защиты, но вместе с тем и большей бдительности от людей. Увы, взломать человека легче, чем системы защиты. Люди сами предоставляют мошенникам доступ к своим счетам, несут или переводят им деньги, берут кредиты, например, чтобы якобы помочь следствию в изобличении каких-либо мошенников, и так далее. Всегда надо помнить, что нельзя обсуждать с посторонними людьми свои финансы, а при малейших сомнениях следует прекратить разговор и позвонить в свой банк. Это довольно простые и всем известные действия, но многие ими до сих пор пренебрегают.
Что касается работы банка с бизнесом: как меняется состав или объем услуг для предпринимателей?
— Когда выросла ключевая ставка ЦБ, стали подниматься и ставки, по которым банки могут кредитовать. Работа, связанная с оборотным кредитованием, идет в прежнем режиме, а объемы услуг продолжают расти. Поскольку эти деньги возвращаются достаточно быстро, потребность в оборотном финансировании не снижается.
Другой вопрос — проекты, связанные с инвестициями. По тем из них, финансирование которых начато до повышения ставки, условия не изменились. Мы понимаем, что по всем инвестиционным проектам были рассчитаны денежные потоки, а изменение условий могло бы поставить под угрозу их исполнение. Также мы не стали менять ставки и по проектам финансирования жилой недвижимости.
Что же касается новых инвестиционных проектов, то сложно игнорировать текущие обстоятельства, однако благодаря активному использованию льготных госпрограмм предприниматели по-прежнему имеют возможность запускать новые масштабные проекты.