Электрокар — это как девайс: всё настроено для тебя

Электрокар — это как девайс: всё настроено для тебя
Иллюстрация: АО «НПО “Электромашина”»

Челябинцы переходят на экологичные машины, а город приспосабливается к этому тренду. В 2023 г. в России было продано в общей сложности около 8200 электромобилей.

С одной стороны, это почти в 50 раз больше, чем в 2019-м. А с другой, подавляющее большинство людей пока выбирает другие варианты авто, потому что электрокар — это дорого и на первый взгляд непрактично: долго заряжаешь и мало едешь. Как скоро электрокары перестанут быть для нас экзотикой? Что можно сделать, чтобы процесс перехода на них шел быстрее? Об этом и многом другом рассказал заместитель главного конструктора по гражданской тематике АО НПО «Электромашина» Максим Гильметдинов.

Электрокар — это как девайс: всё настроено для тебя 1

Максим, правда ли, что электрокары — это не очень практичная покупка в сравнении с машиной с двигателем внутреннего сгорания?

— Знаю много владельцев электрокаров, которые делятся своим опытом. Они как раз говорят об обратном. Во-первых, электрокар почти не требует технического осмотра в том объеме, какой он нужен другим видам автомобилей. После покупки нужно только контролировать состояние расходных материалов (тормозные колодки, омывающая жидкость и т. д.) и вовремя менять их. Во-вторых, машина быстро набирает скорость, что позволяет водителю увереннее себя ощущать на трассе во время обгонов. В-третьих, электрокар не требует длительного прогрева: просто сел и поехал.

Особенно такие автомобили любят женщины: покупаешь его, настраиваешь все опции исключительно под себя и наслаждаешься поездкой. Вообще, люди, которые покупают электромобили, воспринимают их в большей мере не как средство передвижения, а как некий девайс — удобный и безопасный для окружающей среды.

Да, но многие при этом иронизируют, что нужно часами заряжать авто, чтобы этого хватило на пару сотен километров.

— Полная зарядка батареи обеспечивает автомобилю 400–450 км пробега. В пробках и на светофорах энергия, само собой, тоже не тратится. А еще есть система рекуперации — полезная вещь в условиях города, где часто приходится разгоняться и тормозить. Во время торможения происходит самоподзарядка аккумулятора, и это тоже способ регулировать расход ресурса.

За несколько лет накопилась успешная практика по использованию электрокаров в условиях минусовых температур. Есть некоторые лайфхаки, которые помогают водителям, так что каких-то особых ограничений тут тоже нет.

Что касается скорости зарядки электрокаров, то необязательно тратить на это порядка 6 часов. На быстрой зарядке емкость аккумулятора заполнится до нужных 80–90%, пока вы завтракаете или делаете покупки в торговом центре. Чаще всего хватает 30–50 минут.

Что значит быстрая зарядка и чем она отличается от обычной, кроме скорости?

— Мощность обычных зарядных станций, работающих на переменном токе, — 44 киловатта, а быстрых, которые работают на постоянном токе, — 150 киловатт. Отсюда и скорость, с которой заряжается электротранспорт.

Это правда, что если оставлять машину на быстрой зарядке, то у нее быстрее износится батарея?

— Сейчас это уже не так. У каждой аккумуляторной батареи, будь то смартфон или электрокар, есть свой срок службы. Скорость деградации батареи перестала зависеть от того, как ее заряжают — быстро или медленно. Заводы-изготовители проработали этот нюанс, так что автомобиль эволюционирует, быстрая зарядка не ухудшает срок службы электрокара.

Заправить электрокар — это дорого?

— При существующих на станциях тарифах за киловатт-час могу сказать, что на сопоставимый километраж это дешевле, чем заправлять машину с двигателем внутреннего сгорания.

Как понять, на какой электростанции лучше заряжаться?

Электрокар — это как девайс: всё настроено для тебя 2

— Станции отражаются во многих навигационных системах и приложениях. Там указаны основные характеристики оборудования — тип, мощность и прочее. Так что найти подходящую зарядную станцию в Челябинске несложно. Один из электрохабов нашего производства под названием Elli находится на ул. Машиностроителей, 4. С его помощью могут одновременно заправляться четыре автомобиля.

А чем электрохаб отличается от зарядной станции?

— Elli — это комплексный объект, выполненный в промышленном дизайне, который является частью концепции «Умный город». Удобное эстетичное сооружение с двумя зарядными станциями, системой освещения, информационными пилонами о наличии свободных на станции мест и так далее. Есть даже внутренние сенсоры для определения концентрации вредных веществ в атмосфере, то есть водитель может сразу увидеть, нет ли превышения по некоторым показателям. Поскольку электрокары — это в том числе про экологию, то и электрохаб мы создавали с системой экомониторинга.

Пока в городе только один такой электрохаб вашего производства?

— Да, но планы по развитию есть: такие заправочные комплексы нужны не только Челябинску, но и региону в целом, а также другим областям России.

Есть ли понимание, сколько зарядных станций нужно на город-миллионник по типу Челябинска, чтобы водитель мог спокойно и безопасно доехать до следующей заправки?

— В Минэкономразвития подсчитали, что для города-миллионника нужно не менее 300 таких станций — как минимум по одной станции на каждые 100 километров.

В 2022 г. зарядных станций в Челябинске было около десяти, и это был один из самых высоких показателей в стране. В Челябинской области делается особый акцент на снижении уровня выбросов и развитии электротранспорта, так что инфраструктура для электрокаров тоже будет развиваться.

Конечно, число электрокаров на наших дорогах отчасти зависит и от созданной инфраструктуры. Раньше были моменты, когда человек говорил: «Хорошо, я куплю электрокар, а где заряжать?». Если есть свой дом, то тут всё понятно. А если это многоквартирный дом, как быть? К счастью, девелоперы уже учитывают современные тренды, поэтому в новых поселках и жилых комплексах сразу предусматривают зарядные станции. Было бы здорово, если бы зарядить электрокары можно было у торгово-развлекательных центров, на АЗС или в других массовых местах.

Что еще нужно, чтобы электрокаров в России стало больше?

— Здесь можно смотреть, например, на стимулирование спроса в виде различных послаблений на ввозимые электрокары и параллельно с этим развивать инфраструктуру, регулировать процесс на законодательном уровне. Нужно сделать его более понятным для каждой из сторон: муниципалитета, разработчиков зарядных станций, надзорных ведомств. Ведь от эксплуатации электрокаров в итоге выигрывают все. Через зарядную инфраструктуру можно выровнять потребление энергии в течение дня, активизировать процесс обновления энергосетей, улучшить экологическую обстановку в городе и дать водителям альтернативу привычным видам транспорта.

Как считаете, сколько лет может пройти до того момента, когда электрокары получат широкое распространение?

— Мы живем в уникальное время, где всё быстро меняется. Еще несколько лет назад никто особо не задумывался об искусственном интеллекте и его массовом применении. А теперь любой человек может за 15 секунд с помощью ИИ создать видеоролик. Здесь то же самое. Когда мы только открывали нашу зарядную станцию, люди не понимали, что это такое. Прошло полгода — и все знают, зачем нужны такие зарядные станции. Так что, думаю, уже через 3–5 лет электрокары не будут вызывать удивления.

Справка

 
АО «НПО “Электромашина”» — предприятие по разработке, производству и ремонту электрооборудования, электрических систем и отдельных блоков для специальной продукции и продукции производственно-технического назначения (продукция для железнодорожной техники, пожарно-техническая продукция и продукция прочего гражданского назначения).
Компания является частью концерна «Уралвагонзавод», одного из крупнейших производителей ВиВТ и продукции для подвижного состава в РФ (входит в госкорпорацию «Ростех»).
Зарядные станции Elli, созданные на предприятии «Электромашина», спроектированы с учетом мировых тенденций в области зарядной инфраструктуры и электротранспорта и соответствуют всем нормам и стандартам РФ и Евросоюза в области электробезопасности.
По требованию заказчика можно изменить компоновку и установить дополнительные устройства: измерители потребляемой мощности; RFID, QR или Bar code идентификаторы; дополнительную защиту зарядных разъемов type 2, GB/T, CCS или CHAdeMO от механических и климатических воздействий.
 

Электрокар — это как девайс: всё настроено для тебя 3

АО «НПО “Электромашина”»,
тел. +7 (351) 255-22-35
Еlli.npoelm.ru.

Реклама, erid: LjN8JvJ9NАО «НПО “Электромашина”»

Самое читаемое
  • Вандалы разрубили золотого льва Андрея СимановскогоВандалы разрубили золотого льва Андрея Симановского
  • После трех лет простоя предприниматель попытался перезапустить бизнес. Что из этого вышло?После трех лет простоя предприниматель попытался перезапустить бизнес. Что из этого вышло?
  • «Население переходит в сберегательный режим». Свердловчане в 2 раза лучше погашают кредиты«Население переходит в сберегательный режим». Свердловчане в 2 раза лучше погашают кредиты
  • Гонка окладов завершается. Эксперты прогнозирует замедление роста зарплат с 2025 г.Гонка окладов завершается. Эксперты прогнозирует замедление роста зарплат с 2025 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.