Электрокар — это как девайс: всё настроено для тебя

Электрокар — это как девайс: всё настроено для тебя
Иллюстрация: АО «НПО “Электромашина”»

Челябинцы переходят на экологичные машины, а город приспосабливается к этому тренду. В 2023 г. в России было продано в общей сложности около 8200 электромобилей.

С одной стороны, это почти в 50 раз больше, чем в 2019-м. А с другой, подавляющее большинство людей пока выбирает другие варианты авто, потому что электрокар — это дорого и на первый взгляд непрактично: долго заряжаешь и мало едешь. Как скоро электрокары перестанут быть для нас экзотикой? Что можно сделать, чтобы процесс перехода на них шел быстрее? Об этом и многом другом рассказал заместитель главного конструктора по гражданской тематике АО НПО «Электромашина» Максим Гильметдинов.

Электрокар — это как девайс: всё настроено для тебя 1

Максим, правда ли, что электрокары — это не очень практичная покупка в сравнении с машиной с двигателем внутреннего сгорания?

— Знаю много владельцев электрокаров, которые делятся своим опытом. Они как раз говорят об обратном. Во-первых, электрокар почти не требует технического осмотра в том объеме, какой он нужен другим видам автомобилей. После покупки нужно только контролировать состояние расходных материалов (тормозные колодки, омывающая жидкость и т. д.) и вовремя менять их. Во-вторых, машина быстро набирает скорость, что позволяет водителю увереннее себя ощущать на трассе во время обгонов. В-третьих, электрокар не требует длительного прогрева: просто сел и поехал.

Особенно такие автомобили любят женщины: покупаешь его, настраиваешь все опции исключительно под себя и наслаждаешься поездкой. Вообще, люди, которые покупают электромобили, воспринимают их в большей мере не как средство передвижения, а как некий девайс — удобный и безопасный для окружающей среды.

Да, но многие при этом иронизируют, что нужно часами заряжать авто, чтобы этого хватило на пару сотен километров.

— Полная зарядка батареи обеспечивает автомобилю 400–450 км пробега. В пробках и на светофорах энергия, само собой, тоже не тратится. А еще есть система рекуперации — полезная вещь в условиях города, где часто приходится разгоняться и тормозить. Во время торможения происходит самоподзарядка аккумулятора, и это тоже способ регулировать расход ресурса.

За несколько лет накопилась успешная практика по использованию электрокаров в условиях минусовых температур. Есть некоторые лайфхаки, которые помогают водителям, так что каких-то особых ограничений тут тоже нет.

Что касается скорости зарядки электрокаров, то необязательно тратить на это порядка 6 часов. На быстрой зарядке емкость аккумулятора заполнится до нужных 80–90%, пока вы завтракаете или делаете покупки в торговом центре. Чаще всего хватает 30–50 минут.

Что значит быстрая зарядка и чем она отличается от обычной, кроме скорости?

— Мощность обычных зарядных станций, работающих на переменном токе, — 44 киловатта, а быстрых, которые работают на постоянном токе, — 150 киловатт. Отсюда и скорость, с которой заряжается электротранспорт.

Это правда, что если оставлять машину на быстрой зарядке, то у нее быстрее износится батарея?

— Сейчас это уже не так. У каждой аккумуляторной батареи, будь то смартфон или электрокар, есть свой срок службы. Скорость деградации батареи перестала зависеть от того, как ее заряжают — быстро или медленно. Заводы-изготовители проработали этот нюанс, так что автомобиль эволюционирует, быстрая зарядка не ухудшает срок службы электрокара.

Заправить электрокар — это дорого?

— При существующих на станциях тарифах за киловатт-час могу сказать, что на сопоставимый километраж это дешевле, чем заправлять машину с двигателем внутреннего сгорания.

Как понять, на какой электростанции лучше заряжаться?

Электрокар — это как девайс: всё настроено для тебя 2

— Станции отражаются во многих навигационных системах и приложениях. Там указаны основные характеристики оборудования — тип, мощность и прочее. Так что найти подходящую зарядную станцию в Челябинске несложно. Один из электрохабов нашего производства под названием Elli находится на ул. Машиностроителей, 4. С его помощью могут одновременно заправляться четыре автомобиля.

А чем электрохаб отличается от зарядной станции?

— Elli — это комплексный объект, выполненный в промышленном дизайне, который является частью концепции «Умный город». Удобное эстетичное сооружение с двумя зарядными станциями, системой освещения, информационными пилонами о наличии свободных на станции мест и так далее. Есть даже внутренние сенсоры для определения концентрации вредных веществ в атмосфере, то есть водитель может сразу увидеть, нет ли превышения по некоторым показателям. Поскольку электрокары — это в том числе про экологию, то и электрохаб мы создавали с системой экомониторинга.

Пока в городе только один такой электрохаб вашего производства?

— Да, но планы по развитию есть: такие заправочные комплексы нужны не только Челябинску, но и региону в целом, а также другим областям России.

Есть ли понимание, сколько зарядных станций нужно на город-миллионник по типу Челябинска, чтобы водитель мог спокойно и безопасно доехать до следующей заправки?

— В Минэкономразвития подсчитали, что для города-миллионника нужно не менее 300 таких станций — как минимум по одной станции на каждые 100 километров.

В 2022 г. зарядных станций в Челябинске было около десяти, и это был один из самых высоких показателей в стране. В Челябинской области делается особый акцент на снижении уровня выбросов и развитии электротранспорта, так что инфраструктура для электрокаров тоже будет развиваться.

Конечно, число электрокаров на наших дорогах отчасти зависит и от созданной инфраструктуры. Раньше были моменты, когда человек говорил: «Хорошо, я куплю электрокар, а где заряжать?». Если есть свой дом, то тут всё понятно. А если это многоквартирный дом, как быть? К счастью, девелоперы уже учитывают современные тренды, поэтому в новых поселках и жилых комплексах сразу предусматривают зарядные станции. Было бы здорово, если бы зарядить электрокары можно было у торгово-развлекательных центров, на АЗС или в других массовых местах.

Что еще нужно, чтобы электрокаров в России стало больше?

— Здесь можно смотреть, например, на стимулирование спроса в виде различных послаблений на ввозимые электрокары и параллельно с этим развивать инфраструктуру, регулировать процесс на законодательном уровне. Нужно сделать его более понятным для каждой из сторон: муниципалитета, разработчиков зарядных станций, надзорных ведомств. Ведь от эксплуатации электрокаров в итоге выигрывают все. Через зарядную инфраструктуру можно выровнять потребление энергии в течение дня, активизировать процесс обновления энергосетей, улучшить экологическую обстановку в городе и дать водителям альтернативу привычным видам транспорта.

Как считаете, сколько лет может пройти до того момента, когда электрокары получат широкое распространение?

— Мы живем в уникальное время, где всё быстро меняется. Еще несколько лет назад никто особо не задумывался об искусственном интеллекте и его массовом применении. А теперь любой человек может за 15 секунд с помощью ИИ создать видеоролик. Здесь то же самое. Когда мы только открывали нашу зарядную станцию, люди не понимали, что это такое. Прошло полгода — и все знают, зачем нужны такие зарядные станции. Так что, думаю, уже через 3–5 лет электрокары не будут вызывать удивления.

Справка

 
АО «НПО “Электромашина”» — предприятие по разработке, производству и ремонту электрооборудования, электрических систем и отдельных блоков для специальной продукции и продукции производственно-технического назначения (продукция для железнодорожной техники, пожарно-техническая продукция и продукция прочего гражданского назначения).
Компания является частью концерна «Уралвагонзавод», одного из крупнейших производителей ВиВТ и продукции для подвижного состава в РФ (входит в госкорпорацию «Ростех»).
Зарядные станции Elli, созданные на предприятии «Электромашина», спроектированы с учетом мировых тенденций в области зарядной инфраструктуры и электротранспорта и соответствуют всем нормам и стандартам РФ и Евросоюза в области электробезопасности.
По требованию заказчика можно изменить компоновку и установить дополнительные устройства: измерители потребляемой мощности; RFID, QR или Bar code идентификаторы; дополнительную защиту зарядных разъемов type 2, GB/T, CCS или CHAdeMO от механических и климатических воздействий.
 

Электрокар — это как девайс: всё настроено для тебя 3

АО «НПО “Электромашина”»,
тел. +7 (351) 255-22-35
Еlli.npoelm.ru.

Реклама, erid: LjN8JvJ9NАО «НПО “Электромашина”»

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.