«Рынок охлаждается»: челябинские автодилеры — о ценах на 2024 год
Агентство «Автостат» прогнозирует рост стоимости новых автомобилей в России в 2024 г. Что говорят на этот счет челябинские автодилеры?
После значительного роста цен на автомобили в последние два года ждать их снижения не приходится. Заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев считает, что на стоимость машин будет негативно влиять инфляция и стимулирование государством автопрома и авторынка. К тому же производители будут максимально стараться покрыть свои производственные и логистические расходы.
Для грубой оценки динамики цен можно использовать зависимость средневзвешенной цены автомобиля от показателя официальной годовой инфляции. Так, например, в 2022 г. инфляция составляла 12%, а рост цены — 29%, в 2023-м эти показатели прогнозируются на уровнях 7,5% и 21% соответственно. И если в бюджете РФ на 2024 г. показан прогноз по минимальной инфляции 4,5%, то удорожание автомобилей может составить уже не менее 10 — 12%, — считает Виктор Пушкарев.
Директор по развитию сети дилерских центров «Прагматика» Александр Шапринский называет вариант повышения цен на 5 — 10%. Для стабилизации ситуации нужен устойчивый курс рубля и стабильная ставка кредитования, разумный размер утилизационного сбора. Еще несколько федеральных игроков авторынка делают аналогичные прогнозы.
Челябинские дилеры разделяют позицию аналитиков «Автостата»: цены на новые машины в следующем году вырастут минимум на 10%. Владелец и генеральный директор сети автоцентров «Керг» Олег Байтингер считает, что влиять на это будут всё те же геополитические и экономические факторы: инфляция и курс валют.
Мы уже более 20 лет работаем на рынке и видим, что цены каждый год растут. Происходит удорожание материалов, логистики — всё это влияет на стоимость автомобилей. Увеличение есть даже на китайские модели, которые всегда более доступны, — комментирует Олег Байтингер.
Меняется структура и наполнение рынка, и этот тренд сохранится, продолжает автодилер. Прекращение поставок европейских марок автомобилей спровоцировало поиск альтернативных вариантов.
В этом году происходило активное переформатирование дилерских компаний. Многие поменяли вывески и начали работать с другими брендами, перестраивали шоурумы. Появились марки и модели, которых мы раньше не знали, прежде всего, китайские и довольно интересные, — добавляет Олег Байтингер. — Бизнесу в меняющихся глобальных событиях сложно оставаться на плаву, непросто наладить работу с новыми партнерами. К тому же из-за изменения ключевой ставки и удорожания кредитов потребительский рынок охлаждается. Становится сложнее финансировать новые проекты.
Руководитель отдела продаж Electrocars RUS г.Челябинск Юрий Чернов отметил, что несмотря на все сложности и быстро меняющуюся экономическую ситуацию, российские автодилеры сохраняют спокойствие. Предприниматели нашли выход в использовании механизма параллельного импорта. Цены же в 2023 г., по его наблюдениям, больше росли на вторичном рынке. Причиной стал уход европейских брендов и желание южноуральцев успеть купить такую машину. Увеличившийся спрос спровоцировал спекулятивный рост цен. А вот стоимость новых седанов «B» класса или небольших городских кроссоверов осталась примерно такой же, как и два года назад.
На мой взгляд, цены в 2024 г. меняться будут однозначно и точно не в меньшую сторону. Единственным спасением от постепенного повышения может стать только укрепление национальной валюты. Но это позволит лишь только приостановить рост цены, а не снизить её. И тем более не вернёт её на уровень 3-4-летней давности. Внутренняя конкуренция – это единственный, по моему мнению, фактор, который позволит снизить стоимость. Когда в нашей стране будет более сотни автомобильных брендов, приносящих инновации и дающих людям тот продукт, который им нужен, вот тогда производители будут бороться за своего клиента, — комментирует Юрий Чернов.
На рынок, по его мнению, продолжит влиять отложенный спрос. Эксперт приводит аналитические данные, которые показывают рост количества продаж в 2023 г. на 60%. А вот менять автомобили в текущем году многие не решались.
Люди отложили вопрос смены личного транспорта до лучших времён. Я бы назвал это стадией принятия. Когда человек понимает, что катастрофы никакой нет, а автомобиль сам себя не поменяет. Да, рынок изменился, но стоять на месте никто не хочет. И, как я уже говорил: «Поменялись всего лишь шильдики на капоте». В итоге, рост продаж машин не заставит себя долго ждать, — добавляет Юрий Чернов.
Вторым важным фактором, влияющим на автомобильный рынок в ближайшем будущем, останется параллельный импорт. Сейчас он вносит хаос в положение продавцов, но в то же время «не позволяет остыть доменным печам». «И как только европейские, японские, корейские и другие производители автомобилей вернутся в игру, наши дистрибьюторы и дилеры будут к этому готовы», считает Юрий Чернов.
Летом CHEL.DK.RU проводил опрос челябинских автодилеров о ситуации на рынке. В июне продажи легковых автомобилей выросли на 88%. Эксперты отмечали и увеличение цен.