Что значит решать задачи на уровне «Я»?
«В бизнесе возникает множество ситуаций, решение которых, как нам кажется, в значительной степени зависит от других людей или иных внешних факторов...
...Предприниматель в любом случае вынужден что-то делать, но, как правило, требуется много усилий, а порой принятие кардинальных мер», — уверена Ольга Попова, «Лигал Эксперт».
Сотрудники не проявляют инициативу, не берут ответственность на себя, часто допускают ошибки и пр. Что делать? Обучать, пытаться мотивировать, заниматься командообразованием и так далее. Если всё бесполезно, уволить, найти другого. А если все такие?
Конфликт с партнером. Что делать? Пытаться вразумить (он не хочет понять очевидных вещей!), провести дополнительную проверку (вдруг я чего-то еще не знаю), попробовать найти компромиссное решение и договориться (но вообще-то я уверен, что он меня слышит). Я сделал всё, что мог, остается только иск в суд.
Заказчик не платит. Что делать? Вести переговоры, пытаться выяснить причины, подключать дополнительные ресурсы, жаловаться, просто ждать. Не помогает — подавать иск в суд.
Обязательный атрибут подобных ситуаций — наши негативные эмоции по поводу происходящего. Основная причина: мир не такой, как нам хотелось бы, и все попытки его изменить не слишком эффективны, отчего стресс лишь растет.
Можно ли по-другому? Да, если выйти из плоскости проблемы и начать решать ситуацию на уровне «Я».
Проблема не решается в плоскости проблемы. Что-то подобное однажды сказал Эйнштейн и был абсолютно прав. Мы можем изменить только то, что наблюдаем. Если мы отождествляемся с ситуацией, то, во-первых, она действительно выглядит как большая проблема, во-вторых, мы просто не в состоянии увидеть эффективные способы ее решения.
Наглядную картинку того, на каком уровне возникают все ситуации, на каких уровнях мы пытаемся их решить и на каком уровне находится самое простое, самое быстрое и самое результативное решение, дает пирамида логических уровней Дилтса, которую легко найти в интернете. Начиная с нижнего уровня пирамиды и последовательно вверх: окружение, действия, способности, ценности, я (идентичность) как верхний уровень пирамиды. Далее в зеркальном отображении уровень миссии и смыслов.
На каком уровне возникают все ситуации? На уровнях окружения и действий. На каких уровнях мы их решаем? В подавляющем большинстве случаев на тех же, плюс подключается уровень «способности». Например, для того чтобы взыскать деньги с заказчика, клиент обращается к юристу. И если вспомнить ранее приведенные примеры, то легко можно заметить, что, по сути, все приведенные решения, которые часто выглядят единственно возможными, как раз и находятся на уровнях окружения, действий и способностей. Местами подключается уровень ценностей, который отвечает на вопрос «почему это важно?».
Но проблема не решается в плоскости проблемы! И достаточно взглянуть на пирамиду, чтобы увидеть, что на уровнях окружения, действий и способностей в попытке решить проблему нам необходимо совершить огромное количество действий, что и происходит в реальной жизни: 80% усилий — 20% результата. Уровень ценностей помогает уменьшить количество действий. Отвечая на вопрос «зачем?» и здраво понимая, что действие бесполезно, мы способны от него отказаться. Однако это всё еще не то самое решение, которое мы ищем.
Остался уровень «Я». Получается, что задача должна решаться на этом уровне? Неужели, чтобы решить ситуацию (любую!), нужно измениться самому? Как это?
Каким я должен стать, что для себя понять, чтобы мои сотрудники стали ответственными и инициативными? Каким я должен стать, что изменить в себе, чтобы клиенты начали мне платить без задержек? Каким я должен стать, чтобы мой партнер меня услышал?
Оказывается, всё зависит от меня, и я реально управляю своей жизнью? Тогда есть ли у меня основания злиться на сотрудников, партнера, клиентов?
Решая задачу на уровне «Я», требуется ли совершать какие-либо действия? Да, но, как видно из пирамиды, этих действий будет в разы меньше, чем на всех предыдущих уровнях. И самый приятный бонус — результат превзойдет все ожидания. А если посмотреть с уровня миссии, то можно найти истинный позитивный смысл ситуации, что создаст вау-эффект. Хочешь изменить мир — измени себя.
Реклама
ООО Консалтинговая компания «Лигал Эксперт»,
Legalxp.ru.