Екатерина Карпенко: «Выражение “мы не школа” должно исчезнуть при подборе кадров»

Директор и управляющий партнер рекрутинговой компании «ТИРС» Екатерина Карпенко — об амбициях молодых специалистов, новом взгляде на авторитеты и о престиже рабочих профессий.

Екатерина, кадровый дефицит в России подталкивает работодателей брать молодых новичков? Или их по-прежнему неохотно берут на работу?

— Молодых специалистов берут, и работодатели готовы взращивать их по себя. Мы видим этому яркие подтверждения. Так, участники премии «Человек года — 2023» в номинации «Профориентация» развивают масштабные проекты по подготовке и воспитанию молодых специалистов, планируют расширять свои программы, включая в них младших школьников.

Крупный бизнес перестраивается достаточно быстро, создает центры наставничества и обучения, что позволяет работать даже с соискателями без опыта. Работодатель набирает производственные кадры и для этого выстраивает плотные связи в рамках системы «Профессионалитет» с колледжами, различными образовательными кластерами. Студенты учатся и одновременно работают по получаемой специальности.

А что со средним бизнесом?

— Он еще находится в позиции, когда главный аргумент — это уровень зарплаты. Но молодежь ориентируется на желаемый уровень жизни, а не на осознание своих компетенций. С соискателями нужно много работать, ресурсов на это у среднего бизнеса обычно всегда не хватает.

Есть мнение, что молодежь не готова преодолевать даже небольшие трудности в работе.

— Это правда. Им сложно объяснить, что успех приходит с рутиной, что сталкиваться со сложными моментами — это нормально. Когда они спотыкаются о первые «рабочие кочки», у них тут же пропадает желание что-либо делать.

Разве так не всегда было?

— Нет. Я отслеживаю тренд с 2016 г. До того момента молодые специалисты были готовы прилагать усилия, не звучало слово «выгорание» спустя год работы, не было запроса на некую легкость бытия. Соискатели были готовы трудиться и зарабатывать.

Как думаете, почему так произошло?

— Я не социолог, я рекрутер и могу поделиться только собственными наблюдениями. Наши бабушки и дедушки были по-настоящему людьми «из железа и стали». Советских школьников не жалели, рассказывая о военных и трудовых подвигах детей и подростков. Поколение наших родителей (шестидесятники) воспитывалось на высоких амбициях: полететь в космос, совершить невероятное в мире науки, техники, медицины. Мы видели невероятных звезд в культуре, искусстве, спорте. У страны были глобальные планы, в которые старались вовлекать каждого. Отсутствие активности в социуме было неприемлемо.

Вот этих вызовов, этих новых амбиций на государственном уровне нам сейчас очень не хватает. Мы были потомками победителей, а стали какие-то… средненькие. Целое поколение привыкло к тому, что всё можно купить за границей. В информационном поле насаждается принцип «уезжай на Бали, работай три часа в день». Молодежь нужно отвлекать от такого блогерства. Им нужны другие ориентиры. Для нас это были Сахаров, Солженицын, Плисецкая, Гагарин... А у современных ребят кто? Моргенштерн* и Блиновская?

Что интересно молодым соискателям?

— Как минимум уровень средней зарплаты (не всегда соизмеримый с их реальными компетенциями). Раскрутка IT-индустрии тоже подстегивает многих, кто хочет на удаленке зарабатывать 300–400 тысяч рублей. Но как только кандидат начинает пробовать себя в учебе, становится трудно.

Внушительная доля соискателей говорит, что хочет сначала попробовать, подойдет ли ему та или иная работа. То есть хотят обучаться, получать при этом зарплату, и совсем не факт, что потом сотрудник останется с вами. Мы начали предлагать бесплатную двухдневную стажировку, чтобы соискатель мог принять решение.

В какие сферы хочет идти молодежь?

— По-прежнему рабочие профессии для нее трудны и непрестижны, но это связано, на мой взгляд, с отсутствием грамотной пропаганды со стороны предприятий и государства. Нет проектов, визуализации, медиаконтента, которые бы привлекали. Достаточно сильно снизился интерес к профессии учителя, врача, экономиста, водителя, работника сферы продаж. Зато хотят работать в сфере IT и программирования, рекламы, контент-менеджмента, дизайна, бьюти-индустрии, путешествий, фешен.

Многие предпочитают работать курьерами или в пункте выдачи товаров маркетплейса.

— Они воспринимают курьерскую работу как занятость. Ты какое-то время поездил с доставкой еды в Челябинске, а завтра можешь делать то же самое в другом крупном городе. Молодежи сложно думать на перспективу: для них постоянное место работы, так же, как и брак, семья — это очень абстрактные вещи.

Чем это опасно?

— В первую очередь это большая потеря для рынка труда. Можно переучить тех, кому сейчас 45+, но только на ограниченный круг профессий. Часто новички пытаются пробовать разные профессии, и это занимает драгоценное время. Перебрав профессии на своем опыте, можно потерять время для освоения сложных навыков профессий врача, летчика и других.

Поэтому с больших экранов всё чаще поднимают вопрос ранней профориентации — с детского сада, со школы. Начали говорить о возрождении системы учебно-производственных комбинатов, станций юных техников и прочего. Это действительно нужно: в каждом ребенке живут любознательность и колоссальная энергия, и ее важно как можно раньше направить в нужное русло.

Но ведь наверняка и у молодежи есть свои сильные стороны. Что может сделать работодатель, чтобы всё-таки воспитать из молодого новичка классного специалиста?

— Действительно, у нового поколения есть свои ресурсы. Например, они быстро обучаются работе с цифровыми продуктами, для них это естественная среда. Да, молодежь, возможно, требует к себе больше внимания, чем раньше, но ей важно задать вектор развития. Многие компании малого и среднего бизнеса еще не осознали, что выражения «мы не школа», «устали учить кадры» должны исчезнуть из политики подбора кадров. Борьба идет за всех, и нужно подумать о том, как в рамках даже маленькой компании наладить наставничество, создать некий учебный центр.

Следующий год объявлен в России Годом семьи. Можно ли использовать эту возможность, например, для возрождения престижа трудовых династий?

— Конечно. Профессиональная династия может стать еще одной точкой опоры для подрастающего поколения. Делиться опытом старшего поколения, развивать духовное наставничество, выявлять и поощрять через конкурсы НКО талантливых ребят и помогать в их обучении было бы здорово. Вспоминаю, как моя бабушка уже после войны взяла на воспитание двух девочек. Она научила их шить, дав, по сути, профессию и возможность заработка. Есть похожие примеры в челябинской бизнес-среде, когда люди помогают получить образование подросткам, у которых нет на это средств. Участники номинации «Трудовая династия» ежегодной премии «Человек года», особенно победители (семья Видгоф), служат замечательным примером для многих семей в деле воспитания отличных трудовых династий! Это благородная миссия, и чем большее развитие мы ей дадим, тем лучше для собственников бизнеса и их потенциальных сотрудников.

Реклама
ООО «ТИРС-Аутсорсинг»,
Тирс-работа.рф.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.