Евгений Свеженцев: «С близких людей спрос в разы выше»

«Мы уже выполнили прошлогодний план по выручке», — говорит Евгений Свеженцев. Генеральный директор завода «ЧЗПСН-Профнастил» был номинирован на получение премии «Человек года—2023».

Евгений Свеженцев входит в топ-5 руководителей Челябинской области в сфере металлургии и металлообработки по версии журнала «Генеральный директор». Завод является лидером рынка в России и странах СНГ по производству сэндвич-панелей. Выручка компании за 2022 г. превысила 9,5 млрд руб. «Деловой квартал» встретился с ним и узнал, в чем секрет успеха семейных компаний и без чего невозможно стать хорошим управленцем.

Евгений Игоревич, более 20 лет ваша семья связана с заводом «ЧЗПСН-Профнастил». Каково это управлять предприятием, на котором многими производственными процессами руководят ваши родственники?

— Серьезные решения принимать в одиночку сложно, а когда это семейный бизнес, немного проще. Потому что все проблемные вопросы и острые моменты ты можешь  обсудить в кругу близких людей. Всегда легче двигаться вперед, когда есть надежная поддержка. Но если говорить об основах управления бизнесом, то в моем понимании — это честность, порядочность, умение слушать людей и слышать. Я сознаю, что мое видение какой-то рабочей ситуации не всегда является единственно верным. Все ошибаются, и руководители, и подчиненные. Не бывает абсолютно правильного мнения. Поэтому всегда прислушиваюсь к другим людям, не важно, родственники это или коллеги.

Евгений Свеженцев: «С близких людей спрос в разы выше» 1
Каждая панель делается под индивидуальный заказ

Для многих компаний последние год-два были непростыми.  «ЧЗПСН-Профнастил»  производит продукцию, которая востребована как в России, так и в других странах. Наверняка, пришлось принимать те самые сложные решения, о которых вы сейчас говорили?

— Для нас 2022 г., когда резко поменялась экономическая ситуация, оказался относительно стабильным. Компании повезло, потому что в 2021 г. мы начали формирование заказов раньше, чем обычно. Когда в отношении России ввели санкции, у нас уже были договоры и в марте, и в апреле, и в мае. Эти месяцы мы прожили относительно стабильно.

Провал возник только в июне, и он стал переломным. За счет общей работы коллектива и максимального вложения усилий мы смогли все-таки выйти на уровень производства, который нас более-менее устраивал. Самым сложным стал июль из-за отсутствия заказчиков — иностранных компаний.  Получилось так, что заказ наполовину оплачен, а клиент  ушел с российского рынка, и продукция зависла на складе. Мы не знали, что с ней делать. Пришлось срочно искать других потребителей.

Сложность была еще и в том, что наша продукция не универсальная, каждая панель изготавливается под индивидуальный заказ, что придает бизнесу определенные сложности со сбытом. Чтобы хоть как-то возвращать деньги в оборот и реализовывать продукцию, мы перепродавали готовые панели по более низкой цене, давали дополнительные скидки.

В конце 2022 г. ситуация на рынке стабилизировалась, а в марте 2023-го начался подъем. Рынок оживился. Мы собрали очень большой портфель, и сейчас идет даже перегруз.

Евгений Свеженцев: «С близких людей спрос в разы выше» 2
Прошлогодний план по выручке уже выполнили

Потребность в продукции, которую мы выпускаем, выше, чем могут ее произвести все российские заводы. Наши фабрики в Челябинске, Самарской и Волгоградской областях сейчас полностью загружены. На 1 октября мы уже выполнили план по выручке 2022 г.

Нынешний год однозначно будет лучше предыдущего. У предприятия есть рост как по производственным показателям, так и в денежном эквиваленте. Сегодня у нас семь производственно-складских комплексов с общим финансовым оборотом более 20 млрд руб.  Мы поставляем продукцию в том числе на мировой рынок: в страны Южной Азии и Бангладеш.

В следующем году «Профнастилу» исполнится 50 лет. Получается, что предприятие начало свою деятельность еще в эпоху плановой экономики. Сейчас она рыночная. А удается ли планировать, скажем, на 5 лет?

— Мы видим свой вектор развития в выходе на другие регионы.  Дело в том, что для нашей продукции сложна логистика. Поэтому смотрим на карту и идем туда, где видим  перспективы. В 2017 г. приобрели один завод в Самаре, в 2019-м — второй. Открытие двух новых предприятий, позволило холдингу начать выпуск нового вида продукции — минеральной ваты. Затем мы приобрели еще один завод в городе Волжский. Сейчас компания в процессе покупки еще одного производства. Параллельно обновляем оборудование. В прошлом году модернизировали линию покраски. Обновляем парк станов. Сейчас поддерживаем в рабочем состоянии имеющееся оборудование, а как только будет возможность, запустим процесс модернизации.

К какому типу руководителей вы себя относите: стратегам или хозяйственникам?

— Я, скорее, хозяйственник. Хотя, когда работал коммерческим директором, действовал немного по-другому. Сейчас в должности гендиректора это уже другое видение рабочих процессов и понимание развития компании. Разные должности диктуют разные управленческие модели, разные подходы.

А вообще, не зря ведь мы находимся в категории семейный бизнес. У нас сплав одного и другого. Есть Игорь Николаевич Свеженцев (Первый советник генерального директора — Прим. Ред.), от которого идут все посылы.  Он конкретно стратег, занимается перспективным развитием, планированием будущего. Моя же задача — обеспечить стабильность и рост показателей предприятия. Каждый отвечает за свой сектор. Мы не придерживаемся в руководстве компанией каких-то моделей, у нас симбиоз. Поэтому, наверное, развиваемся и растем.

Евгений Свеженцев: «С близких людей спрос в разы выше» 3
Компания дает сотрудникам возможность развиваться в разных направлениях

По оценке Торгово-промышленной палаты России, в нашей стране семейное предпринимательство составляет 74%. При этом более половины таких компаний не доживают до второго поколения. Как считаете, в чем причина?

— Можно сколько угодно говорить о стабильности крупных предприятий, но если оно стоит на месте, происходит стагнация, а затем падение. Бизнес должен развиваться. А для этого нужны ресурсы. Мы же понимаем, что это большие деньги и вложения. Не всегда удается то, что видишь в перспективе, реализовать в кратчайшие сроки. За счет своих и коммерческих средств серьезный инвестиционный проект можно завершить в течение 10 лет. Малому бизнесу еще сложнее развиваться.

Если были бы такие программы поддержки, как льготное кредитование, наверняка, выживало бы больше компаний, в том числе и семейных. Сейчас, например, есть  проблема с оборудованием иностранного производства, с  доставкой тех или иных запчастей. Особенно это касается электроники.

А в чем преимущество семейного бизнеса?

— Когда знаешь людей с детства, их плюсы и минусы, слабые и сильные стороны,  понимаешь, когда и как подойти к человеку.  Выбираешь время, когда он готов общаться, и в процессе обсуждения мы находим решение. В этом, я думаю, главное преимущество семейных компаний. В каких-то сферах мы дополняем друг друга. Но при этом должно быть разделение ответственности.  Только после того, как мы это  сделали, у компании изменились результаты. Но даже родственники руководителями просто так не становятся, это место надо заслужить.

Управленцу необходимо знать все тонкости производства и разбираться в них. А с близких людей спрос в разы выше. В том числе потому, что у родственника  фамилия, которую нельзя опозорить. Неважно, близкий или дальний, он должен вкладываться, приходить с большим желанием на работу, получать правильный опыт и постоянно расти.

Бывают неожиданные открытия, когда вроде знаешь, в чем силен человек, а потом вдруг обнаруживаешь в нем новые таланты?

— Прежде всего, от себя не ожидал, что у меня что-то получится в продажах.  Изначально я работал на производстве. Пришел на завод в 16 лет, трудился разнорабочим на погрузке готовой продукции, потом дорос до помощника мастера линии сэндвич-панелей.

Когда на предприятии возник дефицит кадров, Игорь Николаевич Свеженцев предложил попробовать себя в коммерции. Для меня самого стало открытием, что я смог справиться с поставленной задачей. Если брать более молодое поколение в нашей семье, Владислав и Людмила тоже начинали с одного, где-то не получалось, и мы давали им возможность развиваться в других направлениях.  И это нормально. Нужно отталкиваться от человека, понимать, что он хочет, нужно слушать его. Не нужно свои принципы и цели ставить на первое место. Человек больше пользы принесет тогда, когда он будет чувствовать себя в своей тарелке и на своем месте.

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.