Самым юным участником премии «Человек года — 2023» в Челябинске стал Егор Беленинов. В тандеме с папой 13-летний бизнесмен запустил производство мясных консервов под собственной маркой.
Как это нередко бывает, начало бизнесу положило хобби. Семья Егора много путешествует. Папа Антон — заядлый байкер, а еще он очень любит готовить мясо. Помимо консервов в ассортименте небольшого предприятия есть мясные чипсы, колбасы, маринады и даже более 20 видов уксусов по авторской рецептуре. Как походная кулинария превратилась в собственное дело, сколько зарабатывает, на что тратит зарплату и о чём мечтает молодой предприниматель? Журналист «Делового квартала» побывал в гостях у Белениновых и продегустировал авторские продукты.
Егор, в какой момент ты понял, что пора самому зарабатывать деньги? И чья была идея производить консервы?
Егор: Однажды я шел из школы и подумал о том, что денег у меня мало, хочу их сам заработать. Хочу, чтобы у меня были деньги не только на карманные расходы, чтобы я мог покупать себе дорогие вещи.
И еще у меня есть мечта. Я хочу копить на нее деньги, зарабатывая самостоятельно. Так как мой папа проводит кулинарные шоу по приготовлению блюд на гриле, пришла идея заняться производством мясных продуктов. И мы начали делать мясные чипсы — тонко порезанные кусочки мяса, засушенные в дегидраторе.
Антон: На самом деле, история началась немного раньше. У Егора есть свой подростковый мотоцикл. Как-то мы катались с ним, и он понял, что транспортное средство стало ему маловато. Он сказал: «Папа, купи мне новый мотоцикл». На что я ответил: «Хорошо, только заработай на него». Сын думал целую неделю и в итоге предложил делать консервы.
Мясные чипсы — первая проба пера
Мы начали с сушеного мяса — продукта, который был на тот момент для нас более понятен. Дело в том, что я планирую на пенсии открыть студию барбекю. Буду обучать людей правильному приготовлению мяса. На тот момент у нас были свои эксперименты, но они требовали постоянного участия в процессах термообработки, усушки и т. д. А поскольку молодой человек учится и занимается спортом, он не может присутствовать на всех технологических этапах приготовления чипсов. Поэтому мы решили заняться производством консервов.
Мы подумали: почему бы не сделать удобный и безопасный для путешественников продукт в фольгированной упаковке. Пакет можно разогреть на улице, используя метод беспламенного нагревания пищи: в горячей воде за счет инфракрасного излучения. Открывая его, нельзя порезаться, как о жестяную банку. У таких консервов одни положительные качества.
А чем по вкусу ваши консервы отличаются от тех, что продаются в магазинах?
Антон: Первым нашим продуктом стала тушенка из говядины. Поскольку моя профессия связана с применением ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач. — Прим. ред.), я решил использовать научный подход и к рецептуре наших консервов. То есть разложить продукт на составляющие. Дело в том, что ГОСТ допускает присутствие в тушенке большой массы жира. Обычно он занимает половину упаковки. По ГОСТу выход продукта (мышечной массы) составляет не меньше 58%. Остальное — жир и желирующее вещество. Производители добавляют агар-агар или каррагинан — выжимку из водорослей. Мы не кладем в консервы примеси. Только мясо.
В рецепте авторской тушенки три ингредиента: мясо, соль и специи
Егор нашел технолога, который объяснил, что лучше использовать голяшку, так как в ней самое большое содержание коллагена. Еще мы в соответствии с рекомендациями ВОЗ уменьшили в четыре раза количество соли, потому что на первом месте для нас безопасность продукта. И по этим же соображениям мы закупаем только заводскую мраморную говядину, а не фермерское мясо. Егор сам занимается подготовкой продуктов и сам закладывает сырые ингредиенты по пакетам. Вся термообработка происходит уже внутри упаковки в автоклаве.
А если говорить о вкусе, на что вы ориентировались: рецептуру ГОСТа или собственные вкусовые ощущения? Тестировали продукт?
Антон: Да, тестировали и получали обратную связь. Когда мы сделали уже не одну тысячу изделий, решили сменить специи. В классической тушенке это лавровый лист и перец. Мы не стали использовать лаврушку, поскольку это сезонный ингредиент, а значит, нестабильный. Она может быть молодой или старой. Меня учил шеф-повар Константин Ивлев, что главное для любого продукта — стабильное качество, поэтому мы используем экстракты специй, у которых концентрированный вкус, и таким образом поддерживаем постоянное качество своей тушенки. Также мы сами разработали дозировку. Много экспериментировали, и в итоге у нас получился свой продукт.
Мясо отправляется на ферментацию сразу в упаковке
В каких объемах сейчас у вас производство и есть ли бизнес-план, стратегия?
Антон: Помимо тушенки мы производим 15 видов каш, супы по собственной рецептуре. Конечно, у нас есть долгосрочный план, но сейчас на первом месте учеба, поэтому не делаем упор на большие продажи. За этот год мы зарегистрировали товарный знак «Жаркое сердце», запустили бот, открыли официальный интернет-магазин с приемом платежей. Пока я оформил его на себя как самозанятый. Сейчас в нашей стране проводится эксперимент: с 14 лет подростки могут оформить самозанятость, и мы планируем полностью перевести этот бизнес на Егора, чтобы он финансово сам отвечал за свое дело. В планах — открытие кулинарной студии, а также производство разных видов уксуса.
Как выстроена работа на вашем маленьком предприятии? Какова доля усилий Егора и папы?
Егор: Мы распределили обязанности так: поскольку я самый молодой и энергичный сотрудник, на мне основная работа. Я режу мясо, раскладываю по пакетам, запаиваю их, отправляю на ферментацию и контролирую процесс готовки. Папа отвечает за специи и бесперебойную работу автоклава. Мы используем профессиональное оборудование и, поскольку живем за городом, специально для производства оборудовали вторую кухню.
Белениновы работают над расширением ассортимента
Для вас это игра или проба пера. Вы задумались о серьезном подходе к этому делу?
Егор: Я настроен серьезно. Сейчас производим свою продукцию под заказ. Мы потихоньку развиваемся, чтобы компания имела больший оборот. Создали бота для приема заказов. Сейчас готовим склад, чтобы всегда был в запасе определенный ассортимент продуктов.
Антон: Для меня это социальный проект. Ребенок находится в том возрасте, когда хочется самому покупать себе вещи. Но чаще всего эти траты родители не считают важными. Поэтому, когда Егор говорит, что хочет купить кроссовки за 20 тыс. рублей, я отвечаю: «Вперед, у тебя есть ресурсы, чтобы заработать на них». Мы выделяем ему карманные деньги, и, если их не хватает, он знает, что у него есть дополнительные средства в виде заработка.
Папа — генератор идей
Егор, родители контролируют твои траты?
Егор: Смотря какая вещь.
Антон: Егор сам зарабатывает деньги уже около двух лет. У него есть своя банковская карта, расчет ведем по себестоимости продукта. Как только я что-то продаю, сразу же перевожу его долю на карту. Если он захотел, например, мороженое, то пошел и купил. Если же вещь крупная, то ребенок сообщает нам, какая именно. Это его заработанные деньги, и я помогаю ему лишь с высоты своего опыта более эффективно их потратить. Или предлагаю подождать, а потом немного добавить и купить вещь лучшего качества. Но решает он сам. Запретов нет. Если он все-таки решил совершить покупку, но сейчас денег не хватает, мы заключаем контракт. Я предлагаю ему деньги в долг, но с уговором, что со временем он рассчитается со мной.
Когда было самое классное ощущение от своей работы?
Егор: Когда получил первую прибыль.
Антон: Я помню, что самую классную эмоцию он испытал, когда я читал ему отзывы. Первый был в ноябре 2022 г.: «Спасибо за тушенку. Она очень вкусная и питательная. Теперь будем брать только у тебя». Мнение покупателя — самое главное в любом деле.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.