Через 10 лет в небе будет много беспилотников, управляемых нейросетью — Виталий Муниров

Через 10 лет в небе будет много беспилотников, управляемых нейросетью — Виталий Муниров
Иллюстрация: ООО "Курсир"

Новый тип БПЛА создали в Челябинской области. Компания «Курсир» разработала самый компактный в мире комплекс беспилотной авиационной системы для проверки систем посадки и навигации в аэропортах.

Комплекс позволяет наземным службам аэродромов оперативно получать информацию о состоянии «технического организма» аэропорта и его проблемных местах. В 2022 г. разработчики продемонстрировали свое изобретение для корпорации CORPAC S.A. и выиграли первый в международной практике тендер на обслуживание систем посадки и навигации в Испании. О ноу-хау челябинских инженеров и программистов «Деловому кварталу» рассказал директор «Курсира» Виталий Муниров.

Виталий, действительно ли пока никто в мире, кроме вас, не может производить технику подобного уровня?

— Наши дроны — это абсолютное ноу-хау. Мы занимаемся радиоизмерениями в воздухе, а дрон — это транспортное средство, которое перемещает измеритель. 10 лет мы разрабатывали системы посадки для авиации, а семь лет назад решили производить беспилотники для проверки систем навигации и приземления самолетов. Мы были уверены, что это необходимо рынку.

Через 10 лет в небе будет много беспилотников, управляемых нейросетью — Виталий Муниров
 1

Работа над проектом заняла пять лет. Над разработкой трудилась целая армия специалистов: конструкторы, схемотехники, программисты. В наших беспилотниках всё свое. Начинали, конечно, с покупных технологий. Брали дроны у других поставщиков, чтобы быстрее обкатать в полях собственные разработку и программное обеспечение. Но ядро технологии — измерительный комплекс — наш продукт. Он может проверять основные системы посадки ILS, VOR, Marker и др.

На текущий момент мы имеем самый компактный и маленький комплекс подобного класса в мире — 30×30 см. Все остальные в два-три раза больше по плоскости. Оборудование конкурентов тяжелее, что влияет на безопасность полетов. Наши дроны за счет малых габаритов могут работать в очень плохую погоду.

В октябре мы испытывали наш беспилотник в Ханты-Мансийске при порывах ветра до 25 м/с. И пробный полет прошел успешно. Обычные дроны при ветре 10 м/с уже не летают.

Помимо размеров измерительного комплекса, в чём еще уникальность разработки?

— В цене летного часа. Наши технологии, собственные программное обеспечение и электронная база позволяют удешевить экономику перевозчика. Сам по себе самолет, как вы понимаете, удовольствие не из дешевых. Добавьте к этому стоимость измерительного оборудования для проверки систем посадки и навигации, которое закупается за рубежом и стоит от двух млн долларов. Цена беспилотной авиационной системы для летных проверок — меньше миллиона долларов.

Как компания вышла на международный рынок?

— В начале 2022 г. мы выиграли первый в международной практике тендер на обслуживание систем посадки и навигации в Испании с помощью БВС. Конкурс проводил европейский провайдер аэронавигационных услуг ENAIRE. Но в марте этого же года тендер был отменен, поскольку Испания стала недружественной для России страной. Нам пришлось серьезно перекраивать географию своего рынка. Переориентировались на Азию и Латинскую Америку. Интерес к нашей продукции уже проявили пять стран Латинской Америки: Аргентина, Бразилия, Перу, Чили, Колумбия и Мексика. С одной из них заключили первый контракт. В перспективе рассматриваем в качестве партнеров государства Африки. Ведем переговоры с Индией. Большой интерес к нашей продукции наблюдаем и в азиатских странах. Но есть один нюанс.

Как правило, вся аэропортовая инфраструктура, проверкой которой мы занимаемся с помощью беспилотников, принадлежит государству. Поэтому процесс ведения переговоров до заключения контракта длится очень долго. От первого контракта до сделки обычно проходит от года до трех лет.

Через 10 лет в небе будет много беспилотников, управляемых нейросетью — Виталий Муниров
 2

Бюрократия имеет место в каждом государстве, а все ведомства живут циклами финансового планирования. То есть если мы в этом году поговорили и решили сотрудничать, то нас поставят в планы на будущий финансовый год. Поскольку наш основной заказчик — государство, то и в каждой стране у нас один-два клиента.

Второй момент — мы предлагаем инновационную технологию. Работу воздушного транспорта регулирует Международная организация гражданской авиации ИКАО. Ведомство выдает рекомендации всем странам, по каким правилам и нормам будет жить воздушный транспорт в каждом государстве.

Эта организация сказала нам: «До регулирования вашей сферы мы дойдем, дай бог, в 2025 г. Потому что это слишком инновационный продукт и его нужно обкатать, посмотреть в деле». Пока в ИКАО не понимают до конца, какие правила будут применять к нашим беспилотникам.

Вообще, оборудование должно работать как пилотируемая или беспилотная авиация. С точки зрения регулирования у чиновников много вопросов. Поэтому мы хотели сертифицироваться в Европе, где действует организация EASA. Она сертифицирует продукцию под европейского клиента. Но там нам тоже отказали с формулировкой, что пока нет норм и правил регулирования беспилотников. То есть сертификация на данный момент — это ответственность авиационных властей каждой страны. Поэтому мы выходим на власти какого-либо государства, и начинается долгий процесс выработки норм, правил, согласования.

Через 10 лет в небе будет много беспилотников, управляемых нейросетью — Виталий Муниров
 3

Кто конкуренты «Курсира» на международном и отечественном рынках?

— В мире мы конкурируем всего с пятью-шестью компаниями, которые занимаются этим направлением, поскольку оно очень непростое, капиталоемкое. Это производители из Испании, Германии, Швейцарии, Америки и Италии. Среди россиян пока нет конкурентов.

До пандемии ежегодный объем рынка в нашей нише составлял порядка миллиарда долларов. Мы планировали через 10 лет занять существенную долю рынка, но пандемия коронавируса в 2020 г. сократила авиационную отрасль на 50%. Сейчас с учетом геополитической ситуации и турбулентности «короны» весь рынок, скорее всего, не превысит десятков миллионов долларов. Но пока мы перестали прогнозировать, работаем точечно и штучно. В этом и следующем годах будет хорошо, если заключим три–пять сделок, а дальше посмотрим.

Многие компании релоцировали бизнес, чтобы выйти на мировой рынок. Вы рассматриваете такой вариант?

— Мы выбрали другую стратегию. Дело в том, что мы сотрудничаем с государственными организациями, поэтому невозможно будет утаить, что мы из России. Хотим заходить через локальных партнеров за рубежом. Внутри продукта будет наша технология. Планируем продавать лицензию контрагенту, который наладит производство нашего продукта под своим брендом. Буквально на днях мы обсуждали такую возможность.

Через 10 лет в небе будет много беспилотников, управляемых нейросетью — Виталий Муниров
 4

Вы сказали, что у вашей команды есть планы уже на следующие разработки. Какие?

— В рамках группы компаний развиваем радиоэлектронику для бортовых вычислительных систем. Это оборудование для предотвращения столкновений с дронами, которое будет устанавливаться на беспилотники. Разрабатываем системы голосовой связи с диспетчером управления воздушным движением и внешним пилотом. Бортовая часть через дрон будет связывать внешнего пилота и диспетчера, который управляет движением пилотируемой авиации. Также мы планируем выпуск открытого программного обеспечения по управлению беспилотниками, чтобы у нас было полностью отечественное открытое ПО. Будем его тиражировать. В рамках материнской компании хотим заниматься спутниковыми системами посадки. Перейдем к самолетным типам беспилотников, которые смогут полностью заменить летающие лаборатории. Пока мы можем сделать это частично. В перспективе, думаю, беспилотники полностью заменят пилотируемые суда. Это экономия финансов.

Если говорить об авиации, то будем работать над повышением безопасности полетов, чтобы можно было чаще проверять системы и быстрее реагировать на инциденты. Сейчас у самолета-лаборатории очень плотный график, и, если происходит поломка, вся система посадки выводится из эксплуатации. Аэропорт остается с посадкой только по визуальному контролю. Более оперативное реагирование на нештатные ситуации позволит быстрее восстанавливать безопасность воздушного движения. Думаю, что лет через 10 в небе будет огромное количество беспилотников, управляемых не человеком, а нейронной сетью, которая сможет справляться с таким огромным трафиком.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.