Людмила Мосина, «Спутник»: Будущее за российскими турами

Людмила Мосина, «Спутник»: Будущее за российскими турами
Иллюстрация: Бюро международного туризма «Спутник»

Какое сейчас самое привлекательное для туристов место отдыха на Южном Урале, чем наш регион может заинтересовать жителей Индии и почему модные глэмпинги ждут большие испытания?

Об этом «Деловому кварталу» рассказала директор Челябинского бюро международного туризма «Спутник» Людмила Мосина. Она номинирована на получение премии «Человек года». 

В далеком 1994 году из Челябинска в Египет по маршруту Челябинск — Сочи — Каир отправился самолет Ту-134. Это был первый чартерный рейс с российскими туристами на борту. Запуск пилотного для страны проекта организовало Бюро международного туризма «Спутник». В то время у компании уже была солидная репутация, в том числе и среди зарубежных партнеров.

В 1997-м московское руководство отправило дочернее предприятие в самостоятельное плавание. И, надо признать, довольно успешное. «Спутник» — одна из самых стабильных компаний на рынке туристических услуг. За 2022 г. услугами челябинского турбюро воспользовались более 28 тыс. человек, из них около 8 тыс. гостей путешествовали по территории региона.

Людмила Мосина, «Спутник»: Будущее за российскими турами
 1

СМЕНА ТУРИСТИЧЕСКОГО ФОРМАТА

Людмила Михайловна, изменился ли портрет туриста за последние годы? И откуда к нам сейчас приезжают?

— Чаще других поездки в Россию совершали европейцы в возрасте от 50 лет (54%). Довольны путешествием остались 92% гостей, предпочитавшие индивидуальные поездки. А вот китайцы приезжают группами, и до пандемии шел просто огромный поток туристов из Поднебесной. Сегодня на предложение российских туроператоров хорошо откликнулись арабские страны, особенно ОАЭ. С Индией в большей части связываем деловые поездки.

Наша область (санатории, базы, озера, туристические маршруты) всегда была интересна соседним регионам, а в 2022-2023 гг. увеличился поток гостей и из центральной полосы России — Москвы и Санкт-Петербурга.

В целом туристический рынок претерпевает смену форматов, отдыхающие всё большее внимание уделяют именно экскурсионным турам. С этой точки зрения в России огромное количество мест, куда можно поехать для получения эстетического удовольствия

А чем мы можем привлечь их в свой регион?

— Вопрос непростой, мы с коллегами много размышляли на эту тему. У нас очень интересный, с большим потенциалом горнозаводской туристический кластер, но вряд ли их смогут удивить наши природа и кухня. Один из современных раскручивающихся трендов — медицинский туризм. Например, китайцы очень интересуются такой процедурой, как ЭКО.

Одна из наших притягательных точек — Аркаим. Это замечательно, что правительство области решило сосредоточиться на его развитии и благоустройстве. Туристический поток в сторону Аркаима позволит увеличить только создание комплекса взаимосвязанных обслуживающих объектов.

Очень значимые вложения в проект развития промышленного туризма делает ММК, проводя экскурсии на своей производственной площадке. Кроме того, в Магнитогорске уже массово реализуется уникальный и самый масштабный в регионе проект — «Притяжение». Всё это, безусловно, увлекательно для гостей и, конечно же, еще больше усилит интерес к самому городу и поспособствует развитию аэропорта в Магнитогорске.

Вообще, рецепт идеальной локации для внутрироссийского туризма — возможность в пятницу вечером долететь из своей точки А в желаемую точку Б не дольше, чем за два-три часа, оперативно разместиться в гостинице 3-4 звезды, арендовать на пару дней автомобиль у понятной прозрачной компании или же войти в состав организованной группы. А в воскресенье после полудня так же спокойно вылететь домой

И потратить на всё это не более 17 тысяч рублей на человека. И надо признать, наш регион очень удачно вписывается в данный ритм организации отдыха.

Людмила Мосина, «Спутник»: Будущее за российскими турами
 2

Ну а тема челябинского метеорита уже ушла? Почему мы ее не развиваем?

— Когда метеорит прилетел к нам, всё туристическое сообщество очень просило, чтобы его оставили на месте приземления в Чебаркуле и организовали там же туристическую смотровую площадку. Но на тот момент это было, по всей видимости, невыполнимо — и финансово, и ресурсозатратно. Хотя на этом можно было бы зарабатывать еще лет 20 точно.

Есть такая тенденция, что, как только мы открываем новое направление, сразу повышается количество запросов, ведь в нашей стране очень популярны экскурсионные туры и очень востребованы города с историей: Псков, Новгород, Казань, Ижевск и другие. Наши люди всё время стремятся познать что-то новое. И именно этим российские туристы отличаются от жителей других стран.

ГЛЭМПИНГИ В ТРЕНДЕ, НО НЕ ПОПУЛЯРНЫ

Сейчас перед всеми регионами стоит задача увеличить турпоток внутри страны. Самые активные получат бонус не только в виде притока гостей, но и поддержку государства в реализации интересных проектов. Есть такие в Челябинской области?

— Для привлечения туристов в регионе создан и успешно продвигается национальный брендовый маршрут «К нам прилетают даже метеориты». Он пролегает по известнейшим загадочным и неординарным городам Челябинской области. Маршрут аттестован федеральными структурами и представителями сферы туризма со всей России. Много было организовано рекламных туров для разных аудиторий — блогеров, журналистов, телевизионщиков. И они создали замечательные ролики, в которых регион открылся с совершенно другой стороны. На данном этапе реализацией нашего маршрута занимаются и федеральные туроператоры.

Людмила Мосина, «Спутник»: Будущее за российскими турами
 3

Но самое приятное, что сегодня к нам возвращаются уже побывавшие на брендовом маршруте туристы, а это, как правило, молодые люди в возрасте 30 лет, и просят внедрить новые направления

Есть еще нюанс: частным компаниям всё время предлагают вложиться в какую-нибудь инициативу. Например, на правах государственно-частного партнерства нужно инвестировать в проект пять млн рублей. Но чаще всего такие проекты до конца не просчитаны, и когда мы приступаем к работе, фактически вырисовываются уже не пять, а все десять млн. Кроме того, в нашем регионе нет настолько крупных туристических компаний, которые могли бы вложиться в какой-то глобальный и большой проект. Даже для нашей компании это проблематично. Денежная масса в туризме, которая оставалась бы в форме прибыли, очень маленькая. Например, мы обслуживаем за год около 30 тыс. школьников и студентов. При этом маржа с каждой путевки составляет всего 50–80 руб. Поэтому инвестировать в проекты всегда очень сложно. Мы можем разработать, протестировать экскурсионный маршрут, продвинуть, реализовать, но не более.

Построить или приобрести гостиницу — для этого мало желающих даже в случае с популярными сейчас глэмпингами. Да, сегодня такой формат отелей в тренде, и, наверное, в какой-то степени это тоже выход. Но не в большом количестве

Общественное отношение к таким новомодным местечкам в плане их широкой популяризации объективно и до конца ещё не сформировалось, сегодня всё так же востребованы отели и гостиницы классического формата.

НАДО ЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ

Получается, что сейчас развитие отрасли — целиком инициатива государства. Какие инвестпроекты власть посчитает нужными, такие и будет финансировать? Какова в этом роль бизнеса?

— Программы разрабатываются всегда совместно, предложения интегрируются и внедряются с обеих сторон. Представители власти определяют уровень финансового инвестирования, а бизнес расставляет приоритеты, поддерживает актуальность.

Мы говорим власти: «Чтобы развиваться, нам нужна база размещения, ее всё время не хватает. Нужны дороги, инфраструктура, смотровые площадки, туалеты и так далее». Поэтому бизнесу и власти просто необходимо постоянно общаться! Но, к сожалению, сегодня вновь прослеживается проблема взаимодействия.

Людмила Мосина, «Спутник»: Будущее за российскими турами
 4

«Спутник» участвует в нескольких федеральных проектах, в том числе в продвижении национального маршрута области, субсидированном проекте для школьников. В этом году вас включили в проект «Больше, чем путешествие». Помогают ли государственные программы качественно менять туристический рынок?

— Участвуя в прошлом году в федеральном проекте «Социальный сертификат», мы обнаружили много недоработок по питанию туристов. Перед нами была поставлена задача: размещение групп в гостиницах не ниже трех звезд и прием пищи не менее пяти раз. Выяснилось, что, во-первых, бизнес совершенно не был готов работать по безналичному расчету. Во-вторых, работая с такой сложной категорией, как учащиеся, где безопасность априори поставлена во главе угла, некоторые объекты вообще не хотели заключать договоры о сотрудничестве. В этом году все недостатки были учтены.

Новые проекты — это всегда хорошо, ведь они позволяют выстраивать доверительные отношения со всеми обслуживающими его участниками: с компаниями по перевозке, питанию, размещению, экскурсионными объектами и, конечно, с представителями власти. Нас всё время призывают развивать внутренний туризм. Но что является основополагающим элементом в путешествии? Конечно же, это перевозка. Касательно воздушных — безусловно, их количество увеличилось.

Людмила Мосина, «Спутник»: Будущее за российскими турами
 5

А вот с железной дорогой много проблем: количество поездов сократилось, нет вагонов-ресторанов. А для организованных групп, которые сейчас очень востребованы, потому что для них максимально продуманы и логистика, и безопасность, по закону питание в период перевозки обязательно. Приобрести билеты для групп на проходящие поезда невозможно, так как они уже реализованы в начальной точке формирования поезда. Для Челябинска билеты выделяются по остаточному принципу, особенно в сторону Москвы и Санкт-Петербурга. И все решения сейчас принимает только Екатеринбург. Поэтому очень бы хотелось реального содействия от правительства области для выстраивания взаимодействия с железной дорогой.

«Спутнику» уже более полувека. Каков сейчас рецепт успешности на рынке?

— Более успешно работают те организации, которые занимаются комплексным стратегическим планированием и управлением. Также важна способность руководства и всего коллектива быстро реагировать на изменение рыночных условий. Чтобы работать качественно, нужны опыт и очень хорошая подготовка специалистов. Всё это у нас есть. Костяк коллектива — это люди, работающие в компании по 12–15 лет. Туризм как отрасль в целом не дает человеку остановиться: несмотря на зрелый возраст, ты всё равно стремишься чему-то обучаться, продолжая расти как личность. Мы много внимания уделяем экскурсионной деятельности — разрабатываем туры по области, России, за рубеж.

Да, активно отправляли чартеры в другие страны, где был востребован пляжный отдых, но неизменно в приоритете были, есть и будут российские направления. Своим коллегам всегда говорю, что будущее за российскими турами. Да, специфика и определенные особенности были и есть в этом направлении, так как стандарты еще только утверждаются

Чтобы что-то рекомендовать туристу, надо хорошо знать не только страну и её отельную базу, туристические объекты, но и грамотно уметь выстроить логистику маршрутов, взаимоотношения с партнерами, обладать методологией современного экскурсоведения. Мы несем ответственность за качество продукта.

 

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Вандалы разрубили золотого льва Андрея СимановскогоВандалы разрубили золотого льва Андрея Симановского
  • После трех лет простоя предприниматель попытался перезапустить бизнес. Что из этого вышло?После трех лет простоя предприниматель попытался перезапустить бизнес. Что из этого вышло?
  • Проблемы в сфере образования списали на мигрантов. Их детей слишком многоПроблемы в сфере образования списали на мигрантов. Их детей слишком много
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.