Роман Новиков, УКВЗ: «Наши умные трамваи становятся украшением российских городов»

Усть-Катавский вагоностроительный завод (входит в госкорпорацию «Роскосмос») в этом году отмечает юбилей — 265 лет со дня основания.

Южноуральский бренд получил известность прежде всего как производитель трамвайных вагонов. Более полувека предприятие является основным поставщиком трамваев на рынки России и стран СНГ. Сегодня компания ведет разноплановую деятельность: сотрудничая с ведущими холдингами нефтегазовой отрасли, Усть-Катавский завод выпускает широкую линейку насосного оборудования, которое полностью заменяет американские и европейские аналоги. Востребованность продукции компании на рынке потребовала строительства нового сборочного цеха. Инвестиционный проект в этом году прошел госэкспертизу. В течение 2023-го будет реализован более чем пятимиллиардный контракт на поставку 74 высокотехнологичных трамвайных вагонов для Челябинска. Какие еще проекты сейчас в работе, что общего у УКВЗ с нефтедобычей и как помогает водителям трамваев искусственный интеллект — эти темы «Деловой квартал» обсудил с генеральным директором УКВЗ Романом Новиковым.

Роман Васильевич, в 2023 г. география поставок трамвайных вагонов УКВЗ значительно расширилась, причем вы выпускаете вагоны с разными технологическими нюансами и под потребности конкретного заказчика. Расскажите, в какие города и какие модели трамваев отправляете?

— Мы продолжаем обновлять парк трамваев в Челябинске. Губернатор и правительство Челябинской области оказывают поддержку нашему предприятию, инвестируя через заказы и направляя через Фонд развития промышленности средства на реализацию проектов. За период с 2019 по 2023 гг. областью закуплено 197 вагонов, что составляет 41% от всего объема производства УКВЗ за этот период. А в этом году заказ от Челябинской области составил 61% от объема производства трамвайных вагонов УКВЗ. Благодаря такой поддержке получаем возможность наращивать портфель заказов и расширять географию поставок.

Новые модели 71-628-01 для Челябинска оснащены модернизированным механизмом привода пассажирских дверей, системой контроля бодрствования водителя. Мы также поработали над дизайном экстерьера вагонов. Установили в них эффектную контурную подсветку. Трамваи этой модели уже сейчас курсируют по улицам города и хорошо знакомы челябинцам. Скоро их станет больше: в настоящий момент активно ведется поставка еще 11 трамвайных вагонов в Челябинск.

Роман Новиков, УКВЗ: «Наши умные трамваи становятся украшением российских городов» 1

Фото: УКВЗ. Низкопольные трамваи в Магнитогорске

Роман Новиков, УКВЗ: «Наши умные трамваи становятся украшением российских городов» 2

Фото: УКВЗ. Трамваи УКВЗ в Магнитогорске

Низкопольные трамваи пополнили и трамвайный парк Магнитогорска. Это первые в городе трамваи со 100% низким уровнем пола.

Новые вагоны отличаются ультрасовременным дизайном экстерьера. Так же, как и челябинские вагоны, оснащены системой контроля за состоянием водителя «Грифон», которая остановит вагон в случае засыпания, потери сознания, проявления признаков усталости, отсутствия на рабочем месте водителя трамвая, а также отправит сигнал диспетчеру.

В этом году наше предприятие в рамках контракта с концессионером (ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Липецк») начало поставку 46 односекционных вагонов со 100% низким уровнем пола: поставим 28 вагонов в 2023 г. и 18 вагонов — в 2024 г. У трамвайных вагонов для Липецка есть ряд отличий. Особое внимание уделено комфорту внутри салона. Например, рабочее место водителя оснащено индивидуальной системой климата кабины, системой контроля за состоянием водителя и системой помощи при маневрировании. Помимо этого каждый вагон оснащен эффективными электрическими обогревателями калориферного типа и кондиционером с системой распределения воздуха. Система климат-контроля позволяет поддерживать комфортную температуру внутри вагона круглый год.

   Роман Новиков, УКВЗ: «Наши умные трамваи становятся украшением российских городов» 3

Низкопольный трамвай УКВЗ для Санкт-Петербурга

Также в этом году мы выиграли конкурс на поставку в Санкт-Петербург 14 полностью низкопольных трамвайных вагонов. Ранее контракт был рассчитан на 2 года, но мы идем с опережением поставки трамваев. Это умные машины, в управлении которыми используется искусственный интеллект. В таких трамваях внедрена интегрированная система активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot. Она сама распознает объекты на дороге: пешеходов, светофоры, транспорт и дорожные знаки; анализирует и прогнозирует ситуацию в момент движения для предотвращения аварий. Умная система управления предупредит водителя в случае опасности, а если он не успеет отреагировать, самостоятельно остановит трамвай. Кроме того, механизм автоматического выбора маршрута задает безопасный скоростной режим и не позволяет превысить допустимую скорость.

Роман Новиков, УКВЗ: «Наши умные трамваи становятся украшением российских городов» 4

Усть-Катавский вагоностроительный завод

Вместе с тем трамваи УКВЗ появятся и в столице Золотого кольца России — городе Ярославле. Недавно мы заключили контракт на поставку 47 новых и полностью низкопольных односекционных вагонов с концессионером ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Ярославль». По условиям контракта вагоны будут произведены и поставлены в 2023–2025 гг., а первый трамвай появится в Ярославле до конца 2023 г.

В августе УКВЗ заключил соглашение о намерениях с московской компанией «ЭдАн Инжиниринг», которая производит оборудование для нефтегазовой отрасли. Проект связан с внедрением высоких технологий в отрасли. Что планируется в рамках соглашения?

— Действительно, сейчас мы ведем работу над уже созданным совместным предприятием, которое должно объединить проекты наших компаний в нефтегазовом и высокотехнологичном секторах. В первую очередь это производство и реализация линейки контейнерных автозаправочных станций, топливораздаточных колонок и насосного оборудования, в том числе его реинжиниринг. «ЭдАн Инжиниринг» владеет торговой маркой «НАРА» и является единственным производителем оборудования «НАРА», 70% которого успешно используется на АЗС в России и странах СНГ. Замечу, что наш партнер выпускает это оборудование более 70 лет. Что касается нашего сотрудничества, мы провели полноценные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В результате получили оборудование, которое по своим характеристикам превосходит зарубежные аналоги.

В прошлом году мы с вами обсуждали тренды на рынке подвижного состава. Какое развитие они получили? Изменилась ли за год ситуация в отрасли?

— Тренды, безусловно, развиваются, и за год к федеральному проекту «Чистый воздух» национального проекта «Экология» подключилось много новых территорий. Изначально в списке участников было 12 городов, а с сентября 2023 г. добавилось еще 29. В ряде новых городов проекта есть трамвайное движение, а парк существенно изношен. Таким образом, участники проекта могут претендовать на финансирование и закупать новые трамваи.

Роман Новиков, УКВЗ: «Наши умные трамваи становятся украшением российских городов» 5

Низкопольный трамвай УКВЗ для Липецка

Развивается и тренд концессионных соглашений. УКВЗ использует свой успешный опыт участия в таких проектах и приобретает новый, став в этом году поставщиком подвижного состава для Липецка. Мы готовы рассматривать варианты сотрудничества и с другими городами в рамках концессионных проектов.

Особо отмечу еще один важный момент, если мы говорим о движении вперед и перспективах для компаний — это решение президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта. Документ включает в себя обновление парка подвижного состава. Это позволит предприятиям получать долгосрочные заказы и ритмично загружать производственные мощности, обеспечивая таким образом наши города современным и комфортным транспортом, отвечающим мировым стандартам.

Роман Новиков, УКВЗ: «Наши умные трамваи становятся украшением российских городов» 6

Фото: УКВЗ. Низкопольный трамвай УКВЗ для Таганрога

Приведу в пример наши вагоны полностью низкопольной серии 71-628М, которые отлично себя зарекомендовали. Они нравятся и пассажирам, и эксплуатирующим организациям благодаря простоте в обслуживании, надежности, комфорту и ультрасовременному дизайну. Эти вагоны были созданы для Таганрога, а сейчас мы видим к ним интерес со стороны ряда городов. На предприятие поступает много запросов на них.

Трамваи УКВЗ становятся настоящим украшением российских городов и придают им дополнительный уникальный шарм, а общественный транспорт набирает свою популярность.

В следующем 2024 г. на предприятии планируем произвести 137 современных низкопольных трамваев. Кроме того, готовимся представить абсолютно новую модель трамвая, созданную специально для метротрама в Челябинске. В разработке и другие инновационные вагоны, среди которых — первый в России пятисекционный трамвай, а также трехсекционный трамвай, разработанный специально для Санкт-Петербурга.

Стоит отметить немаловажную роль в расширении деятельности УКВЗ благодаря курсу и поддержке госкорпорации «Роскосмос» и лично ее руководства.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.