Захид Камилов, ЦКС: «Компаний, готовых работать с отходами, не так много»

Захид Камилов, ЦКС: «Компаний, готовых работать с отходами, не так много»
Иллюстрация: Пресс-служба ЦКС

Компания ЦКС по итогам 2022 г. вошла в топ-100 крупнейших компаний Челябинской области журнала «Деловой квартал». Выручка предприятия достигла 4,9 млрд руб. Прирост к 2021 г. составил 34%.

«Центр коммунального сервиса» является региональным оператором в Челябинском, Карабашском и Магнитогорском кластерах. Компания занимается сбором, перевозкой и захоронением мусора в подведомственных территориях, а это 31 муниципалитет. О ситуации в компании и в целом на рынке обращения с отходами в интервью «Деловому кварталу» рассказал генеральный директор ООО «ЦКС» Захид Камилов.

Захид Байрамович, за счет чего удалось достичь существенного роста финансовых показателей в 2022 г.?

— К началу 2022 года Челябинская область сделала большой рывок в создании инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. 

На средства области и муниципалитетов создано огромное количество контейнерных площадок — почти 27 тысяч, а за пару лет до этого на обслуживании было почти на треть меньше. ЦКС в рамках тарифа на услугу по обращению с ТКО закупил и установил еще почти 20 тыс. баков.

Таким образом, организованный контейнерный сбор дотянулся практически до всех, даже очень небольших поселков и деревень. Наверное, это первая причина нашего попадания в топ-100 компаний.

Помимо этого, создавалась и новая инфраструктура под существующие нужды потребителей, и это сказывалось на росте тарифа.

Кроме того, наши сотрудники выявляли организации, которые не заключили договор на вывоз ТКО, работали с различными автоматизированными комплексами, сотрудничали с компаниями, предоставляющими соответствующие информационные ресурсы. Мы должны были вывести из «серой зоны» юридических лиц, отходы которых оказывались на контейнерных площадках незадекларированными. Эффект не заставил себя ждать! Если в начале нашей деятельности в качестве регионального оператора в 2019 году нашими услугами пользовались чуть более 14 тыс. организаций, то в 2022 году — уже 17,5 тыс.

Как в целом вы оцениваете рынок обращения с отходами в Челябинской области?

— Прежде всего, рынок труда меняется какими-то астрономическими темпами. Средний уровень заработных плат рабочих специальностей очень высокий. Не надо забывать, что мы регулируемая организация и имеем свои ограничения. При этом желающих работать в нашей сфере и так мало. Наш труд специфический: нужно передвигать контейнеры, ездить на мусоровозе, работать на полигоне, сортировать отходы. Мы и наши операторы выкручиваемся, используем разные механизмы, но рынок труда в реестре проблем я бы поставил на первое место.

Есть тревожные сигналы и на рынке ГСМ: с сентября наблюдается существенный рост цены, были определенные сложности с заправкой тяжелой техники.

Сам рынок обращения с ТКО я бы охарактеризовал словом «сухой». Компаний, готовых работать в нашей сфере, не так много. Причина — высокий порог вхождения. Чтобы, например, вывозить отходы, необходимо наличие специализированной техники, большого объема разрешительной документации, обученного персонала. Ещё больше требований предъявляется к объектам обращения с отходами — сортировочным комплексам, полигонам. Наконец, это большая ответственность перед нашими потребителями за состояние окружающей среды. 

Как вы оцениваете ситуацию с тарифами? Нужно ли их менять и как?

— В настоящий момент мы имеем стабильный тариф, правда, всегда есть свои инфляционные последствия. Для физических лиц есть льготная составляющая, которая дотируется регионом. Тариф не может меняться в середине года или по нашему желанию — есть четкие порядки и процедуры, так что зачастую он догоняет те расходы, которые у нас появляются в течение рабочего года.

ЦКС не является компанией, которая просто собирает и куда-то складывает деньги. У нас большая команда сотрудников, инфраструктура в виде контейнеров, сложные объекты для работы с отходами, машины наших операторов. А технику нужно обновлять, ремонтировать, страховать, заправлять топливом. Из тарифа также оплачивается работа полигонов, сортировочных станций.

Что может помочь сократить расходы и что для этого предпринимается?

— У нас не было повышения тарифа в 2023 году, который мог бы быть. И это благодаря решениям правительства региона и Министерства экологии области. За последние годы во всех кластерах, где мы работаем, были созданы мусороперегрузочные станции. Власти помогли решить вопрос с их функционированием. Такие объекты способны сократить расходы регионального оператора.

Могут ли новые полигоны, сортировочные станции сократить тариф?

— При работе с отходами главная задача — уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую среду, а значит, улучшить экологию и качество жизни людей. Это следует из Указа президента о национальных целях развития страны. Документ предписывает уже к 2030 г. обеспечить сортировку 100% отходов и вдвое снизить объёмы полигонного захоронения.

Такие современные комплексы, как «Чишма», на строительство которого было заключено концессионное соглашение, или новый сортировочный комплекс в Южноуральске требуют больших инвестиций. В конечном счёте главная задача — справиться с постоянно растущим объёмом отходов, сократить потребление первичных ресурсов, увеличить долю рециклинга.

Это задача национального проекта «Экология». Конечно, применяется и будет применяться политика сдерживания роста тарифа, но создание новых объектов — это скорее изменение структуры тарифа, повышение его эффективности, чем снижение и экономия.

Какие новые проекты ЦКС реализовывал в 2021-2022 гг.?

— Мы делали первые шаги в раздельном сборе в Челябинске. Эта работа началась после получения определенного опыта в Южноуральске, где отдельные баки для сбора пластика начали эксплуатироваться еще раньше. В 2021 году в областном центре уставили 400 красных контейнеров также для ПЭТ-бутылок. Конец 2022 г. ознаменовался повсеместной установкой контейнеров для сбора вторичного сырья.

В общей сложности в Челябинске, Копейске и некоторых микрорайонах Сосновского района раздельным сбором охвачено более 1,5 млн человек. Совсем скоро к ним присоединятся жители Пласта. Дальше смотрим на Миасс, который проявляет большой интерес к проекту. Изучаем возможности в Магнитогорске, где появились новые объекты инфраструктуры. Сейчас ведем переговоры с коллегами.

Как налажены переработка и поставка отходов в переработку? Каков экономический эффект?

— Переработка и ее экономический эффект — не совсем наш вопрос. Задача ЦКС — транспортировать собранное из баков до объектов обработки, обеспечить захоронение непригодных отходов, эффективную работу мусоросортировочных комплексов. Мы запрашиваем у сортировочных комплексов информацию и видим, что весь реальный вторресурс уходит конечному утилизатору.

Проект по раздельному сбору отходов слабо поддается аналитике на предмет экономического эффекта. Он слишком специфичен. Его основная цель, как и в строительстве новых объектов, — обеспечить современный подход к работе с отходами. Мы реализуем эту задачу, даже когда не видим экономическую выгоду.

Из вашей логики можно сделать вывод, что работа со вторсырьем не может быть прибыльной?

— Это возможно в пределах небольших проектов. В Челябинске есть предприниматели, которые реализуют подобные инициативы. Их подход к этой работе достаточно гибок. Они следят за конъюнктурой переменчивого рынка вторичного сырья и могут позволить себе в один временной период заниматься одними высокоприбыльными в моменте вторичными материальными ресурсами, в другой — другими.

Для нас как регионального оператора такое невозможно. ЦКС внедряет массовый сбор максимально возможного спектра вторичного сырья, которое входит в состав ТКО. Соответственно, у компании нет возможности подстраиваться под конъюнктуру рынка и внедрять в один месяц только сбор пластика, в другой — только макулатуры. Мы создаем единую понятную инфраструктуру, которая должна быть удобна массовой аудитории.

Чтобы проект стал прибыльным, необходимо, чтобы в России был запрос на самые разные виды вторичного сырья. Пока, к сожалению, далеко не все фракции, которыми занимаются игроки в сфере обращения с ТКО, можно куда-либо сдать на переработку. Отдельные виды ВМР, выбранные из потока ТКО, приходится даже длительное время хранить в ожидании интереса к ним со стороны переработчиков.

Такая ситуация, к примеру, с цветными видами стеклотары. Вместе с тем в России реализуется федеральная программа «Экономика замкнутого цикла», в рамках которой создаются новые производства по переработке вторичного сырья. Задача программы — создать рынок сбыта разных вторичных материальных ресурсов и сделать массовый раздельный сбор отходов не чисто социальным, как сейчас, а высокоприбыльным предприятием.

Ведётся ли проработка будущего участия регоператора в экопромышленном парке в Миассе? Какова роль ЦКС в этом проекте?

— Создание новых производств по переработке вторичного сырья можно только приветствовать. Но экопромышленный парк, в котором разместятся новые предприятия, далек от нашей деятельности. ЦКС работает только с отходами. Там же резиденты будут заниматься переработкой вторичного сырья. 

Почему раздельный сбор важен для населения?

— Вспомните челябинскую свалку, на которую каждый год свозили по 400 тыс. тонн отходов, и из этого объема мало что выбиралось на переработку. Долгие годы выбросы объекта отравляли воздух областного центра. Люди этим дышали. И недавнюю рекультивацию свалки назвали одним из главных экологических событий в России.

Участие жителей региона в раздельном сборе — важный элемент большой работы по сокращению полигонных захоронений. И я вижу, что всё больше людей начинают это осознавать.

ЦКС не раз приходилось объясняться по вопросам вывоза не коммунальных отходов: веток, автомобильных покрышек и прочего. Достигнуто ли понимание с населением, властями, управляющими компаниями?

— С властями понимание достигнуто, с населением по большей части тоже, но проблема остается. Разные инстанции трактуют существующее законодательство по-разному, причем такая ситуация по всей стране. Закрыть вопрос можно только на федеральном уровне. Нужен закон, который четко разграничит зоны ответственности. Насколько я знаю, такая работа ведется.

Каковы планы развития компании на 2023-2024 гг.?

— В планах — масштабирование раздельного сбора отходов. Также ставим перед собой задачу запустить в работу мусоросортировочный комплекс в Южноуральске. Этот объект будет рассчитан на сортировку 50 тыс. тонн ТКО в год, и это серьезно закроет дефицит мощностей по обработке отходов.

Рейтинг крупнейших компаний Челябинской области опубликован на сайте CHEL.DK.RU.

Самое читаемое
  • В Москве задержан глава одного из крупнейших подрядчиков МинобороныВ Москве задержан глава одного из крупнейших подрядчиков Минобороны
  • Айтишники в России — больше не самые высокооплачиваемые специалистыАйтишники в России — больше не самые высокооплачиваемые специалисты
  • Мэр Верхней Пышмы разрешил вести малоэтажную застройку на берегу озера БалтымМэр Верхней Пышмы разрешил вести малоэтажную застройку на берегу озера Балтым
  • По версии администрации Екатеринбурга, квадратный метр жилья в городе стоит 105 тыс. руб.По версии администрации Екатеринбурга, квадратный метр жилья в городе стоит 105 тыс. руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.