Теslа для железной дороги: как челябинские электронщики открывают новые рынки

 Теslа для железной дороги: как челябинские электронщики открывают новые рынки
Иллюстрация: НТЦ «Приводная техника»

«Сейчас многие любят упоминать слово «инновационный» в отношении своей продукции, хотя зачастую инновационной она не является. Инновации — это что-то прорывное, уникальное — то, что меняет рынок»

В этом году многие предприятия России, включая челябинские, вывели на рынок свои инновационные разработки взамен иностранной техники, агрегатов и комплектующих. НТЦ «Приводная техника» подписал соглашение с «Роснефтью» о совместной разработке энергетических систем и электротехнической продукции. Она будет использоваться в нефтегазовой и судостроительной отраслях. Партнеры займутся развитием промышленных систем накопления и хранения электроэнергии, электродвижения судов, созданием программно-технических комплексов для управления буровыми установками. Компании планируют кооперацию своих научных центров и производственного опыта. Это позволит создавать инновационные продукты и повышать надежность действующей электроприводной техники.

О том, какие стратегические задачи стоят перед инжиниринговой компанией и почему инновационный продукт не всегда является таковым, разговариваем с директором по маркетингу научно-технического центра «Приводная техника» Евгением Чупиным.

 Теslа для железной дороги: как челябинские электронщики открывают новые рынки


 1

Евгений Сергеевич, вы занимаетесь стратегически важными для страны проектами. На «ИННОПРОМЕ» в Екатеринбурге в этом году презентовали жидкотопливную блочную горелку и низковольтные асинхронные электродвигатели. Расскажите, в чём ценность этих разработок?

— «Сейчас многие любят упоминать слово «инновационный» в отношении своей продукции, хотя зачастую инновационной она не является. Инновации — это что-то прорывное, уникальное — то, что меняет рынок». Поэтому с такими броскими определениями надо быть аккуратными. В этом году мы представляли продукцию, которую нельзя назвать инновационной. Более того, тот тип электрических двигателей, производимых нами уже 9 лет, был представлен широкой публике 100 лет назад. Единственное их отличие — это то, что они достаточно нишевые и были разработаны под конкретные агрегаты, куда невозможно было поставить серийный двигатель. Что касается горелки, то это просто продукт, который раньше в 90% случаев был импортный, а сейчас мы его локализовали, и он производится серийно на территории Челябинской области.

У нас есть прорывные продукты, которые представлялись на различных выставках до этого и которые поставляются нашим промышленным предприятиям. Более того, эти продукты не производятся в России и в своих категориях конкурируют с аналогами от ведущих мировых производителей.

Можно сказать, что в них есть определенная доля инновационности, достаточно высокая степень научной составляющей и новых технологий.

 

Компания работает на рынке уже более 20 лет и сейчас является одним из самых перспективных и передовых производств с шестью подразделениями, четырьмя производственными площадками и большим коллективом численностью более чем 1200 человек. Какие задачи решает научно-технический центр для промышленности региона и страны в целом?

 Теslа для железной дороги: как челябинские электронщики открывают новые рынки


 2

— Задачи самые разные с точки зрения инжиниринга и проектирования. Материнская компания занимается проектной деятельностью: разрабатывает системы автоматизации для различных промышленных и технологических комплексов, для предприятий разных отраслей. В первую очередь это металлургия, нефтегазовая отрасль, тяжелое машиностроение, горнодобывающая промышленность. Как правило, это достаточно крупные производственные линии и комплексы, где задействовано огромное количество исполнительных механизмов, различных датчиков, отслеживается множество параметров, каждый из которых влияет на технический процесс.

«Приводная техника» разрабатывает мозги для всех этих систем. Дочерние общества работают каждый в своем направлении. Это разработка и производство электродвигателей, преобразователей частоты, дросселей и синусных фильтров — основных компонентов электропривода, которые должны приводить в движение все исполнительные механизмы. За нашей компанией мозги, сердце и мышцы любого промышленного комплекса.

Много новых направлений: системы судового электродвижения, системы накопления и хранения электроэнергии, тяговые электроприводы для транспорта. По всем этим направлениям мы осуществляем не только общий инжиниринг, но и разработку и производство базовых компонентов для этих систем.

 Теslа для железной дороги: как челябинские электронщики открывают новые рынки


 3

Кардинально новым направлением для нас стала теплоэнергетика. Появились собственные горелки и горелочные устройства, на базе которых мы уже дальше разрабатываем котлы и котельные установки.

Так что задачи у нас разные, но важные: обеспечение бесперебойной работы основных промышленных площадок, обеспечение технологиями и оборудованием новых производств и рабочих объектов, а также модернизация всего, что уже устарело.

Если говорить о том, каким стал нынешний год для компании, что бы вы отметили? Например, многим промышленникам пришлось решать задачи наращивания объемов продукции, перестройки бизнес-процессов и логистических цепочек, открывать новые направления сбыта продукции.

— Здесь всё как у всех. Если компания что-то производила, то она делает это кратно больше. Объемы растут у всех, бизнес-процессы перестраиваются, новые цепочки в логистике и кооперации образуются, и наша компания не исключение.

За время работы НТЦ «Приводная техника» реализовал более 600 проектов практически для всех отраслей промышленности. Сегодня вы входите в число ведущих инновационных компаний страны. Какие проекты стали для вас особенно значимыми?

— Все по-своему значимы. У нас много сотрудников, и для каждого из них всегда есть тот проект, который он запомнит и на котором получит и опыт, и эмоции, и удовлетворение от проделанной работы.

Мне больше всего запомнился проект создания гибридной силовой установки для тепловоза ТЕМ9-h на литий-ионных аккумуляторных батареях для компании «Синара» в 2012 году. По сути, это был первый локомотив в стране и четвертый в мире, который мог ездить на батарейках и без использования контактной сети или дизельного двигателя — Тесла для железной дороги. В том проекте за нашей компанией была основная составляющая данного локомотива: накопитель энергии и все преобразователи с системой управления. Тогда я только-только окончил университет и непосредственно участвовал в данном проекте в роли молодого инженера.

 Теslа для железной дороги: как челябинские электронщики открывают новые рынки


 4

Одна из последних разработок — система накопления энергии. В чём ее важность?

— Для нас в первую очередь это новый продукт, который открывает нам новые рынки, где еще не так тесно и где конкуренция не будет высокой ввиду сложности данных изделий. Для партнеров это новые потребительские свойства и надежность их объектов и энергосистем, ну и в каких-то определенных применениях это еще и экономика. Для страны и региона это импульс для развития смежных отраслей, таких как электроника, электротехника, приборостроение, то есть тех областей, где высокая интеллектуальная составляющая и высокая добавленная стоимость изделий.

 

За счет чего компании удается быстро расти?

— Мы растем умеренно. Самое главное, что позволяет нам расти, — это осознание того, что мы всегда должны быть в поиске новых идей, продуктов и ниш. А самое главное —помнить, что у нас есть много конкурентов, которые за нами наблюдают и будут делать точно так же в случае нашего успеха. Тогда смотрим пункт 1 — снова реализация новых идей, продуктов, поиск новых ниш. И так всегда: остановишься — тебя обгонят и заберут твой кусок хлеба с маслом.

Самое главное — помнить, что у нас есть много конкурентов, которые за нами наблюдают и будут делать точно так же в случае нашего успеха.

Кадровый голод вас не коснулся? Если да, то как с ним справляетесь?

— Кадры для нас всегда были главным вопросом. И если раньше сложности были с узкими специалистами (микроэлектронщики, электронщики, приводчики всегда были в дефиците), то сейчас сложности вообще со всеми. Пока как-то эту проблему решаем. Но скажу одно: гонка зарплат до добра не доведет. Она вносит очень большую лепту в ту самую инфляцию. Нужно повышать производительность и автоматизацию.

Над какими проектами работаете сейчас, какие задачи на ближайшую перспективу?

— Проектов много, так же, как и задач. О планах лучше говорить, когда они свершились. Сейчас такое интересное время, когда каждый день всё настолько быстро меняется, что наши планы постоянно корректируются, и иногда очень кардинально.

 

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.