«Сейчас многие любят упоминать слово «инновационный» в отношении своей продукции, хотя зачастую инновационной она не является. Инновации — это что-то прорывное, уникальное — то, что меняет рынок»
В этом году многие предприятия России, включая челябинские, вывели на рынок свои инновационные разработки взамен иностранной техники, агрегатов и комплектующих. НТЦ «Приводная техника» подписал соглашение с «Роснефтью» о совместной разработке энергетических систем и электротехнической продукции. Она будет использоваться в нефтегазовой и судостроительной отраслях. Партнеры займутся развитием промышленных систем накопления и хранения электроэнергии, электродвижения судов, созданием программно-технических комплексов для управления буровыми установками. Компании планируют кооперацию своих научных центров и производственного опыта. Это позволит создавать инновационные продукты и повышать надежность действующей электроприводной техники.
О том, какие стратегические задачи стоят перед инжиниринговой компанией и почему инновационный продукт не всегда является таковым, разговариваем с директором по маркетингу научно-технического центра «Приводная техника» Евгением Чупиным.
Евгений Сергеевич, вы занимаетесь стратегически важными для страны проектами. На «ИННОПРОМЕ» в Екатеринбурге в этом году презентовали жидкотопливную блочную горелку и низковольтные асинхронные электродвигатели. Расскажите, в чём ценность этих разработок?
— «Сейчас многие любят упоминать слово «инновационный» в отношении своей продукции, хотя зачастую инновационной она не является. Инновации — это что-то прорывное, уникальное — то, что меняет рынок». Поэтому с такими броскими определениями надо быть аккуратными. В этом году мы представляли продукцию, которую нельзя назвать инновационной. Более того, тот тип электрических двигателей, производимых нами уже 9 лет, был представлен широкой публике 100 лет назад. Единственное их отличие — это то, что они достаточно нишевые и были разработаны под конкретные агрегаты, куда невозможно было поставить серийный двигатель. Что касается горелки, то это просто продукт, который раньше в 90% случаев был импортный, а сейчас мы его локализовали, и он производится серийно на территории Челябинской области.
У нас есть прорывные продукты, которые представлялись на различных выставках до этого и которые поставляются нашим промышленным предприятиям. Более того, эти продукты не производятся в России и в своих категориях конкурируют с аналогами от ведущих мировых производителей.
Можно сказать, что в них есть определенная доля инновационности, достаточно высокая степень научной составляющей и новых технологий.
Компания работает на рынке уже более 20 лет и сейчас является одним из самых перспективных и передовых производств с шестью подразделениями, четырьмя производственными площадками и большим коллективом численностью более чем 1200 человек. Какие задачи решает научно-технический центр для промышленности региона и страны в целом?
— Задачи самые разные с точки зрения инжиниринга и проектирования. Материнская компания занимается проектной деятельностью: разрабатывает системы автоматизации для различных промышленных и технологических комплексов, для предприятий разных отраслей. В первую очередь это металлургия, нефтегазовая отрасль, тяжелое машиностроение, горнодобывающая промышленность. Как правило, это достаточно крупные производственные линии и комплексы, где задействовано огромное количество исполнительных механизмов, различных датчиков, отслеживается множество параметров, каждый из которых влияет на технический процесс.
«Приводная техника» разрабатывает мозги для всех этих систем. Дочерние общества работают каждый в своем направлении. Это разработка и производство электродвигателей, преобразователей частоты, дросселей и синусных фильтров — основных компонентов электропривода, которые должны приводить в движение все исполнительные механизмы. За нашей компанией мозги, сердце и мышцы любого промышленного комплекса.
Много новых направлений: системы судового электродвижения, системы накопления и хранения электроэнергии, тяговые электроприводы для транспорта. По всем этим направлениям мы осуществляем не только общий инжиниринг, но и разработку и производство базовых компонентов для этих систем.
Кардинально новым направлением для нас стала теплоэнергетика. Появились собственные горелки и горелочные устройства, на базе которых мы уже дальше разрабатываем котлы и котельные установки.
Так что задачи у нас разные, но важные: обеспечение бесперебойной работы основных промышленных площадок, обеспечение технологиями и оборудованием новых производств и рабочих объектов, а также модернизация всего, что уже устарело.
Если говорить о том, каким стал нынешний год для компании, что бы вы отметили? Например, многим промышленникам пришлось решать задачи наращивания объемов продукции, перестройки бизнес-процессов и логистических цепочек, открывать новые направления сбыта продукции.
— Здесь всё как у всех. Если компания что-то производила, то она делает это кратно больше. Объемы растут у всех, бизнес-процессы перестраиваются, новые цепочки в логистике и кооперации образуются, и наша компания не исключение.
За время работы НТЦ «Приводная техника» реализовал более 600 проектов практически для всех отраслей промышленности. Сегодня вы входите в число ведущих инновационных компаний страны. Какие проекты стали для вас особенно значимыми?
— Все по-своему значимы. У нас много сотрудников, и для каждого из них всегда есть тот проект, который он запомнит и на котором получит и опыт, и эмоции, и удовлетворение от проделанной работы.
Мне больше всего запомнился проект создания гибридной силовой установки для тепловоза ТЕМ9-h на литий-ионных аккумуляторных батареях для компании «Синара» в 2012 году. По сути, это был первый локомотив в стране и четвертый в мире, который мог ездить на батарейках и без использования контактной сети или дизельного двигателя — Тесла для железной дороги. В том проекте за нашей компанией была основная составляющая данного локомотива: накопитель энергии и все преобразователи с системой управления. Тогда я только-только окончил университет и непосредственно участвовал в данном проекте в роли молодого инженера.
Одна из последних разработок — система накопления энергии. В чём ее важность?
— Для нас в первую очередь это новый продукт, который открывает нам новые рынки, где еще не так тесно и где конкуренция не будет высокой ввиду сложности данных изделий. Для партнеров это новые потребительские свойства и надежность их объектов и энергосистем, ну и в каких-то определенных применениях это еще и экономика. Для страны и региона это импульс для развития смежных отраслей, таких как электроника, электротехника, приборостроение, то есть тех областей, где высокая интеллектуальная составляющая и высокая добавленная стоимость изделий.
За счет чего компании удается быстро расти?
— Мы растем умеренно. Самое главное, что позволяет нам расти, — это осознание того, что мы всегда должны быть в поиске новых идей, продуктов и ниш. А самое главное —помнить, что у нас есть много конкурентов, которые за нами наблюдают и будут делать точно так же в случае нашего успеха. Тогда смотрим пункт 1 — снова реализация новых идей, продуктов, поиск новых ниш. И так всегда: остановишься — тебя обгонят и заберут твой кусок хлеба с маслом.
Самое главное — помнить, что у нас есть много конкурентов, которые за нами наблюдают и будут делать точно так же в случае нашего успеха.
Кадровый голод вас не коснулся? Если да, то как с ним справляетесь?
— Кадры для нас всегда были главным вопросом. И если раньше сложности были с узкими специалистами (микроэлектронщики, электронщики, приводчики всегда были в дефиците), то сейчас сложности вообще со всеми. Пока как-то эту проблему решаем. Но скажу одно: гонка зарплат до добра не доведет. Она вносит очень большую лепту в ту самую инфляцию. Нужно повышать производительность и автоматизацию.
Над какими проектами работаете сейчас, какие задачи на ближайшую перспективу?
— Проектов много, так же, как и задач. О планах лучше говорить, когда они свершились. Сейчас такое интересное время, когда каждый день всё настолько быстро меняется, что наши планы постоянно корректируются, и иногда очень кардинально.