Уголовные риски в налоговых нарушениях: что важно знать бизнесу
У предпринимателей и бизнеса в целом есть стойкое убеждение, что налоговые нарушения ни при каких обстоятельствах не могут повлечь за собой уголовную ответственность.На самом деле это не так.
Как показывают резонансные дела стримеров и других тружеников интернета, уплата всех недоимок не приводит к прекращению следствия.Об уголовных рисках по налоговым делам, текущей судебной практике и вариантах защиты бизнеса говорили на юридическом форуме для корпоративных адвокатов и топ-менеджеров предприятий, организованном Адвокатским бюро KR&P в Челябинске.
Юридическому лицу грозит уголовная ответственность, если фирма не подала вовремя налоговую декларацию, либо в нее были внесены заведомо ложные сведения. При этом дело могут возбудить только, если размер недоимки превышает 15 млн рублей. Общая сумма неуплаченных налогов считается совокупно за три финансовых года подряд.
«Есть устоявшаяся судебная практика, которая говорит, что если в каком-либо квартале недоимка не зафиксирована, это вовсе не означает обнуление периода, – отмечает Михаил Кириенко, адвокат и руководитель уголовной практики АБ KR&P. – Сумма считается целиком за конкретный период. Также необходимо учитывать квалифицирующий признак: особо крупный ущерб (размер недоимки свыше 45 млн рублей), совершение группой лиц по предварительному сговору».
Антон Городилов, адвокат Коллегии адвокатов Пермского края «Стратегия права» уточняет, что в рамках уголовных дел по налоговым нарушениям имеется прямой запрет на арест в период следствия. В то же время, исходя из Постановления Пленума Верховного Суда, к уголовной ответственности могут быть привлечены не только генеральные директора, но и собственники бизнеса: им вовсе не обязательно входить в состав участников «материнской» или «бабушкиной» компании.
Сроки давности
Один из способов защиты бизнеса, в отношении которого возбуждены дела по «налоговым статьям», – применение сроков давности. При недоимках от 15 до 45 млн рублей он составляет два года, а при нелоимках свыше 45 млн рублей – шесть лет. Здесь важно, как исчисляются эти сроки. Моментом окончания налогового преступления считается истечение предельного срока уплаты налога.
«К примеру, в случае с НДС уплата налога за квартал осуществляется в следующем квартале тремя одинаковыми платежами не позднее 25 числа соответствующего месяца. Это означает, что если в проверку попал IV квартал 2019 года, то датой отсчёта срока давности за этот период считается 26 марта 2020 года. В случае недоимок от 15 до 45 млн рублей срок давности истечёт 25 марта 2022 года в 23:59:59, а свыше 45 млн рублей – 25 марта 2026 года в 23:59:59», – рассказывает Денис Саушкин, адвокат, старший партнер АБ ZKS.
Налоговая реконструкция
Эксперты также обратили внимание на налоговую реконструкцию. В отдельных ситуациях она может стать вариантом защиты. Правда, это касается только случаев реализации товаров, но не услуг, объясняет Александр Забейда, адвокат, управляющий партнер АБ «Забейда и партнеры».
Налоговая реконструкция – действия по расчёту реальной недоимки в случаях, когда бизнес прибегает к сомнительной налоговой оптимизации. Этот способ применяется, если компанию подозревают в фиктивных сделках с участием фирм-однодневок, а также в дроблении бизнеса для уклонения от налогов. В таком случае вычисляют, сколько компания должна была бы заплатить в бюджет, если бы такая сделка произошла без злоупотреблений.
«Судебная практика последнего времени складывается таким образом, что следователи обязаны посчитать ту разницу, которую бюджет потерял при сомнительных цепочках сделок. Именно следствие должно выявить всю цепочку сделок и найти, кто из этой цепочки не заплатил налоги, а не вменять нарушения последнему звену», – рассказывает Денис Саушкин.
При этом раньше налогоплательщик лишался права на налоговый вычет НДС, а в отношении его расходов применялся не прямой, а расчётный метод начисления налогов.
В этом случае адвокат советует настаивать, чтобы следствие выявило цепочки посредников до поставщиков, которые уплатили НДС, а также истребовали от поставщиков документы для определения объёма уплаченного в бюджет налога, а обвинение определило действительный размера причиненного ущерба. Чем меньше ущерб, тем проще его возместить. Если же недоимка меньше 15 млн рублей, уголовное дело подлежит прекращению, так как нет состава преступления. Но даже если неуплата больше, то уголовное дело закроют при её возмещении.
Либерализация по налоговым преступлениям
За последние два года в российском законодательстве наметилась определённая либерализация. Так, в случае погашения недоимки, штрафов и пеней уголовные дела в рамках «налоговых статей» должны быть незамедлительно прекращены. Одновременно с этим уточнено, что уголовное дело может быть возбуждено только на основании материалов налоговой проверки. Направить эти материалы следователям инспекции обязаны, если налогоплательщик не погасит полностью недоимку в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении его к ответственности. Однако трактовки этой нормы на практике расходятся, констатирует член генсовета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева.
«Одни видят в ней обязанность выдержать 75 дней, другие – отсутствие запрета на более раннюю передачу материалов в следственные органы», – поясняет эксперт.
Кроме того, следствие ссылается на п. 3 ст. 82 Налогово кодекса РФ, согласно которому налоговики и следственные органы информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях. Законность использования такой лазейки в очередной раз подтвердили суды апелляционной инстанции.
Легализация
Расследование по налоговым нарушениям в отдельных случаях может приводить к возбуждению сопутствующих дел по другим статьям. С этой проблемой столкнулись известные блогеры. Несмотря на то, что они полностью возместили недоимки, уголовные дела так и не закрыли. А всё потому, что следственные органы помимо налоговых статей включили в расследование ещё и легализацию денежных средств, полученных преступным путём. Как отмечает Александр Забейда, сам факт неуплаты налогов не означает, что полученные деньги были незаконными.
«В случае с налоговыми делами вменять нарушителям ещё и легализацию денежных средств попросту невозможно, потому что эти деньги поступали от легальной деятельности», – говорит правозащитник.
Сейчас в Налоговой службе идёт работа над написанием ещё более чётких правил квалификации тех или иных налоговых нарушений, чтобы впредь такие ситуации, как с блогерами, не повторялись. Для экспертов очевидно, что все ранее возбуждённые против стримеров дела по легализации доходов будут прекращены.