«ЭлМетро»: точность как способ завоевать рынок

Генеральный директор Александр Жестков
Генеральный директор Александр Жестков. Иллюстрация: ГК «ЭлМетро»

Группа компаний «ЭлМетро» производит высокоточные приборы, которые используют в нефтегазовой и химической отраслях, энергетике, металлургии, пищевой промышленности.

Генеральный директор Александр Жестков рассказал, как предприятие из небольшого конструкторского бюро выросло в бизнес с миллиардным оборотом.

В этом году ГК «ЭлМетро» исполнилось 15 лет. Ключевой продукт компании — высокоточные кориолисовые и ультразвуковые расходомеры. Если по-простому, то это приборы, которые измеряют расход газов и жидкостей в трубопроводах. Также предприятие производит контроллеры-регистраторы технологических процессов, метрологическое оборудование для лабораторий, приборы контроля уровня жидких и сыпучих сред.

Александр Владимирович, с чего начиналась компания? Об истории «ЭлМетро» известно немного: в интернете нашлось только то, что компания была создана на базе приборостроительного факультета ЮУрГУ.

— Да, направлением промышленных контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации (КИПиА) мы занялись давно, еще до рождения своей торговой марки.

В конце девяностых на базе лаборатории ЮУрГУ мы образовали конструкторское бюро микропроцессорной измерительной техники. Затем оно преобразовалось в независимую компанию. Мы поставили цель разработать интеллектуальные датчики и вывести российское приборостроение на новый уровень.

В течение нескольких «доэлметровских» лет наш коллектив первым в России разработал на контрактной основе по техническому заданию Заказчика несколько семейств электронных преобразователей для интеллектуальных датчиков давления и температуры, в том числе с HART-интерфейсом. Это наиболее популярный стандарт индустриальных информационных сетей.

«ЭлМетро»: точность как способ завоевать рынок 1

 

Их выпуск с тех пор составил более 2 млн экземпляров. Одна из разработок оказалась столь удачной, что серийно производится до сих пор, то есть уже 20 лет!

В 2008 году мы взяли стратегический курс на разработку и производство собственных высокотехнологичных продуктов. Для этого зарегистрировали собственную торговую марку «ЭлМетро» (электроника+метрология) и уже 15 лет работаем как одноименная компания.

На каких разработках вы тогда сконцентрировались?

— Мы сосредоточили силы на разработке и производстве в тех высокотехнологичных областях, где отечественных приборов на тот момент не было или они серьезно отставали от зарубежных аналогов по техническому уровню.

Это три направления, которые до сих пор остаются ключевыми в нашей компании: видеографические регистраторы-контроллеры технологических процессов и системы ввода-вывода; ультразвуковая и кориолисовая расходометрия, а также метрологический инжиниринг.

«ЭлМетро»: точность как способ завоевать рынок 2

Генеральный директор ГК «ЭлМетро» Александр Жестков

В результате уже в первой половине 2010-х годов наш «ЭЛМЕТРО-ВиЭР» стал самым продаваемым в РФ видеографическим регистратором-контроллером техпроцессов. Мы оказались первыми в стране производителями кориолисовых расходомеров и освоили полный цикл их производства. И, наконец, ГК «ЭлМетро» стала крупнейшим производителем метрологических стендов в стране.

Так мы завершили переход из статуса конструкторского бюро с опытным производством, которое работает на контрактной основе, к состоянию полноразмерной компании со своим маркетингом, отделом продаж, производством и центром разработки.

Вы с самого начала делали упор на НИОКР, у вас работает команда сильных инженеров. Но вложения в научные разработки не сразу приносят деньги. Почему решили пойти не по пути, допустим, перепродажи датчиков из других стран, а развиваете собственное производство? Это непростой путь.

— Наверное, всё «испортило» научно-техническое образование, еще советское, основателей компании. Когда хочется самому разобраться и решить задачу, а не списать (переписать шильдики).

А если серьезно, то наш подход имеет преимущества. Во-первых, мы создали школу разработки, которая помогает технически опережать поставщиков азиатской техники. «ЭлМетро» производит только то, что разработано собственным научно-техническим центром компании, а это более 50 инженеров, в числе которых несколько кандидатов наук.

«ЭлМетро»: точность как способ завоевать рынок 3

 

Во-вторых, собственное производство полного цикла позволяет в полной мере управлять качеством. Например, мы собираем электронику сами, поэтому можем проконтролировать качество электронных компонентов и вовремя выявить контрафакт. А это нередко бывает в условиях санкционных ограничений и при общем дефиците микроэлектроники в мире.

Или другой пример — высокотемпературная конструкционная пайка «скелетов» приборов в вакуумной печи. Это критически важная операция, и, контролируя ее, мы можем гарантировать точность и стабильность измерений.

Как за последние 5 лет изменилась компания? Были ли какие-то переломные моменты в жизни «ЭлМетро»?

— Отвечу так: со старта на свободном рынке в 2008 году до 2017 года компания стремительно росла — как численно, так и по объемам реализации. Средний рост объемов составлял 30% в год. Это было время завоевания рынков и вытеснения поставщиков дорогих западных приборов. А вот затем мы столкнулись с резким ростом конкуренции со стороны отечественных поставщиков, в том числе поставщиков дешевой азиатской продукции под отечественной торговой маркой.

В этот момент стало ясно, что дальше развиваться мы можем только при серьезной перестройке внутри нашей группы компаний. Поэтому в 2018-2019 годах мы провели серьезную структурную перестройку бизнеса и начали программу технологического перевооружения и резкого расширения инфраструктуры.

За последние 5 лет собственные производственные площади компании выросли с 3000 кв. м до 13 000 кв. м, мы закупили уникальное технологическое оборудование, в том числе высокотемпературную вакуумную печь для пайки и отжига крупноразмерных изделий, прецизионные станки с ЧПУ, сварочного робота и другое оборудование.

 

«ЭлМетро»: точность как способ завоевать рынок 4

Общий объем инвестиций в оборудование составил более 100 млн руб. Также мы вложились в разработку новых приборов: продуктовая линейка пополнилась приборами измерения и детектирования уровня жидкостей, новыми калибраторами давления, новыми типами метрологических стендов, новыми моделями кориолисовых и ультразвуковых газовых расходомеров. Это позволило расти дальше — за последние 3 года объем реализации увеличился в 2 раза. Численность сотрудников также выросла и составляет 250 человек.

«ЭлМетро» периодически получает гранты на научные разработки, недавно команда прошла обучение по бережливому производству благодаря Фонду развития промышленности Челябинской области. Какую еще поддержку вы бы хотели получить?

«ЭлМетро»: точность как способ завоевать рынок 5

 

— Поддержка государства малым и средним инновационным предприятиям стала очень ощутимой в последние годы, за что мы очень благодарны правительству. Из мер поддержки хочу выделить программу промышленной ипотеки, которую так ждали наши предприниматели. Именно губернатор Челябинской области Алексей Текслер первым инициировал рассмотрение этого вопроса на федеральном уровне. Более того, наша региональная программа промышленной ипотеки гораздо прогрессивнее федеральной, и мы обязательно постараемся ей воспользоваться — планируем реконструировать выкупленные у завода «Прибор» площади.

Насколько я знаю, сейчас компания обеспечена заказами на несколько месяцев вперед. Это связано в том числе и с санкциями, верно? Запрос на какую продукцию сейчас острее всего?

— Уход западных игроков с отечественного рынка КИПиА в 2022 году обнажил его, я бы сказал, до неприличия: выяснилось, что многие типы приборов в стране просто никто не делает.

Наш маркетинг видел такое положение дел еще до начала известных событий, и мы готовили наше продуктовое предложение. В чём-то успели, в чём-то нет. Сейчас активно продвигаем новые радарные и готовим к сертификации рефлекс-радарные уровнемеры. По ним сейчас наиболее сильный голод на рынке. Конечно, сильно перегружено наше производство кориолисовых и ультразвуковых расходомеров, несмотря на удвоение темпов производства за последний год.

«ЭлМетро»: точность как способ завоевать рынок 6

Насколько наши датчики и расходомеры конкурентоспособны по сравнению с европейскими и китайскими производителями?

— Если взять для примера самый большой рынок импортозамещения среди расходомеров, то кориолисовые расходомеры «ЭлМетро» в 95% случаев могут совершенно безболезненно заменять западные приборы. Исключение — применение изделий в особо агрессивных средах и очень большие типоразмеры. Здесь наши возможности пока ограничены недостатком необходимых материалов и оборудования.

Китайские производители в большинстве своем пока не дотягивают по качеству, но лидеры среди них обеспечивают достойные технические характеристики своих приборов. Поэтому с ними придется конкурировать сервисом, ценой и в рамках общегосударственной политики защиты своего рынка. Но пока что ставка по импорту расходомеров в РФ равна 0%.

Одна из проблем, с которой часто сталкиваются многие руководители производственных предприятий, — нехватка персонала. Какие вы видите пути решения? Что предпринимаете для того, чтобы хотя бы частично перекрыть кадровый голод?

— Здесь я бы разделил сотрудников на категории. С молодыми инженерами мы начинаем работать с третьего курса: производственная практика, стажировки, работа на неполный рабочий день, защита дипломных проектов. Это сложно для молодых людей, но если человек нацелен на результат, то он эту нагрузку выдержит.

Мы большую часть инженерного персонала так и сформировали — привлекли их в компанию еще с университета. Что касается опытных кадров, их стараемся привлечь интересными задачами и перспективами. Это тоже нам нередко удается, хотя, конечно, в Челябинске найти хорошего и свободного инженера-разработчика электроники, точной механики практически невозможно. Я уж не говорю о программистах! В основном работаем через сарафанное радио, создаем адекватные условия, предлагаем хорошие зарплаты.

Надо сказать, что у нас низкая текучесть кадров. В том числе потому, что стараемся подбирать людей не только по деловым качествам и нацеленности на результат, но и по морально-этическим качествам. В коллективе ценятся честность, открытость.

По рабочим специальностям где-то легче, а где-то тяжелее, потому что нам нужно много кадров. С другой стороны, у нас чистое производство и есть возможности для роста — успешные сотрудники переходят на более сложные операции, повышают квалификацию.

Какие цели сейчас стоят перед компанией в ближайшее время?

            «ЭлМетро»: точность как способ завоевать рынок 7

— Планируем полностью освоить приобретенный в прошлом году у завода «Прибор» корпус полезной площадью 9000 кв. м. Сейчас там идет реконструкция. Хотим построить в нём производственную цепочку для приборов расхода и уровня по принципу конвейера. Это существенно снизит себестоимость и даст возможность конкурировать по цене с китайскими производителями.

Также в наших планах начать выпуск кориолисовых расходомеров для сжиженного природного газа и рефлекс-радарных (волноводных) уровнемеров. Оба типа приборов очень нужны на нашем рынке.

Каких принципов вы придерживаетесь в управлении предприятием? Наверняка эти принципы и помогли «ЭлМетро» вырасти из маленького конструкторского бюро в крупную компанию, которая поставляет оборудование для нефтегазового сектора и других предприятий российской промышленности.

— Для меня главный принцип — делегирование полномочий руководителям направлений, но и спрос с них за результаты. Самому во всём разобраться нельзя. Хотя на первых этапах в компании преобладал принцип ручного управления. Но постепенно делегировали полномочия, ответственность и внедряли элементы системного управления, когда компания начинает работать как часы.

«ЭлМетро»: точность как способ завоевать рынок 8

Не скажу, что это полностью внедрено. Потому что подразумевает автоматизацию процессов, а мы пока на пути к этому. У нас внедрена CRM-система, сейчас перед нами стоит большая задача внедрить ERP-систему управления производством. Наконец, основа здорового роста компании — акцент на подборе кадров с первых лет существования коллектива. Все инженерные и руководящие кадры обязательно проходят через собеседования со мной после собеседований с непосредственными руководителями и HR.

Кроме того, с этого года мы внедряем системность в бизнесе по одной международной программе. Сейчас компания находится на стадии реализации примерно в первой трети этой программы, где изменения в компании происходят сверху вниз. Хотим, чтобы всё работало по регламентам, стандартам и в меньшей степени «по понятиям», как иногда бывает в российском бизнесе.

Сложный и интересный путь. Потому что есть бизнесы, где ты просто покупаешь и продаешь, а есть те, где ты создаешь новые продукты, меняешь отрасль.

— Да, но это гораздо интереснее. Просто «купи-продай» — это скучно.

Автор текста: Наталья Горюнова

Самое читаемое
  • «Мы стоим по ту сторону забора и пытаемся конкурировать за сотрудников, которых нет»«Мы стоим по ту сторону забора и пытаемся конкурировать за сотрудников, которых нет»
  • «Группа Синара» запустит производство трамваев в Екатеринбурге«Группа Синара» запустит производство трамваев в Екатеринбурге
  • Контрольный пакет акций завода «Исеть» в Каменске-Уральском передан «Ростеху»Контрольный пакет акций завода «Исеть» в Каменске-Уральском передан «Ростеху»
  • Падение прибыли и сокращение сотрудников. Что происходит с сетью «Ситилинк»?Падение прибыли и сокращение сотрудников. Что происходит с сетью «Ситилинк»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.