«Одной зарплатой людей в городах не удержать». Как выиграть битву за человеческий капитал?
«Важно понимать, что вы не единственные. "Батл 16", когда крупные городские агломерации России конкурируют за молодое трудоспособное население, в самом разгаре».
Понимать потребности новых поколений, не надеяться только на девелоперов и давать возможность бизнесу формировать городскую среду. Так выглядят основные слагаемые успешной градостроительной политики. Последние исследования доказывают: эстетику городского пространства люди стали ценить не меньше зарплат. У каких городов больше шансов в борьбе за человеческий капитал? Как перезапустить экономику за счет изменения городского пространства? Об этом говорим с вице-президентом, руководителем направления «Пространственное развитие» фонда «Центр стратегических разработок» (г. Москва) Татьяной Караваевой.
Татьяна Игоревна, так много составляющих, из которых складывается понятие «пространственное развитие». И не совсем ясно, кого считать ответственными за это направление: власти или всё-таки застройщиков?
— Большинство девелоперов, которые не пришли пока на Южный Урал, но строят во многих других городах страны, идут именно за рублем. Немногие застройщики ценят красоту и архитектуру. Поэтому ошибочно думать, что развитие городов — задача отдельных девелоперов. Это градостроительный процесс, которым нужно управлять, понимая, для кого это делается. А это прежде всего люди. Несмотря на тенденцию миграции населения в крупные города, за людей нужно бороться. Даже за тех, кто уже сделал выбор в пользу Челябинска и сейчас здесь живет. И особенно за тех, кто будет нужен городу в будущем.
Когда-то мы рассчитывали на постоянный рост крупных агломераций, но сегодня понимаем, что страна убывает на миллион человек в год. Поэтому людей в городах нужно удерживать, и не только зарплатой.
Важно понимать, что вы не единственные. Я часто оперирую понятием «Батл 16»: это когда крупные городские агломерации России конкурируют за молодое трудоспособное население.В этом списке городов помимо Челябинска есть Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Уфа, Краснодар. Я уже не говорю про Москву и Санкт-Петербург. Сейчас батл в самом разгаре.
Если не высокая зарплата, то что еще нужно современному жителю мегаполиса?
— Если мы посмотрим на результаты исследований, то увидим, что на втором месте как раз комфортная среда. Это возможность повысить качество жизни за счет смены окружающей обстановки.
Скоро мы опубликуем новое исследование по крупным и крупнейшим агломерациям, которое готовим совместно с исследовательским холдингом «Ромир». Могу озвучить некоторые итоги данного исследования по Челябинску: расходы одного домохозяйства на оплату жилья выше российских и выше, чем в других крупных агломерациях страны. Это значит, что жители вашего города (в процентах от доходов) тратят на жилье больше всех остальных. И тут нужно разбираться почему.
Вы отметили, что города должны меняться для людей, но поколения и запросы населения тоже меняются. На что тогда опираться, планируя стратегию развития?
— В вопросах развития городов и пространства нужно ориентироваться не на поколение миллениалов (годы рождения 1984–2000-е) и даже не на зумеров (2000–2011 г.р.), а на поколение альфа.
Тех, кто родился десять лет назад уже при внедренных цифровых сервисах, которые сильно меняют картину мира. И нужно учитывать их поколенческие приоритеты: цифровая жизнь, доставка всего, запрос на этичное производство и потребление, ценность социальных связей.
У них особое отношение к собственности, нет большой привязанности. Среди популярных форматов можно выделить апартаменты и арендное жилье. Они уже востребованы у мобильного поколения. Снова цифры из исследования, о котором говорила ранее. В Челябинске количество домохозяйств, проживающих в съемных квартирах, составляет 12%. Это выше российских значений, где показатель равен 7-8%. Это доказывает, что рынок арендного жилья перспективен. Другой вопрос, что к цивилизованному варианту рынка, который существует в США, Европе и формирует городскую экономику, нам идти еще долго. Здесь интересен опыт Воронежа. Там сформировали пул арендного жилья под нужных специалистов, например врачей. И тем самым обеспечили себя кадрами.
Не все альфа-дети в будущем откажутся от собственных квадратных метров, и спрос на жилье не исчезнет. Как застройщикам строить для этого поколения?
— Однозначно спрос на жилье не исчезнет, вероятнее всего, увеличится возраст, в котором люди покупают себе недвижимость. И покупка эта будет мотивирована не столько желанием купить хотя бы небольшое, но свое жилье, сколько из позиции планирования долгосрочного проживания в определенном городе и районе, с учетом потребностей покупателя. Например, приобретение семейного жилья, жилья в районе с развитой инфраструктурой. Соответственно, такой подход предполагает запрос на большую площадь квартир, на качественное придомовое пространство, на развитые сервисы в пешеходной доступности. Если же говорить о периоде до покупки жилья, тренды на атомизацию с одной стороны и объединение единомышленников в одном пространстве с другой делают популярным такой формат жилья как коливинг. (Формат совместного проживания для людей с общими намерениями. — Прим. ред.).
Другое значимое являение — высвобождение личного времени посредством делегирования бытовых обязанностей посторонним людям за отдельную плату. Этот тренд уже проявляется в популярности сервисных апартаментов и апартаментных комплексов.
Развитие удаленной работы и повышение мобильности населения порождает спрос и на склады индивидуального хранения, когда не надо иметь свой гараж или кладовую, чтобы оставлять там часть имущества, а можно арендовать бокс в комплексе, который управляется оператором и в котором поддерживаются надлежащие условия.
Можно ли делать ставку на бизнес в вопросах развития инфраструктуры и городского пространства? Или это всё-таки прерогатива властей?
— Роль личности в истории никто не отменял. Всего лишь один человек может сделать многое для города. Пример — парк «Краснодар», он же парк Галицкого (Полностью построен на средства основателя сети «Магнит» Сергея Галицкого. — Прим. ред.). Это ярчайший пример развития бренда города за счет появления уникального общественного пространства. Такие объекты еще ведь привлекают в город туристов, что повышает заполняемость гостиниц и заведений общественного питания.
Парк Галицкого (г. Краснодар). Фото с информационного сайта galitskypark.ru.
Еще один пример — частный музей военной и гражданской техники, расположенный в Верхней Пышме Свердловской области (Основным спонсором музейного комплекса является директор УГМК Андрей Козицын. — Прим. ред.). Я готова привозить туда детей даже из Москвы. Такого количества военной техники я не видела нигде. Поэтому я бы хотела сказать, что нет, бизнес ничего не должен, но есть очевидные вещи. И где, как не на Урале, говорить о традициях меценатства. Нужно вкладываться в свои города. Но государство в свою очередь должно формировать программы, обеспечивать инфраструктуру.
Наоборот ведь тоже действует: не только бизнес влияет на качество среды, но и среда подстегивает развитие бизнеса. Расскажите на примерах, как работает эта связка?
— Например, опыт Москвы показывает, что пешеходизация подстегивает развитие ретейла.
С обустройством пешеходных улиц в центре Москвы увеличилось количество прогуливающихся и выросло количество занятых коммерческих помещений.
Другой пример, показавший свою эффективность, — 130-й квартал в Иркутске. Это место посещает каждый турист: здесь и отреставрированные исторические дома, и пешеходная среда, и символ города, и магазины, и кафе, и что-то всё время происходит на улицах квартала.
Сколько нужно времени, чтобы произошла отдача от реализации проектов благоустройства и создания уникальной среды в экономику города?
— В Иркутске отдача от реконструкции исторического квартала произошла через 4 года. Проект был реализован в 2011 году, а уже к 2015 году территории 130-го квартала генерировали ежегодно около 1 млрд рублей налогов в бюджеты всех уровней, а инвесторы, которые рискнули и вошли в проект первыми, получили 300% прибыли. Какие-то проекты окупаются быстрее, какие-то медленнее, однако уже после ввода в эксплуатацию проявляются первые эффекты в виде увеличивающегося потока посетителей. И если в проекте предусмотрены сервисы, то поток посетителей начинает генерировать прибыль для предприятий, расположенных как в границах проекта, так и на прилегающих территориях. Скорость окупаемости проекта напрямую зависит от качества планирования и качества реализации. Чем выше качество, тем быстрее окупаемость.
130-й квартал в Иркутске. Автор фото Юлия Пыхалова
Можете привести примеры промышленных городов, которые свое историческое наследие в виде промзон и дымящих заводов преобразовали во что-то современное и прекрасное?
— Переосмысление промышленных территорий в России только набирает обороты, и во многих городах занимаются редевелопментом заводов. В г. Выксе Нижегородской области Объединенная металлургическая компания активно развивает промышленный туризм: в 2021 году начата реализация проекта индустриально-туристского парка «Баташев» на базе исторического чугунолитейного цеха Выксунского металлургического завода, который призван максимально раскрыть уникальность этой территории и увеличить туристско-экскурсионный поток почти в три раза. В Туле с 2018 года работает творческий индустриальный кластер «Октава», а помимо него активно развивается городская среда и формируются новые точки притяжения, такие как Казанская набережная — ранее закрытая территория между кремлем и оружейным заводом. В Сысерти с 2020 года на территории чугунолитейного и железоделательного завода XVIII века каждое лето проводится фестиваль «Лето на заводе». В Нижнем Новгороде на стрелке с лета 2022 года работают галерея современного искусства и концертный зал, которые были построены с применением металлических конструкций пакгаузов XIX века. В Москве и Санкт-Петербурге после выноса производств за пределы городской среды многие промзоны в центре и срединном поясе преобразуются в креативные кварталы, индустриальные парки, офисные центры. Ярчайшие объекты Санкт-Петербурга — Новая Голландия и Севкабель.
Как выглядит ваш личный топ городов, где заметен прогрессивный подход к формированию городского пространства, и в каких нюансах этот подход проявляется?
— В моем списке лидируют Казань, Нижний Новгород и, конечно, Москва. Все эти города создают уникальные общественные пространства высокого качества. Казань на протяжении многих лет занимается развитием городских пространств и постоянно подключается ко всем новым трендам. Созвучно тренду на открытие доступа к водоемам в городской черте и на развитие зеленой и голубой инфраструктур городов были благоустроены берега озера Нижний Кабан с заботой об экосистеме водоема. Флагманами развития партисипаторного проектирования стали именно казанские проектные команды, самая известная в среде урбанистов — «Проектная группа 8». То, как правительство республики работает с молодежью — отдельный повод для гордости. Один из свежих объектов, ставших результатом этой работы, — экстрим-парк «Урам». Еще один знаковый объект — Национальная библиотека.
Нижний Новгород активно создает современные общественные пространства, при этом сохраняя богатое архитектурное наследие. Ключевой проект последних лет — редевелопмент Започаинья, исторического района города, в котором сосредоточено 12% объектов культурного наследия Нижнего Новгорода. Москва, безусловно, является флагманом развития городской среды. Правительство города работает одновременно по многим направлениям: повышает транспортную доступность районов, обогащает спортивную инфраструктуру, работает с историческим наследием, курирует разработку стандартов благоустройства.
Самый верный способ составить представление о городе — пройтись по нему пешком. Какой вердикт вынесли Челябинску после прогулки по Кировке и набережной?
— Проекта такого качества, как ревитализация нижегородского Започаинья, не хватает сейчас Челябинску — проекта комплексного, который был бы нацелен не только на внешние эффекты в виде реставрации памятников культурного наследия и реализации проектов благоустройства среды, но и на наполнение пространства событиями, связанными с историей места, разнообразными маршрутами, на предоставление возможности развития экономики района за счет привлечения инвесторов и привлечения пешеходного потока горожан и туристов, тем более что у Челябинска есть что показать.
Челябинску нужно насыщать ретейлом и сервисами набережную, развивать пешеходную улицу, развивать общественный транспорт, добавлять спортивные объекты, как, например, делает Красноярск.
В черте города в Красноярске, на правом берегу Енисея, находится национальный парк «Столбы», территория которого постоянно благоустраивается: создаются экотропы, современная база отдыха. В Красноярске, Нижнем Новгороде, Казани и других городах проходили крупные спортивные мероприятия, в рамках подготовки к которым были построены большие спортивные объекты — ледовые арены, стадионы, водные комплексы и пр. Эти объекты в дальнейшем стали доступны жителям городов для занятий определенными видами спорта в современных комплексах.
Читайте также на CHEL.DK.RU: Алексей Ципордей: «Знать о метеорите и ехать ради него к нам — не одно и то же».