«Одной зарплатой людей в городах не удержать». Как выиграть битву за человеческий капитал?

«Одной зарплатой людей в городах не удержать». Как выиграть битву за человеческий капитал?
Иллюстрация: от DCStudio на Freepik

«Важно понимать, что вы не единственные. "Батл 16", когда крупные городские агломерации России конкурируют за молодое трудоспособное население, в самом разгаре».

Понимать потребности новых поколений, не надеяться только на девелоперов и давать возможность бизнесу формировать городскую среду. Так выглядят основные слагаемые успешной градостроительной политики. Последние исследования доказывают: эстетику городского пространства люди стали ценить не меньше зарплат.  У каких городов больше шансов в борьбе за человеческий капитал? Как перезапустить экономику за счет изменения городского пространства? Об этом говорим с вице-президентом, руководителем направления «Пространственное развитие» фонда «Центр стратегических разработок» (г. Москва) Татьяной Караваевой.

«Одной зарплатой людей в городах не удержать». Как выиграть битву за человеческий капитал? 1

Татьяна Игоревна, так много составляющих, из которых складывается понятие «пространственное развитие». И не совсем ясно, кого считать ответственными за это направление: власти или всё-таки застройщиков?

— Большинство девелоперов, которые не пришли пока на Южный Урал, но строят во многих других городах страны, идут именно за рублем. Немногие застройщики ценят красоту и архитектуру. Поэтому ошибочно думать, что развитие городов — задача отдельных девелоперов. Это градостроительный процесс, которым нужно управлять, понимая, для кого это делается. А это прежде всего люди. Несмотря на тенденцию миграции населения в крупные города, за людей нужно бороться. Даже за тех, кто уже сделал выбор в пользу Челябинска и сейчас здесь живет. И особенно за тех, кто будет нужен городу в будущем.

Когда-то мы рассчитывали на постоянный рост крупных агломераций, но сегодня понимаем, что страна убывает на миллион человек в год. Поэтому людей в городах нужно удерживать, и не только зарплатой.

Важно понимать, что вы не единственные. Я часто оперирую понятием «Батл 16»: это когда крупные городские агломерации России конкурируют за молодое трудоспособное население.В этом списке городов помимо Челябинска есть Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Уфа, Краснодар. Я уже не говорю про Москву и Санкт-Петербург. Сейчас батл в самом разгаре. 

Если не высокая зарплата, то что еще нужно современному жителю мегаполиса?

 — Если мы посмотрим на результаты исследований, то увидим, что на втором месте как раз комфортная среда. Это возможность повысить качество жизни за счет смены окружающей обстановки.

«Одной зарплатой людей в городах не удержать». Как выиграть битву за человеческий капитал? 2

Скоро мы опубликуем новое исследование по крупным и крупнейшим агломерациям, которое готовим совместно с исследовательским холдингом «Ромир». Могу озвучить некоторые итоги данного исследования по Челябинску: расходы одного домохозяйства на оплату жилья выше российских и выше, чем в других крупных агломерациях страны. Это значит, что жители вашего города (в процентах от доходов) тратят на жилье больше всех остальных. И тут нужно разбираться почему.

Вы отметили, что города должны меняться для людей, но поколения и запросы населения тоже меняются. На что тогда опираться, планируя стратегию развития?

— В вопросах развития городов и пространства нужно ориентироваться не на поколение миллениалов (годы рождения 1984–2000-е) и даже не на зумеров (2000–2011 г.р.), а на поколение альфа.

Тех, кто родился десять лет назад уже при внедренных цифровых сервисах, которые сильно меняют картину мира. И нужно учитывать их поколенческие приоритеты: цифровая жизнь, доставка всего, запрос на этичное производство и потребление, ценность социальных связей.

У них особое отношение к собственности, нет большой привязанности. Среди популярных форматов можно выделить апартаменты и арендное жилье. Они уже востребованы у мобильного поколения. Снова цифры из исследования, о котором говорила ранее. В Челябинске количество домохозяйств, проживающих в съемных квартирах, составляет 12%. Это выше российских значений, где показатель равен 7-8%. Это доказывает, что рынок арендного жилья перспективен. Другой вопрос, что к цивилизованному варианту рынка, который существует в США, Европе и формирует городскую экономику, нам идти еще долго. Здесь интересен опыт Воронежа. Там сформировали пул арендного жилья под нужных специалистов, например врачей. И тем самым обеспечили себя кадрами.

Не все альфа-дети в будущем откажутся от собственных квадратных метров, и спрос на жилье не исчезнет. Как застройщикам строить для этого поколения?

— Однозначно спрос на жилье не исчезнет, вероятнее всего, увеличится возраст, в котором люди покупают себе недвижимость. И покупка эта будет мотивирована не столько желанием купить хотя бы небольшое, но свое жилье, сколько из позиции планирования долгосрочного проживания в определенном городе и районе, с учетом потребностей покупателя. Например, приобретение семейного жилья, жилья в районе с развитой инфраструктурой. Соответственно, такой подход предполагает запрос на большую площадь квартир, на качественное придомовое пространство, на развитые сервисы в пешеходной доступности. Если же говорить о периоде до покупки жилья, тренды на атомизацию с одной стороны и объединение единомышленников в одном пространстве с другой делают популярным такой формат жилья как коливинг. (Формат совместного проживания для людей с общими намерениями. — Прим. ред.).

Другое значимое являение — высвобождение личного времени посредством делегирования бытовых обязанностей посторонним людям за отдельную плату. Этот тренд уже проявляется в популярности сервисных апартаментов и апартаментных комплексов.

Развитие удаленной работы и повышение мобильности населения порождает спрос и на склады индивидуального хранения, когда не надо иметь свой гараж или кладовую, чтобы оставлять там часть имущества, а можно арендовать бокс в комплексе, который управляется оператором и в котором поддерживаются надлежащие условия.

Можно ли делать ставку на бизнес в вопросах развития инфраструктуры и городского пространства? Или это всё-таки прерогатива властей?

— Роль личности в истории никто не отменял. Всего лишь один человек может сделать многое для города. Пример — парк «Краснодар», он же парк Галицкого (Полностью построен на средства основателя сети «Магнит» Сергея Галицкого. — Прим. ред.). Это ярчайший пример развития бренда города за счет появления уникального общественного пространства. Такие объекты еще ведь привлекают в город туристов, что повышает заполняемость гостиниц и заведений общественного питания.

«Одной зарплатой людей в городах не удержать». Как выиграть битву за человеческий капитал? 3

Парк Галицкого (г. Краснодар). Фото с информационного сайта galitskypark.ru.

Еще один пример — частный музей военной и гражданской техники, расположенный в Верхней Пышме Свердловской области (Основным спонсором музейного комплекса является директор УГМК Андрей Козицын. — Прим. ред.). Я готова привозить туда детей даже из Москвы. Такого количества военной техники я не видела нигде. Поэтому я бы хотела сказать, что нет, бизнес ничего не должен, но есть очевидные вещи. И где, как не на Урале, говорить о традициях меценатства. Нужно вкладываться в свои города. Но государство в свою очередь должно формировать программы, обеспечивать инфраструктуру.

Наоборот ведь тоже действует: не только бизнес влияет на качество среды, но и среда подстегивает развитие бизнеса. Расскажите на примерах, как работает эта связка?

— Например, опыт Москвы показывает, что пешеходизация подстегивает развитие ретейла.

С обустройством пешеходных улиц в центре Москвы увеличилось количество прогуливающихся и выросло количество занятых коммерческих помещений.

Другой пример, показавший свою эффективность, — 130-й квартал в Иркутске. Это место посещает каждый турист: здесь и отреставрированные исторические дома, и пешеходная среда, и символ города, и магазины, и кафе, и что-то всё время происходит на улицах квартала.

Сколько нужно времени, чтобы произошла отдача от реализации проектов благоустройства и создания уникальной среды в экономику города?

— В Иркутске отдача от реконструкции исторического квартала произошла через 4 года. Проект был реализован в 2011 году, а уже к 2015 году территории 130-го квартала генерировали ежегодно около 1 млрд рублей налогов в бюджеты всех уровней, а инвесторы, которые рискнули и вошли в проект первыми, получили 300% прибыли. Какие-то проекты окупаются быстрее, какие-то медленнее, однако уже после ввода в эксплуатацию проявляются первые эффекты в виде увеличивающегося потока посетителей. И если в проекте предусмотрены сервисы, то поток посетителей начинает генерировать прибыль для предприятий, расположенных как в границах проекта, так и на прилегающих территориях. Скорость окупаемости проекта напрямую зависит от качества планирования и качества реализации. Чем выше качество, тем быстрее окупаемость.

«Одной зарплатой людей в городах не удержать». Как выиграть битву за человеческий капитал? 4

130-й квартал в Иркутске. Автор фото Юлия Пыхалова

Можете привести примеры промышленных городов, которые свое историческое наследие в виде промзон и дымящих заводов преобразовали во что-то современное и прекрасное?

— Переосмысление промышленных территорий в России только набирает обороты, и во многих городах занимаются редевелопментом заводов. В г. Выксе Нижегородской области Объединенная металлургическая компания активно развивает промышленный туризм: в 2021 году начата реализация проекта индустриально-туристского парка «Баташев» на базе исторического чугунолитейного цеха Выксунского металлургического завода, который призван максимально раскрыть уникальность этой территории и увеличить туристско-экскурсионный поток почти в три раза. В Туле с 2018 года работает творческий индустриальный кластер «Октава», а помимо него активно развивается городская среда и формируются новые точки притяжения, такие как Казанская набережная — ранее закрытая территория между кремлем и оружейным заводом. В Сысерти с 2020 года на территории чугунолитейного и железоделательного завода XVIII века каждое лето проводится фестиваль «Лето на заводе». В Нижнем Новгороде на стрелке с лета 2022 года работают галерея современного искусства и концертный зал, которые были построены с применением металлических конструкций пакгаузов XIX века. В Москве и Санкт-Петербурге после выноса производств за пределы городской среды многие промзоны в центре и срединном поясе преобразуются в креативные кварталы, индустриальные парки, офисные центры. Ярчайшие объекты Санкт-Петербурга — Новая Голландия и Севкабель.

Как выглядит ваш личный топ городов, где заметен прогрессивный подход к формированию городского пространства, и в каких нюансах этот подход проявляется?

— В моем списке лидируют Казань, Нижний Новгород и, конечно, Москва. Все эти города создают уникальные общественные пространства высокого качества. Казань на протяжении многих лет занимается развитием городских пространств и постоянно подключается ко всем новым трендам. Созвучно тренду на открытие доступа к водоемам в городской черте и на развитие зеленой и голубой инфраструктур городов были благоустроены берега озера Нижний Кабан с заботой об экосистеме водоема. Флагманами развития партисипаторного проектирования стали именно казанские проектные команды, самая известная в среде урбанистов — «Проектная группа 8». То, как правительство республики работает с молодежью — отдельный повод для гордости. Один из свежих объектов, ставших результатом этой работы, — экстрим-парк «Урам». Еще один знаковый объект — Национальная библиотека.

«Одной зарплатой людей в городах не удержать». Как выиграть битву за человеческий капитал? 5

Нижний Новгород активно создает современные общественные пространства, при этом сохраняя богатое архитектурное наследие. Ключевой проект последних лет — редевелопмент Започаинья, исторического района города, в котором сосредоточено 12% объектов культурного наследия Нижнего Новгорода. Москва, безусловно, является флагманом развития городской среды. Правительство города работает одновременно по многим направлениям: повышает транспортную доступность районов, обогащает спортивную инфраструктуру, работает с историческим наследием, курирует разработку стандартов благоустройства.

Самый верный способ составить представление о городе —  пройтись по нему пешком.  Какой вердикт вынесли Челябинску после прогулки по Кировке и набережной?  

—  Проекта такого качества, как ревитализация нижегородского Започаинья, не хватает сейчас Челябинску — проекта комплексного, который был бы нацелен не только на внешние эффекты в виде реставрации памятников культурного наследия и реализации проектов благоустройства среды, но и на наполнение пространства событиями, связанными с историей места, разнообразными маршрутами, на предоставление возможности развития экономики района за счет привлечения инвесторов и привлечения пешеходного потока горожан и туристов, тем более что у Челябинска есть что показать.

Челябинску нужно насыщать ретейлом и сервисами набережную, развивать пешеходную улицу, развивать общественный транспорт, добавлять спортивные объекты, как, например, делает Красноярск.

В черте города в Красноярске, на правом берегу Енисея, находится национальный парк «Столбы», территория которого постоянно благоустраивается: создаются экотропы, современная база отдыха. В Красноярске, Нижнем Новгороде, Казани и других городах проходили крупные спортивные мероприятия, в рамках подготовки к которым были построены большие спортивные объекты — ледовые арены, стадионы, водные комплексы и пр. Эти объекты в дальнейшем стали доступны жителям городов для занятий определенными видами спорта в современных комплексах.

Читайте также на CHEL.DK.RU: Алексей Ципордей: «Знать о метеорите и ехать ради него к нам — не одно и то же».

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.