«Крупные компании стали теплее относиться к нам, российским производителям»
Анастасия Бакунова, «ИТеК ББМВ»: «В России есть достаточное количество приборостроительных компаний. Другое дело, что не все из них можно назвать российскими».
Ограничения на поставку высокотехнологичного измерительного оборудования и компонентов, введённые прошлой весной, должны были дестабилизировать российский рынок и поставить многие промышленные предприятия в крайне сложное положение. Однако этого не случилось. Освободившиеся ниши после ухода иностранных поставщиков заняли российские, причём с долей локализации производства под 90%.
Пример этому — группа приборостроительных компаний «ИТеК ББМВ» — «Энергия-Источник», разработчик и производитель контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации (КИПиА) для нефтеперерабатывающей, газодобывающей, энергетической и других отраслей промышленности. По итогам 2022 года компания увеличила поставки своей продукции на 75%. О самодостаточности производства, росте популярности российской продукции у крупнейших промпредприятий и запуске новых разработок мы говорим с Анастасией Бакуновой, начальником коммерческого отдела группы приборостроительных компаний «ИТеК ББМВ» — «Энергия-Источник».
Прошлый год оказался серьёзным испытанием для многих предприятий. Но ваша компания в сложившихся условиях смогла нарастить производство в два раза. Как вам это удалось?
— На самом деле, это следствие нескольких факторов. Во-первых, мы всегда позиционировали себя как российского производителя. Подавляющая часть материалов, компонентов и комплектующих, которые мы используем в процессе производства, российские. Во-вторых, нашими покупателями также всегда были российские предприятия и компании из дружественных стран. Мы не продавали нашу продукцию в Европу или Северную Америку. В-третьих, действующие мощности мы планомерно расширяли год к году и закладывали возможности для роста на будущее. Так, в 2021 году мы наблюдали восстановление рынка после пандемийного 2020-го. Ну а 2022-й стал временем очень быстрого роста — плюс 75% год к году.
Спрос на нашу продукцию увеличился в том числе из-за того, что иностранные компании находились в подвешенном состоянии. Санкции, падение курса рубля, проблемы с платежами — всё это также оказывало на них влияние. Мы же ни на один день не останавливались и планомерно выполняли свои обязательства перед заказчиками.
То есть внешнеэкономическая ситуация вас вообще никак не затронула?
— Конечно затронула. Несмотря на то, что львиную долю наших поставщиков составляют российские компании, большую часть микроэлектроники мы всегда получали из-за рубежа, так как она не производится у нас в стране. Весной и летом 2022 года мы почувствовали серьёзные нарушения в логистике, резкое ограничение возможностей приобретения некоторых компонентов, неконтролируемый рост цен. Имеющиеся складские запасы закрывали текущие контракты, однако вопрос новых поставок оставался открытым. Для оценки ситуации требовалось время. В этот период мы были в постоянном контакте с заказчиками. Объясняли ситуацию, рассказывали, в чём дело. По некоторым поставкам отодвигались сроки отгрузок, по другим пересматривались цены. Но уже к осени мы смогли перестроить логистику и к концу года вновь войти в стандартные сроки отгрузки продукции.
Почувствовали, что отношение к российским производителям в последнее время изменилось в лучшую сторону?
— За последний год крупные компании, действительно, стали гораздо теплее относиться к российским производителям. Им оказались важны не только качество и технические характеристики, но и стабильность поставок. Было проведено немало встреч и различных мероприятий по импортозамещению, на которых потенциальные заказчики детально рассказывали о том, какая продукция им необходима, с какими характеристиками, какие объёмы. Видно, что они готовы работать с российскими поставщиками и вкладывать значительные средства в развитие производства в России. Это очень важно для всех участников рынка.
Как вы можете охарактеризовать текущий спрос на контрольно-измерительные приборы и оборудование автоматизации на предприятиях? Какая номенклатура пользуется самым большим спросом у вашей группы?
— Спрос на контрольно-измерительное оборудование растёт. Например, с уходом зарубежных поставщиков освободилась ниша в 15–30 тысяч датчиков давления в месяц. И эту нишу кому-то нужно занять. Мы заинтересованы в том, чтобы это были именно российские предприятия. У нас довольно широкая номенклатура изделий: это средства измерения давления, температуры, расхода, а также функциональное оборудование. Наибольшим спросом пользуется оборудование для измерения давления. Также востребованы новые серии барьеров искрозащиты: данная разработка планомерно ведется несколько последних лет и пополняется новыми исполнениями.
Кто является поставщиком комплектующих для вашего оборудования?
— Все основные металлические детали и изделия изготавливаются на собственных мощностях ИТеК ББМВ в Челябинске. Металл закупаем у российских поставщиков. Чувствительные элементы, печатные платы, радиоэлементы также приобретаем у российских производителей. Часть микроэлектроники закупаем за рубежом, потому что в России её попросту не делают. И это самое уязвимое направление. Оно может значительно влиять на себестоимость, а также сроки поставок конечного оборудования. Если появятся российские поставщики, то будем с радостью закупать отечественные компоненты.
В последнее время наметился дефицит поставок радиоэлементов с местных заводов. Дело в том, что сейчас они активно работают на оборонку и добиться отгрузок общепромышленных заказов практически нереально. По этой причине мы начали работать с заводами из дружественных стран. Они исполняют наши запросы.
Как изменилась себестоимость производства?
— Мы стараемся сохранять цены и зарабатывать на росте объёмов, тем не менее в прошлом году с учётом экономической неопределённости, изменения курсов валют, хаоса на рынке металлов и электронных компонентов, выстраивания новых цепочек поставок себестоимость выросла. К зиме ситуация с ценами стабилизировалась.
Кому поставляете своё оборудование? Что это за компании?
— Мы поставляем продукцию для самых разных отраслей промышленности по всей России. В первую очередь это нефтегазовая отрасль («Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть»), энергетика (ТЭЦ, ГРЭС и т.п.), металлургия (ММК, ЧЦЗ и т.д.), химическая промышленность. Менее представлены в пищевой индустрии, но под потребности заказчика готовы осуществлять поставки и по Челябинской области.
Все ли потребности рынка закрывает ваша группа компаний? Как много у вас конкурентов?
— В России есть достаточное количество приборостроительных компаний. Другое дело, что не все из них можно назвать российскими. Есть более зависимые от импортных комплектующих, есть менее зависимые. Что касается нас, мы являемся предприятием полного цикла. Если говорить о контрольно-измерительной номенклатуре в целом, то, конечно же, есть компании, которые производят аналогичное оборудование. Но несмотря на то, что мы конкурируем, мы выстраиваем с ними достаточно тёплые и открытые отношения. По отдельным проектам и контрактам мы можем выступать партнёрами. Это нормальная практика.
Периодически мы получаем запросы с перечнем оборудования для импортозамещения от крупных компаний, таких как «Сибур» или «Газпром». На все из них мы чисто физически не можем откликнуться, потому что понимаем, что на разработку того или иного оборудования с нуля требуется очень много времени, а заказчик не может ждать. Но отдельные потребности мы готовы закрывать. Бывает и так, что заказчик совместно с производителем принимает решение вовсе отказаться от импортного оборудования в пользу российского. В этом случае вносятся конструктивные изменения во всю производственную цепочку.
Нужна ли для развития вашей отрасли поддержка со стороны государства? Если да, то в чём она должна выражаться?
— В нынешних условиях, когда требуется оперативная замена импортного оборудования, крайне важна поддержка в виде субсидирования. Это касается как ОКР, так и наращивания производственных мощностей. Вы можете сказать, что есть льготное кредитование, но любой кредит, даже льготный, оказывает лишь разовый эффект, и это весьма жесткие условия. Взяли кредит, пошло развитие, нарастили объём, увеличили прибыль. Далее полученную прибыль нужно вкладывать в дальнейшее развитие и приобретение оборудования, но необходимо закрывать тело кредита.
В итоге развитие тормозится. А увеличение производства должно быть постоянным. Имеют место быть оба варианта поддержки, вопрос лишь в скорости развития.
Наша группа компаний состоит в кластере транспортного машиностроения и приводной техники. В рамках кластера мы получаем субсидии под развитие в виде возврата средств за приобретённое оборудование. Их нужно увеличивать и расширять. Опыт работы показывает, что предприятия кластеров выдают ежегодный рост объемов производства, прирост рабочих мест, увеличение налогов.
Каковы ваши прогнозы по развитию рынка и планы по расширению производства?
— Рынок контрольно-измерительного оборудования продолжит расти опережающими темпами из-за ухода зарубежных компаний. В 2023 году планируем увеличить собственное производство в два раза, и это не предел. Для этих целей мы уже готовим новые площади, закупаем оборудование, ведём разработку новых продуктов. Также продолжаем прорабатывать варианты выхода на дополнительные зарубежные рынки. Больше ориентируемся на Восток.
Автор: Иван Кущ