Какая тактика принесет прибыль, на что опереться в условиях нестабильности, какие направления развивать в деятельности компании? О трансформации бизнес-стратегий говорили на площадках форума.
Превращать проблемы в возможности, искать решения в настоящем, просчитывать достижения в будущем. Так выглядят основные задачи, которые стоят перед бизнесом каждый день. В условиях меняющегося мира приходится основательно перестраивать привычные процессы. Успешными бизнес-стратегиями предприниматели поделились в рамках форума «Будущее города», организатором которого является издание «Деловой квартал». Это мероприятие можно назвать одним из главных событий весны в бизнес-сообществе. Ежегодно форум собирает на площадке авторитетных спикеров из других городов, ключевых экспертов Челябинска, представителей власти, руководителей крупных компаний и предприятий. Мероприятие проходит при поддержке правительства Челябинской области.
«Раз в год на этой площадке мы предоставляем возможность встретиться и пообщаться. Именно здесь, на форуме, происходит искренний диалог между бизнесом и представителями власти. Главная цель — понять, как в условиях меняющейся реальности продолжать действовать, развиваться самим и тем самым помогать городу, региону становиться лучше и успешнее», — отметила исполнительный директор издания «Деловой квартал» Елена Герасименко.
В течение дня параллельно работало несколько панельных дискуссий. В этом году участникам форума предложили сосредоточиться на определенных векторах развития: экспорт, промышленная кооперация, туризм, строительный сектор. Не секрет, что события прошлого года изменили в этих сферах многое: новые партнеры, рынки, задачи и тренды. Какой будет выгода от развития в этих направлениях? Ответ искали вместе с приглашенными спикерами и участниками дискуссий.
Промышленная кооперация: решать задачи сообща
В прошлом году акцент с внешнего рынка сместился на внутренний: поставщиков деталей и комплектующих стали активно искать у себя. Количество проектов, которые стали реализовывать в рамках региональной и межрегиональной кооперации, увеличилось. Многие владельцы небольших производств отметили, что более «крупные» коллеги стали относиться к ним теплее и начали рассматривать в качестве поставщиков. И это ожидаемо: когда ресурсы ограничены, нужно объединять усилия, знания и возможности. Всё это позволяет местным предприятиям увеличивать объемы заказов, усиливать технологическую и производственную кооперации.
Но не всегда крупные промышленные предприятия знают о своих потенциальных исполнителях даже в пределах собственной области. Как сейчас выстроен диалог между предприятиями, стало ли заметно развитие локального рынка, сможет ли кооперация ускорить технологический суверенитет? Об этом говорили на площадке, посвященной теме промышленности. По данным Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, в первом квартале этого года наблюдается небольшой рост индекса промпроизводства: положительную динамику показывают ведущие металлургические предприятия и обрабатывающая промышленность. В этом есть заслуга и промышленной кооперации.
«Производственная кооперация — мощный драйвер развития промышленного потенциала нашего региона. Её цель — объединить предприятия для рационального использования мощностей и компенсации недостающих компетенций при создании конечной продукции, зачастую очень сложной и наукоёмкой. Это направление своей деятельности наше министерство считает одним из приоритетных. Мы концентрируемся на подходах, дающих максимальный эффект в условиях ограниченных ресурсов, чтобы содействовать производителям в создании новых или восстановлении нарушенных кооперационных связей. Поддерживаем проекты предприятий, помогая в поиске партнёров. Так, недавно подбирали для “ЧТЗ-Уралтрак” организации по ремонту и модернизации станочного оборудования», — отметил министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Павел Рыжий.
«Челябкрансервис» — активный участник промышленной кооперации. Именно этой компанией был создан самый мощный железнодорожный кран в России грузоподъёмностью 200 тонн. Стреловой кран, по словам производителя, оказался мощнее европейских аналогов. Сейчас по заказу одного из немецких предприятий идет обсуждение возможности создания техники, способной поднять еще больше — 250 тонн. Недавно «Челябкрансервис» презентовал новую разработку — инновационный дизель-электрический кран на железнодорожном ходу, состоящий из российских комплектующих.
«Промышленная кооперация в любом случае должна базироваться на коммерческих показателях и экономических расчётах. Собственник или руководитель предприятия должен ясно понимать, что ему выгоднее — отдать какой-то заказ на аутсорсинг или выполнить его на собственном производстве. В нашем случае, например, комплектующие крана — это несколько тысяч позиций. Сделать их все самостоятельно невозможно, да и незачем. Хотя за последние 8-9 лет мы сильно нарастили свои компетенции и сейчас большую часть металлоконструкций и узлов делаем сами, но продолжаем активно привлекать сложившийся пул партнёров, которым доверяем создание редукторов, электродвигателей, электрики и электроники», — подчеркнул гендиректор ООО «Челябкрансервис» Владимир Кантор.
Еще один челябинский завод, «ДСТ-УРАЛ», (Специализируется на производстве бульдозеров и спецтехники на базе гусеничного трактора. — Прим. ред.) оперативно занял освободившуюся после ухода западных компаний нишу. Сейчас продукция челябинского предприятия занимает 30% российского рынка. Колесные погрузчики, которые ранее активно везли из Китая, теперь закупают у нашего предприятия. Сейчас зависимость производства от иностранных компонентов составляет 15%. По словам генерального директора компании Евгения Горелова, к концу следующего года на заводе планируют полностью перейти на российских поставщиков. «На рынке осталось всего два производителя спецтехники на базе гусеничного трактора: наш и Чебоксарский завод. Между собой мы и делим российский рынок. Сейчас активно замещаем импортную продукцию своей. Также разрабатываем машины для разминирования. Они на дистанционном управлении и позволяют проводить опасные работы без непосредственного участия человека. Сейчас 10% из общего объема продукции — заказ военных», — отметил руководитель «ДСТ-УРАЛ» Евгений Горелый.
В научно-техническом центре «Приводная техника» работают над масштабным проектом: создают мощную электротехнику — преобразователь частоты «Посейдон» (120 мегаватт) для арктических судов, в том числе и для самого большого в мире ледокола «Лидер». Сейчас оборудование проходит испытание, а после сертификации его можно будет устанавливать на суда: танкеры, газовозы, ледоколы. Это производство является ярким примером импортозамещения.
«Наши ребята, инженеры, доказали всему миру, в том числе Siemens, чье оборудование раньше стояло на этих кораблях, что мы можем реализовывать такие масштабные проекты. Но делать это в одиночку сложно. Поэтому в рамках кооперации мы объединились с компанией “Русалпром-МС”, крупным московским холдингом, который разрабатывает и производит для судов электродвигатели. Мы вообще уделяем большое внимание организации собственной экосистемы поставщиков — надёжных производителей, всегда отдавая приоритет российским предприятиям. Мы обеспечиваем им загрузку мощностей, чётко обговаривая объём закупок комплектующих, а они гарантируют нам качество продукции, отгружаемой по заранее оговорённой цене», — рассказывает директор по маркетингу НТЦ «Приводная техника» Евгений Чупин.
Промышленный комплекс России зависит от импорта на 39%. К такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики. Сводить этот показатель к нулю необязательно. Такую точку зрения высказал президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин. По его мнению, в современных условиях не стоит отбрасывать те возможности, которые открывает международная кооперация, поэтому нужно развивать связи с дружественными странами. По словам эксперта, к лету в Челябинской области должна быть создана новая модель инвестиционного развития. Поможет в этом тесное сотрудничество с Китаем.
По мнению экспертов, в условиях санкционного давления очень важно, чтобы и у малого бизнеса была возможность наравне с другими поставщиками предоставлять конкурентную продукцию. Для этого им нужна поддержка со стороны.
«Для создания новых кооперационных цепочек малому и среднему бизнесу зачастую необходимо и масштабирование, и возможно частичная диверсификация производства, что безусловно требует инвестиций. Сейчас разработаны меры поддержки для МСБ, которые облегчают эту задачу и снижают финансовую нагрузку на само предприятие. Все это позволяет максимально оперативно перестроить производственные мощности и попасть в реестр поставщиков крупных предприятий региона», — отмечает заместитель директора по инвестициям центра «Мой бизнес» Инна Иванова.
Экспорт. Новые рынки
Челябинская область сегодня занимает седьмое место в стране по экспорту. Регион работает со 122 странами мира. Почти 80% всего экспорта приходится на металлургию. События прошлого года заставили бизнес оперативно перестраивать внешнеэкономическую деятельность, искать новых покупателей: в основном в Азии и на Востоке. Расширять внешнеэкономическое сотрудничество — одна из ключевых задач властей региона. В числе новых рынков можно назвать Вьетнам, Иран, Индию, ЮАР.
«Сейчас перспективным рынком для региона является Китай, где недавно побывала южноуральская делегация. Еще одним перспективным направлением является Иран: внешнеторговый оборот с этой страной за 2022 год вырос в 112 раз. Мы здесь видим большие возможности. Страна с большим потенциалом роста, Индия, прежде всего по продуктам питания, которые мы можем туда поставлять. Шоурумы продукции Челябинской области открыты в Узбекистане и Белоруссии», — рассказал заместитель губернатора Челябинской области Иван Куцевляк.
Внешнеторговый оборот Челябинской области в 2022-м составил 72% к прошлому году. Показатели экспорта и импорта снизились из-за логистических сложностей и проблем с международными переводами. В прошлом году немного изменилась пятерка стран, в которые Южный Урал экспортирует продукцию: ушел Египет, его место заняла Беларусь. Стало меньше экспорта в Турцию. Но неизменным остался лидер — Казахстан: на него приходится почти четверть регионального экспорта.
«Если говорить про дальнее зарубежье, то товарооборот уменьшился на 14% по сравнению с 2021 годом. А внешнеторговый оборот со странами СНГ вырос на 5%. Доля импорта увеличилась и составила 38%, но показатель экспорта сохранил лидерство (62%). Значительно увеличилась торговля с Китаем. Все эти перемены — результат всем известных событий: прекратились прямые поставки в недружественные страны, продукция ряда южноуральских предприятий попала в санкционные списки. В целом поставки товаров сохранились, но поменяли свои логистические маршруты», — рассказал начальник Челябинской таможни Михаил Пономарев.
В прошлом году более 60 субъектов МСП Челябинской области заключили экспортные контракты на сумму более 37 млн долларов США. Активнее вовлекать малый и средний бизнес во внешнеэкономическую деятельность помогают как региональные, так и федеральные меры поддержки. Самые популярные — помощь при выходе на маркетплейсы и участие в «полевых» мероприятиях: бизнес-миссиях, выставках. До конца этого года запланированы деловые поездки южноуральских предприятий в Иран, Вьетнам, Саудовскую Аравию, Индию и Турцию.
«В сентябре прошлого года появился еще один эффективный инструмент поддержки — софинансирование логистики. Компания может получить до пятисот тысяч рублей и покрыть часть затрат на перевозку товара от точки производства до границы РФ или места погрузки на судно», — подчеркнул директор Агентства международного сотрудничества Челябинской области Валерий Денисенко.
По параллельному импорту в прошлом году в УрФО было ввезено 1200 тонн товаров, в этом — 450 тонн. В основном этой схемой пользуются, чтобы доставить промышленные товары и комплектующие. По мнению приглашенного спикера, доктора экономических наук Николая Кульбаки, еще ни одна страна не выигрывала от того, что закрылась от всего мира. Возможность привозить товары по параллельному импорту — шанс получать технологии, которых мы пока лишены, например оборудование. Но даже параллельный импорт не помог избежать перекоса в соотношении экспорта и импорта.
«Всё, что известно о внешнеэкономической деятельности страны за 2022 год, — это данные из информационных источников других стран, так как у нас показатели экспорта и импорта перестали афишировать. Экспорт и импорт РФ были всегда диверсифицированы. Не было привязки к одной стране. Так вот, российский экспорт существенно вырос, а импорт в Россию сократился. И это несмотря на значительный рост ввоза товаров из Китая и Турции. Эти два направления всё-таки не смогли компенсировать потерю импорта из стран Европы», — заметил Николай Кульбака.
По мнению московского спикера, активное сотрудничество с Поднебесной имеет свои минусы: когда место Европы занимает Китай, то он начинает диктовать свои условия и поднимать цены, так как понимает, что Россия больше нигде это не купит. От этого проигрывают и регионы, и страна в целом, потому что приобретается товар более низкого качества, по сравнению с европейской продукцией, и за более высокую цену.
Строительная индустрия: смыслы, тренды, объемы
На авторской лекции маркетолога-экономиста, президента центра «Ясные решения» Игоря Качалова поднимали вопрос низких объемов строительства в Челябинске. По словам спикера, в областной столице вводится в 2 раза меньше жилья, чем в других российских миллионниках. Если брать в целом территорию города, то земли под застройку составляют 8%. В других мегаполисах этот показатель равен 13%. Игорь Качалов также отметил ряд ошибок, которые допускают некоторые застройщики Челябинска.
«Очень неудобная планировка. Один санузел на квартиру, низкие потолки, узкие дворовые пространства с отсутствием паркинга. Кроме того, в продаже превалируют «однушки», среди предложений очень мало трехкомнатных квартир. Дворы узкие и неудобные, где машины не могут разъехаться. Проекты в течение 30 лет не меняются», — отметил Игорь Качалов.
Планы по увеличению объемов строительства у властей есть. Перед регионом стоит амбициозная задача: к 2030 году ежегодно строить почти три миллиона (2 млн 800 тыс.). кв. метров. Это на 50% больше, чем построено в прошлом году. При этом многие застройщики предполагают, что вскоре столкнутся с главной проблемой — дефицитом земли. Дополнительным импульсом в развитии жилищного строительства в области должны стать проекты комплексного развития территорий.
По словам главного архитектора Челябинска Павла Крутолапова, сейчас на разной стадии разработки и реализации в Челябинске находятся 52 проекта комплексного развития территории. Именно эти локации являются основным резервом для будущих строек.
«Почему город не должен больше разрастаться? Плотность населения в Челябинске всемеро меньше, чем в Москве, уплотнительная застройка — это самая несущественная и искусственно раздутая проблема города. Гораздо хуже, когда жильё строится без привязки к сервисам и инфраструктуре», — подчеркнул Павел Крутолапов.
Некоторые крупные игроки челябинского строительного рынка согласны с тем, что сейчас КРТ — оптимальный инструмент развития города. Среди них — девелоперская компания «Весна»: одним из первых проектов компании в рамках программы комплексного развития стал ЖК «Лесопарковый» на месте большей части производственно-жилого комплекса радиозавода «Полёт».
Теперь совместно с компаниями «Трест Магнитострой» и White Group «Весна» участвует в реализации проекта «29-й микрорайон» на Северо-Западе, в границах улиц Братьев Кашириных, 250-летия Челябинска, Академика Макеева и Салавата Юлаева. Через пять–семь лет на территории рядом со строящимся аквапарком возведут 375 тыс. кв. м жилья.
Глава девелоперской компании «Весна» Екатерина Цветкова считает, что для строителей ключевым преимуществом КРТ является более высокая плотность застройки: если в среднем по Челябинску она не должна превышать 16 тыс. кв. м жилья на гектар, то в рамках реновации можно строить до 35 тыс. кв. м/га. Это гораздо рентабельнее даже при условии расселения ветхоаварийного жилья со всеми сопутствующими издержками.
«Девелоперы гонятся за рублём, и это естественно: если не будет денег, не будет ни среды, ни развития. Я без ложной скромности могу сказать, что “Лесопарковый” мы сделали круто: здесь есть и места для отдыха, и места приложения труда, и такая среда, что к нам молодожёны приезжают фотографироваться», — заявила Екатерина Цветкова.
Директор строительной компании «НИКС» Николай Серсков рассказал о своих планах работы в рамках КРТ: первый ЖК в рамках реновации построят на углу улиц Лесопарковой и Худякова, второй — на месте заброшенного участка производственного комплекса Автоматно-механического завода.
«Проект застройки на АМЗ мы разрабатываем совместно с европейскими архитекторами: район будет более приватным, камерным, с застройкой в 6–9 этажей. Тем не менее, если говорить о центре города, я считаю нужным увеличивать и плотность, и этажность застройки», — добавил Николай Серсков.
Просьбы застройщиков могут быть услышаны. По словам Павла Крутолапова, власти Челябинска уже разрабатывают новые дифференцированные правила землепользования и застройки. Для различных территориальных зон в зависимости от транспортной, инфраструктурной, рекреационной обеспеченности будут дифференцированы коэффициенты плотности застройки, а также требования к количеству заложенных в проектах парковочных мест.
Участники беседы обсуждали также IT-технологии: они становятся не только частью строительной отрасли, но и самого городского пространства. О том, как цифровизация позволяет создавать «умный» город, рассказал заместитель генерального директора по проектам компании «Интерсвязь» Олег Зеленин.
«Так или иначе, мы все уже живём в цифровом пространстве, но наша компания хотела дать челябинцам возможность конструировать это пространство вокруг себя и для себя, используя нашу экосистему современных, красивых и понятных сервисов», — объяснил спикер.
Пример этому — проект «Умный двор», который включает в себя домофоны, с возможностью оперативной связи с экстренными службами, парковки с системой безопасности «Купол», умные шлагбаумы, лифты и зарядные станции для электромобилей. Также Олег Зеленин отметил, что среди собственников жилья большой популярностью пользуется услуга автоматизированного сбора и анализа данных общедомовых приборов учета. Все это и формирует цифровую инфраструктуру мегаполиса.
Продуманное, современное городское пространство — важный фактор в борьбе за человеческий капитал. Поэтому в условиях сильной межрегиональной конкуренции необходимо перестраивать градостроительные процессы, отметила вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» фонда «Центр стратегических разработок» Татьяна Караваева. По мнению московского эксперта, поколения Z и «альфа» меньше своих родителей ценят деньги и не так привязаны к собственности: отсюда вырастают большие перспективы шеринговой экономики, а в сфере недвижимости — рынка арендного жилья.
Более подробную информацию с панельных дискуссий, посвященных развитию туризма в регионе и открытию компаний в ОАЭ и Турции читайте в наших следующих материалах.
«Деловой квартал» выражает благодарность партнерам бизнес-форума «Будущее города»: направлению инвестиционного развития центра «Мой бизнес», клубному поселку «Лесной остров», компании «Интерсвязь», международному агентству недвижимости DDA Real Estate, компании «ВТБ Лизинг», девелоперской компании «Весна», банку «Тинькофф», компании «Оптик-Центр».
Смотрите также на CHEL.DK.RU: Промышленная кооперация и импортозамещение. Видео
Евгения Скрозникова, Дарья Милославская
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.