«Мы воспользовались санкциями на сто процентов», — Евгений Субачев, «СпецАгрегат»

«Мы воспользовались санкциями на сто процентов», — Евгений Субачев, «СпецАгрегат»
Иллюстрация: «СпецАгрегат», CHEL.DK.RU (коллаж)

«Мы подразумеваем не только импортозамещение, но и импортоопережение — в том плане, что результатом работы становится техника, которая максимально подходит для России: ее климату, ГОСТам, менталитету»

В Челябинской области стартовал выпуск специализированных уборочных машин для аэропортов. Их производит миасский завод «СпецАгрегат», который давно специализируется на технике для уборки обычных дорог. К проектированию машин, которые придут на замену импортным аналогам, подключили ученых из ЮУрГУ и Московского автодорожного института, а комплектующие для них поставляют компании из Миасса, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Гендиректор завода «СпецАгрегат» Евгений Субачев рассказал CHEL.DK.RU, как была налажена научная и промышленная кооперация, по каким параметрам российские машины лучше зарубежных и какую позитивную роль антироссийские санкции сыграли для отечественных производителей:

Как появилась идея заняться производством машин для обслуживания аэродромов?

— Мы уже много лет занимаемся поставками техники для уборки взлетно-посадочных полос для аэродромов по всей России: от Калининграда до Южно-Сахалинска. Общаясь с теми, кто эту технику эксплуатирует, мы выясняли, в чём зарубежные аналоги, такие как Schmidt, превосходят отечественные машины модели АКПМ. Идея выпускать технику, которая будет не хуже импортной, родилась еще в 2015 году. Но параллельно мы вели другие разработки, и только когда нагрузка на наших конструкторов снизилась, мы сформировали и согласовали с эксплуатантами полноценное техническое задание.

В 2020 году мы подали заявку на финансирование проекта новой аэродромной техники и совместную работу с Московским автомобильно-дорожным институтом. К его реализации мы приступили в конце того же года. Министерство науки и высшего образования РФ выделило нам 188 млн рублей. На эти деньги мы построили современный цех с новыми станками, современной плазменной резкой. Также мы подключили к работе наш Южно-Уральский государственный университет — ЮУрГУ является соисполнителем проекта на 40%.

Я очень этим доволен, поскольку в решение задачи погрузились сразу два профильных вуза с большим опытом, с профессиональными кадрами.

Разработка шла не только с участием вузов и нас как производителей, но и с привлечением тех, кто будет пользоваться этой техникой на практике. Так, совместными усилиями поняли, какие характеристики должна иметь аэродромная техника для наших условий. Получился в итоге комплекс из трех машин. Первая — для уборки снега с помощью отвала, со щеткой большого диаметра, с агрегатом для продува поверхности взлетно-посадочной полосы и магнитной плитой, которая позволяет поднять с полосы мелкие металлические элементы. Они опасны тем, что могут повредить шины самолета при взлете или посадке. И еще две — поливомоечная и для работы с твердыми реагентами.

«Мы воспользовались санкциями на сто процентов», — Евгений Субачев, «СпецАгрегат» 1

Почему вы обратились за помощью именно к москвичам? И чем вам помогли в ЮУрГУ?

— МАДИ — главное в стране научное учреждение, которое занято содержанием дорог и аэродромов в том числе. Создавая новые машины, следует четко понимать их функционал в соответствии с нормативами и требованиями. В итоге получилась крепкая трехсторонняя проектная команда.

Мы подготовили специализированное шасси — серьезно модифицированный базовый «Урал» с повышенным клиренсом, москвичи помогли нам сформировать техзадание и спроектировали навесные узлы для работы с твердым и жидким реагентом, а в ЮУрГУ спроектировали машину с продувочной системой, в которой множество специализированных сложных агрегатов: автономный двигатель, редуктор, вентилятор с приводом. Мы уже сделали 10 образцов новой аэродромной спецтехники. Часть отправится в другие регионы, также интерес к нашим машинам проявляет и аэропорт Челябинска.

Главным итогом этой работы стало даже не создание автомобиля, а формирование команды инженеров-проектировщиков, которая готова разрабатывать новые образцы, особо востребованные на нынешнем закрытом российском рынке.

И сейчас мы ведем переговоры по новым проектам. Это машины с буровой установкой, для уборки дорог, а также бульдозер 20-го класса с электрической трансмиссией, который может работать на Крайнем Севере — за такой машиной к нам обратилось Министерство энергетики РФ. Планируем в этом году выпустить опытный образец.

Насколько сложной оказалась задача заместить импорт?

— Непростой задачей оказалось привязать технику к российским комплектующим. Изначально мы ориентировались на то, чтобы локализовать у нас производство зарубежных узлов и агрегатов. Но в определенный момент европейские компании отказались поставлять нам комплектующие, что привело к определенным сложностям. Но эту задачу мы решили, и сейчас наша продувочная машина имеет большую мощность, чем все зарубежные аналоги: у нее сдув с полосы 11 кубометров в секунду, тогда как у конкурентов — 10,5.

Другой момент заключается в том, что наши машины ориентированы на отечественные шасси, прежде всего автозавода «Урал». Завод «СпецАгрегат» и АЗ «Урал» находятся в одном месте: во-первых, создаются удобные кооперационные цепочки, во-вторых, это отвечает целям развития региона — деньги остаются в Челябинской области, обеспечиваются рабочие места, загружаются специалисты.

Я сам выходец с автозавода «Урал», проработал там девять лет. Так что мне эта кооперация важна еще и лично, как патриоту Миасса и родного предприятия.

Когда мы говорим о поиске решений по замене продукции иностранных производителей, это подразумевает не только импортозамещение, но и импортоопережение — в том плане, что результатом работы становится техника, которая максимально подходит для российских климатических условий: мы адаптируем технику под каждый аэропорт индивидуально. К примеру, шнекороторный снегоочиститель по требованиям должен быть даже в аэропорту Сочи на случай аномальных погодных условий. Но сложные системы подогрева, которые необходимы для условий Крайнего Севера, не нужны в машине, которая будет работать в Краснодарском крае.

А с шасси других производителей ваши узлы и агрегаты совместимы?

— Да, мы работаем с большим количеством техники, в том числе и зарубежной. Мы аккредитованы на машины Isuzu, MAN, Iveco. Из наших — КамАЗ, МАЗ, различные трактора: МТЗ, К-700. На китайские автомобили мы тоже делаем навесное оборудование, и в связи с тем, что дефицит отечественных и западных шасси прежде всего восполняется китайскими, эта работа усиливается.

На самом деле, самое сложное в нашей работе — это сделать именно навесное оборудование. А на каком автомобиле оно будет смонтировано — не представляет какой-то сверхзадачи. Наши конструкторы способны адаптировать имеющиеся навески с небольшими доработками на любое шасси, на которое укажет заказчик.

«Мы воспользовались санкциями на сто процентов», — Евгений Субачев, «СпецАгрегат» 2 «Мы воспользовались санкциями на сто процентов», — Евгений Субачев, «СпецАгрегат» 3

Кто из российских производителей вам помог в замене импортных изделий?

— Здесь, в Миассе, мы организовали производство кассетной щетки большого диаметра — такие изделия в России раньше вообще никто не выпускал. Нашли поставщика алюминия в центральной России, за комплектующими обращаемся и к другим миасским компаниям. Екатеринбургская «Пневмостроймашина» поставляет нам двигатели и гидравлику. Долго не могли найти вентиляторы, но в итоге их нам предоставила компания из Санкт-Петербурга.

Полная локализация производства, создание 100% импортонезависимого продукта в сфере аэродромной техники — важнейшая цель. Мое мнение: всё, что движется по государственной полосе (а у нас все взлетно-посадочные полосы государственные, это аэропорты частные), должно производиться в Российской Федерации. Президент Владимир Путин уже ставил задачу создать собственную, российскую гражданскую авиацию. Так что и средства обеспечения полетов должны быть полностью российскими.

Поэтому я к санкциям в отношении России, на самом деле, отношусь положительно. Санкции — это стимул для отечественных предприятий к развитию, к производству собственной продукции. Лично нам они послужили большим толчком, которым мы воспользовались на сто процентов.

«Мы воспользовались санкциями на сто процентов», — Евгений Субачев, «СпецАгрегат» 4

За помощью к государству вы обращались?

— Да, мы очень плотно работаем с нашими Министерством промышленности и Фондом развития промышленности Челябинской области. Поскольку портфель заказов растет, мы наращиваем и производственные мощности. Поэтому планируем воспользоваться промышленной ипотекой, которая позволит нам начать проект строительства нового цеха на пару лет раньше, чем планировали.

На сайте завода довольно много открытых вакансий, прежде всего рабочих и инженерных специальностей. Насколько остро у вас обстоит дело с кадрами, учитывая высокую конкуренцию предприятий в Миассе?

— Чем больше растут наши заказы, тем больше людей нам необходимо привлечь. Так что проблема их нехватки, конечно, есть, и она очень серьезная. Колоссальная потребность в наладчиках станков ЧПУ, станочниках, сварщиках.

Эта проблема возникла не сегодня. Однако инструменты, которые позволяют ее решить, тоже есть. Мы вслед за заводом «Урал» включились в проект «Профессионалитет», работаем по кадрам с ЮУрГУ, с ЧелГУ, взаимодействуем со школами, водим на предприятие экскурсии. Мы видим, что возвращается престиж человека труда, его востребованность. И это радует.

«Мы воспользовались санкциями на сто процентов», — Евгений Субачев, «СпецАгрегат» 5

Читайте также на CHEL.DK.RU: Челябинские ученые разработали спецтехнику для завода в Кургане

Самое читаемое
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу«Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.