Сократить! ФНС России поручила сократить количество допросов
«Не менее чем на треть по сравнению с предыдущим кварталом» — с таким заявлением выступила ФНС, подводя итоги проверочных мероприятий за IV квартал 2022 года (письмо от 10.02.23 г. № СД-4-2/1627).
Очередной шаг лояльности к бизнесу или более качественный подход к проведению процедур допроса? Стоит ли бизнесу ждать послаблений и приведет ли это к уменьшению указанных контрольных мероприятий, комментируют налоговые консультанты Аудиторско-Консалтинговой Группы «Аудит-Классик».
Согласно данным ФНС России, доля повесток о вызове свидетеля составляет более 43% от всех документов, направляемых налоговыми органами на бумажном носителе. Явка свидетелей в среднем составляет 15% (в отдельных субъектах Российской Федерации явка не превышает 7%).
Среди причин низкой эффективности привлечения свидетелей к осуществлению налогового контроля ФНС выделяет следующие:
1. Неявка свидетеля на допрос в налоговый орган вследствие незначительного размера штрафа за неявку лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля — 1000 рублей (п. 1 ст. 128 Кодекса), а также непривлечения свидетеля к ответственности.
Возможно, что незначительный размер штрафа и снижает мотивацию свидетеля явиться на допрос, однако возможны и другие методы так называемой мотивации. В частности, отсутствие законодательно предусмотренного при получении повестки освобождения от работы с сохранением заработной платы, так как зачастую допросы происходят длительное время, и лицо несет значительные затраты при проведении допроса (проезд, отгул на работе и так далее).
2. Отсутствие предварительного анализа роли свидетеля и значимости его показаний (вызов сотрудников налогоплательщика и его контрагентов, «всех подряд»).
Это очень широко распространенный недостаток данного мероприятия налогового контроля. По вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности, налоговой и бухгалтерской отчетности вызывают уборщиц, грузчиков и иных лиц, не имеющих отношения к указанной деятельности.
3. Отсутствие у лица, проводящего допрос на основании поручения о допросе свидетеля (должностного лица налогового органа по месту жительства свидетеля), понимания всех существенных обстоятельств (цели и задачи допроса), влияющих на выбор стратегии и тактики проведения допроса.
В указанной ситуации допросы проводятся формально, а вызванные лица зачастую не понимают, что хотят от них проверяющие, что имеют ввиду под теми или иными формулировками вопросов, какие цели и задачи преследуют, ставя неоднозначные вопросы. При этом, как было сказано выше, оказывается определенное давление, ставятся некомпетентные вопросы и так далее.
С целью повышения эффективности контрольной работы ФНС России поручила территориальным налоговым органам следующее:
- обеспечить рискориентированный подход при подготовке и направлении повесток о допросе свидетеля (определять необходимость вызова на допрос конкретных лиц с учетом определения их роли и значимости их показаний), в том числе в соотношении с предполагаемыми результатами мероприятий налогового контроля (суммовые, сбор доказательной базы в отношении налогоплательщика, его контрагентов и так далее);
- формировать поручение о допросе свидетеля с указанием целей и задач допроса, включать варианты вопросов к свидетелю в зависимости от полученных при проведении допроса ответов. Повестки о вызове свидетелей на допрос направлять заблаговременно;
- сократить не менее чем на 30% количество вызовов свидетелей на допросы в I квартале 2023 года к уровню IV квартала 2022 года. Мониторинг этих показателей осуществляется Контрольным управлением ФНС России.
Будут ли соблюдаться указанные предписания ФНС России территориальными органами, покажет время.
А пока сохраните тезисы о допросах к себе на рабочий стол (пригодятся не только вам, но и вашим сотрудникам).
Во-первых, основанием для вызова граждан на допрос является только повестка налогового органа. Иные способы вызова граждан в рамках налогового законодательства недопустимы. Зачастую сотрудники налоговых органов вызывают на допрос посредством сообщений в популярных мессенджерах, по телефону, при личном разговоре, по просьбе третьих лиц. Помним, что данные действия недопустимы.
Вручая повестку вам дома, на работе или в другом месте, налоговый орган нарушает официальный порядок уведомления. В таких случаях просим прислать повестку по адресу регистрации и жалуемся в вышестоящий налоговый орган на нарушение прав и законных интересов.
Во-вторых, уголовная ответственность за дачу ложных показаний в рамках ст. 90 НК РФ не предусмотрена. Ответственность предусмотрена только по ст. 128 НК РФ. Не стоит квалифицировать и ассоциировать данное мероприятие как допрос в рамках уголовно-процессуального законодательства. Это обычное мероприятие в рамках налогового контроля.
В-третьих, вы морально и психологически должны относиться к данному мероприятию совершенно спокойно и уравновешенно. На допросе сотрудники налоговых органов не имеют право на вас давить, задавать некомпетентные вопросы, не относящиеся к сути проведения данного мероприятия. В этом случае можно спокойно аргументировать все свои претензии в устном и письменном виде и отказаться от допроса. При этом также направить жалобу на неправомерные действия сотрудников налоговых органов.
Для защиты своих прав и законных интересов как до проведения допросов, так и при их проведении, рекомендуем обращаться за помощью к профессиональным налоговым юристам АКГ «Аудит-Классик», которые сопроводят вас в мероприятиях налогового контроля и компетентно ответят за вас на необоснованные претензии налоговых органов.
Реклама,
Zaoclassic.ru;
тел. (351) 729-94-73;
е-mail dmbu@zaoclassic.ru.