Николай Ермишин, Phygital Signage: «Не пытайтесь использовать свой опыт, приобретенный в другой стране. Здесь имеет место так называемый турецкий рандом, когда нет четкого соблюдения правил».
Возможность улететь в любую точку мира, отсутствие сложностей с банковскими переводами и лояльность к россиянам. Всё это сформировало повышенный интерес к Турции у предпринимателей. По данным Союза палат и товарных бирж Турции, с участием российского капитала в 2022-м было открыто почти 1400 компаний. В условиях санкций все больше предпринимателей рассматривают эту страну в качестве релокации бизнеса или его масштабирования.
Именно Турцию в качестве новой точки для развития бизнеса выбрали руководители российской IT-компании, поставщика решений для удаленного управления контентом на собственных экранах Phygital Signage и полгода назад зарегистрировали там юридическое лицо. Один из сооснователей компании Николай Ермишин станет спикером в рамках бизнес-форума «Будущее города», который 20 апреля организует «Деловой квартал». А пока мы расспросили бизнесмена об особенностях банковской системы, турецком рандоме, стоимости открытия бизнеса в этой стране и ошибках, которые лучше не допускать.
Правильно понимаю, что вы не стали окончательно релоцироваться: компанию в России не закрыли, она продолжает работать. Ради чего открыли бизнес еще и в Турции?
— Стало труднее общаться с некоторыми зарубежными организациями: взаимодействие не складывалось, зачастую нам не отвечали. Чтобы работать на рынках других стран, мы решили зарегистрировать отдельную компанию. Тем самым мы убрали риски для клиентов и облегчили для себя движение денег.
Изначально мы хотели открыть компанию в Польше и уже оттуда развивать бизнес в других странах. Идея была создать продукт, который будет востребован не только в России. В нашем сегменте российский рынок — это 120 млн долларов, а в мире — 4 млрд. Основные игроки: Германия, Франция, Нидерланды и США. На эти страны приходится более 50% всего объема рынка, поэтому на них мы изначально нацеливались. Но наши планы изменила геополитическая ситуация. Сейчас из Турции мы работаем с компаниями других стран, выходим на Латинскую Америку. Там также потребности в нашей технологии высокие, при этом конкуренция меньше.
Когда поняли, что с Польшей не получится, вы составили шорт-лист стран, которые рассматривали в качестве альтернативы для открытия бизнеса. Почему остановились в итоге на Турции?
— Да, в нашем списке также были Кипр, Эмираты, Узбекистан, Грузия, Армения. Посчитали, что в Эмиратах дорого. На Кипре нельзя открыть компанию без местного фаундера. В Узбекистане нет рынка. Из оставшихся стран выбрали Турцию. Наш сегмент в Турции — 82 млн долларов. Немного меньше, чем в России, но динамика проникновения и развития в 2 раза выше. Но турецким компаниям важно убедиться, что ты продолжишь вести бизнес в стране и через пару лет, а не исчезнешь спустя несколько месяцев.
С чего начали освоение турецкого рынка?
— С изучения опыта других компаний, турецкого рынка и его особенностей. Весной 2022 года по рекомендации знакомого работодателя нашли в Турции юриста из Анталии и отправились туда.
С помощью местного юриста начали процесс регистрации компании. От аренды офиса решили отказаться, поскольку в турецком законодательстве есть понятие Home office — юридическим адресом может быть квартира, на аренду которой у тебя есть контракт. Мой партнер снял квартиру в Анталии, далее мы получили ИНН, другие необходимые документы и открыли компанию за пару недель.
При этом мы долго не могли открыть счет в банке. Чтобы положить на счет уставной капитал, пришлось 30-40 минут объяснять менеджеру, операционисту и начальнику отдела, что это такое.
Дело в том, что банковские операции зависят от личного менеджера в отделении. Поэтому при заходе на турецкий рынок очень важно познакомиться и обменяться контактами с менеджером банка, который будет отвечать за финансовые операции вашей компании.
Пройдя определенный путь, от каких ошибок предостерегли бы других?
— Не пытайтесь использовать свой опыт, приобретенный в другой юрисдикции, другой стране. Не стоит действовать, исходя из того, что все юрисдикции одинаковы. Здесь имеет место так называемый «турецкий рандом», когда нет четкого соблюдения правил. Всё зависит от настроя и желания исполнителя. Первая и самая главная рекомендация — сфокусироваться на поиске нетворкинга, найти двух-трех человек, которые открывали похожий бизнес. Это довольно легко сделать в чатах. Получив у них максимально релевантную информацию о том, что делать, в какую юридическую компанию обратиться, попросите сделать вам рекомендацию по сопровождению бизнеса.
И, пожалуй, самое важное — найти людей, которые специализируются на открытии компаний именно в этой стране. Они объяснят, как сдавать отчетность, какая должна быть структура компании, какие правила. То есть лучше не самому набивать шишки методом тыка, а воспользоваться чужим опытом.
Изначально кажется, что это дороже. Но вы экономите время и двигаетесь с наименьшими затратами, и в итоге выходит дешевле. И это не только особенность Турции: то, что написано в законе, отличается от практики применения. Партнеров стоит искать не по рекламе, а по рекомендации специалиста.
Турецкий рандом, непредсказуемость прослеживаются во всём?
— Да. Это специфика, возможно, в целом южан. Но, помимо турецкого рандома, как показала практика, есть еще понятие «турецкая пила», когда резко меняются условия. Например, еще недавно вид на жительство выдавали всем, но в какой-то момент также всем стали отказывать. При этом никто не объясняет почему. Проходит пара-тройка месяцев, и опять всё возвращается.
Кроме того, стоит учитывать совсем другой график работы. В России привычно в конце декабря вся деловая активность замирает до февраля, здесь же 31 декабря — обычный рабочий день, как и 1 января. Если весной в России традиционно всплеск деловой активности, то в Турции в этот период всё замирает в связи с мусульманским праздником Рамадан. Поначалу нам было сложно адаптировать свой рабочий график под новые условия.
И еще один очень важный момент: если деньги позволяют, наймите сразу локального специалиста, который поможет закрывать сделки. Чтобы работать успешно в другой стране с хорошим бизнесом, стоит взять на работу продавца или исполнительного директора из числа местных жителей. Это снимет все остаточные барьеры.
Мы планируем нанять местного продажника, чтобы он мог закрывать сделки, а у партнеров не было опасений, что вы поработаете недолго и свернете бизнес. Контрагенты будут больше доверять вам, если внутри страны есть человек, который отвечает за вашу компанию. Однако не стоит с этого начинать, особенно если вы проверяете гипотезу.
«Международный бизнес нужно делать в Стамбуле»
Изначально бизнесмены, потратив почти 8 тыс. долларов, открыли компанию в Анталии. Но вскоре перевезли ее в Стамбул (плюсом еще больше 2 тыс. долларов).
Почему поменяли город?
— Бизнес и центры принятия решений сосредоточены в Стамбуле, поэтому не стоит обосновываться в Анталии. Да, там уютно, красиво, но отношение Стамбула к бизнесу в Анталии такое же, как у Москвы к Сочи. Если вы иностранец и нет еще местных рекомендаций, кейсов внутри рынков, открывайте компанию в Стамбуле, в районе Шишли, который считается деловым. Это тоже снимет много вопросов, и на вас будут смотреть по-другому. Поэтому и мы после нескольких месяцев работы в Анталии перенесли компанию в Стамбул.
Нужно получать ВНЖ?
— Нет. В Турции можно открыть компанию, не имея вида на жительство или рабочей визы. Я, например, оформил туристический вид на жительство и не собираюсь получать турецкое гражданство.
Какие есть риски? В каких случаях могут «отжать» бизнес?
— Распространенная здесь схема — бизнес в партнерстве, и это, безусловно, риск. Местные не рекомендуют этого делать. Если сооснователь — местный, конечно, он может облегчить продвижение на рынке, но потом можно не отвоевать свою компанию.
Есть уголовные риски. Например, за утерю документов компании грозит уголовная ответственность. В России такого нет. Потерял устав — делаешь копию.
Также рекомендую найти именно местного бухгалтера, потому что это специальный человек, который имеет аккредитацию от государства, у него есть право подавать в реестр документы. Из плюсов: в Турции все расходы собственников можно проводить через компанию. Но есть нюанс: будучи владельцем и работая на свою компанию, ты не можешь получать зарплату, потому что у тебя нет рабочей визы. И многих это останавливало. Но если погрузиться в закон, то все расходы, в том числе на еду и одежду, можно оплачивать через счет компании. Закон предполагает, что для ведения бизнеса тебе может понадобиться и холодильник, и многое другое. В России с этим куда сложнее, а в Турции можно полностью обеспечивать себя за счет компании.
С каким бизнесом лучше заходить в Турцию: уже действующим или со стартапом?
— Всё зависит от задач. Само законодательство Турции очень лояльно, поэтому бизнес может открыть человек с гражданством любой другой страны. Никаких преград нет. Но открытие бизнеса не позволяет находиться в Турции сверх квот. Если нарушить срок пребывания в стране и ничего не предпринимать, из страны выдворят. Придется добиваться получения либо туристической визы, либо любого другого вида разрешения.
Также стоит учитывать особенности банковской системы, особенно в сфере IT. В Турции не самый развитый айтишный рынок, поэтому у многих банков затруднения с платежами за программное обеспечение, но у нас таких проблем не было. Сейчас я вижу, что чем больше IT-продуктов появляется внутри Турции, тем проще банки к ним относятся.
Чтобы лучше понять специфику вашей компании, расскажите о технологиях, которые предлагаете бизнесу?
— Мы создаем платформу по монетизации офлайн-маркетинга на основе совмещения Интернета с офлайном, то есть это коммуникации через цифровые технологии в офлайн-пространстве. Продаем системы удаленного управления контентом на экране. У платформы есть уникальная функция, которая позволяет привязать контент к погоде в определенном месте. То есть если в Москве сейчас холодно, клиент увидит на экране ассортимент кофе, если в Сочи жарко — разнообразие освежающих напитков. Такой подход увеличивает уровень продаж.
Летом мы планируем выпустить на рынок новый продукт — создать контент с искусственным интеллектом. Целевая аудитория проекта — сети в широком смысле слова: кафе, рестораны, магазины, парикмахерские, фитнес-клубы, по сути, любой бизнес, у которого больше 5 точек.
Если бизнесмен переезжает с семьей, какие в Турции условия?
— В стране есть хорошие русскоязычные школы, аккредитованные Министерством образования. Очень много школ, где обучают по международным программам, почти в каждом районе. Здесь очень хвалят подход педагогов, и к детям отношение хорошее вне зависимости от происхождения.
Люди открытые и приятные в общении. Хороший климат, качественные продукты. Для меня это просто развитие бизнеса и интересный опыт.
Работая внутри этой страны, я получил ответы на многие свои вопросы. Например, понял, что финансовая система в России шикарная по сравнению с Турцией, строительство тоже лучше. И мультикультурность в России выше, чем в Турции. Как в любой стране, здесь есть свои плюсы и минусы, но в качестве опыта это здорово. Как возможность раскрыть свои знания, увидеть другие бизнес-задачи. Поэтому пожить и приобрести новые навыки — да, здорово. Пустить корни в Турции я не готов.
Автор: Светлана Манцурова
О том, как предприниматели из Челябинска ведут бизнес в других странах — читайте в материалах на CHEL.DK.RU:
>>> «Восток — дело тонкое, но выбора у нас нет»: Антон Лысков, Ars-Practice
>>> «Статус «Made in UAE» становится спасительным»: Максим Загорнов — о бизнесе в Эмиратах