«Лучше не набивать шишки методом тыка»: как россиянину открыть бизнес в Турции

Николай Ермишин, Phygital Signage: «Не пытайтесь использовать свой опыт, приобретенный в другой стране. Здесь имеет место так называемый турецкий рандом, когда нет четкого соблюдения правил».

Возможность улететь в любую точку мира, отсутствие сложностей с банковскими переводами и лояльность к россиянам. Всё это сформировало повышенный интерес к Турции у предпринимателей. По данным Союза палат и товарных бирж Турции, с участием российского капитала в 2022-м было открыто почти 1400 компаний. В условиях санкций все больше предпринимателей рассматривают эту страну в качестве релокации бизнеса или его масштабирования.

Именно Турцию в качестве новой точки для развития бизнеса выбрали руководители российской IT-компании, поставщика решений для удаленного управления контентом на собственных экранах Phygital Signage и полгода назад зарегистрировали там юридическое лицо. Один из сооснователей компании Николай Ермишин станет спикером в рамках бизнес-форума «Будущее города», который 20 апреля организует «Деловой квартал». А пока мы расспросили бизнесмена об особенностях банковской системы, турецком рандоме, стоимости открытия бизнеса в этой стране и ошибках, которые лучше не допускать.

«Лучше не набивать шишки методом тыка»: как россиянину открыть бизнес в Турции 1

Правильно понимаю, что вы не стали окончательно релоцироваться: компанию в России не закрыли, она продолжает работать. Ради чего открыли бизнес еще и в Турции?

— Стало труднее общаться с некоторыми зарубежными организациями: взаимодействие не складывалось, зачастую нам не отвечали. Чтобы работать на рынках других стран, мы решили зарегистрировать отдельную компанию. Тем самым мы убрали риски для клиентов и облегчили для себя движение денег.

Изначально мы хотели открыть компанию в Польше и уже оттуда развивать бизнес в других странах. Идея была создать продукт, который будет востребован не только в России. В нашем сегменте российский рынок — это 120 млн долларов, а в мире — 4 млрд. Основные игроки: Германия, Франция, Нидерланды и США. На эти страны приходится более 50% всего объема рынка, поэтому на них мы изначально нацеливались. Но наши планы изменила геополитическая ситуация. Сейчас из Турции мы работаем с компаниями других стран, выходим на Латинскую Америку. Там также потребности в нашей технологии высокие, при этом конкуренция меньше.

Когда поняли, что с Польшей не получится, вы составили шорт-лист стран, которые рассматривали в качестве альтернативы для открытия бизнеса. Почему остановились в итоге на Турции?

— Да, в нашем списке также были Кипр, Эмираты, Узбекистан, Грузия, Армения. Посчитали, что в Эмиратах дорого. На Кипре нельзя открыть компанию без местного фаундера. В Узбекистане нет рынка. Из оставшихся стран выбрали Турцию. Наш сегмент в Турции — 82 млн долларов. Немного меньше, чем в России, но динамика проникновения и развития в 2 раза выше. Но турецким компаниям важно убедиться, что ты продолжишь вести бизнес в стране и через пару лет, а не исчезнешь спустя несколько месяцев. 

С чего начали освоение турецкого рынка?

— С изучения опыта других компаний, турецкого рынка и его особенностей. Весной 2022 года по рекомендации знакомого работодателя нашли в Турции юриста из Анталии и отправились туда.  

С помощью местного юриста начали процесс регистрации компании. От аренды офиса решили отказаться, поскольку в турецком законодательстве есть понятие Home office — юридическим адресом может быть квартира, на аренду которой у тебя есть контракт. Мой партнер снял квартиру в Анталии, далее мы получили ИНН, другие необходимые документы и открыли компанию за пару недель.

При этом мы долго не могли открыть счет в банке. Чтобы положить на счет уставной капитал, пришлось 30-40 минут объяснять менеджеру, операционисту и начальнику отдела, что это такое. 

Дело в том, что банковские операции зависят от личного менеджера в отделении. Поэтому при заходе на турецкий рынок очень важно познакомиться и обменяться контактами с менеджером банка, который будет отвечать за финансовые операции вашей компании.

Пройдя определенный путь, от каких ошибок предостерегли бы других?

— Не пытайтесь использовать свой опыт, приобретенный в другой юрисдикции, другой стране. Не стоит действовать, исходя из того, что все юрисдикции одинаковы. Здесь имеет место так называемый «турецкий рандом», когда нет четкого соблюдения правил. Всё зависит от настроя и желания исполнителя. Первая и самая главная рекомендация — сфокусироваться на поиске нетворкинга, найти двух-трех человек, которые открывали похожий бизнес. Это довольно легко сделать в чатах. Получив у них максимально релевантную информацию о том, что делать, в какую юридическую компанию обратиться, попросите сделать вам рекомендацию по сопровождению бизнеса.

И, пожалуй, самое важное — найти людей, которые специализируются на открытии компаний именно в этой стране. Они объяснят, как сдавать отчетность, какая должна быть структура компании, какие правила. То есть лучше не самому набивать шишки методом тыка, а воспользоваться чужим опытом.

Изначально кажется, что это дороже. Но вы экономите время и двигаетесь с наименьшими затратами, и в итоге выходит дешевле. И это не только особенность Турции: то, что написано в законе, отличается от практики применения. Партнеров стоит искать не по рекламе, а по рекомендации специалиста.

Турецкий рандом, непредсказуемость прослеживаются во всём?

— Да. Это специфика, возможно, в целом южан. Но, помимо турецкого рандома, как показала практика, есть еще понятие «турецкая пила», когда резко меняются условия. Например, еще недавно вид на жительство выдавали всем, но в какой-то момент также всем стали отказывать. При этом никто не объясняет почему. Проходит пара-тройка месяцев, и опять всё возвращается.

Кроме того, стоит учитывать совсем другой график работы. В России привычно в конце декабря вся деловая активность замирает до февраля, здесь же 31 декабря — обычный рабочий день, как и 1 января. Если весной в России традиционно всплеск деловой активности, то в Турции в этот период всё замирает в связи с мусульманским праздником Рамадан. Поначалу нам было сложно адаптировать свой рабочий график под новые условия.

И еще один очень важный момент: если деньги позволяют, наймите сразу локального специалиста, который поможет закрывать сделки. Чтобы работать успешно в другой стране с хорошим бизнесом, стоит взять на работу продавца или исполнительного директора из числа местных жителей. Это снимет все остаточные барьеры.

Мы планируем нанять местного продажника, чтобы он мог закрывать сделки, а у партнеров не было опасений, что вы поработаете недолго и свернете бизнес. Контрагенты будут больше доверять вам, если внутри страны есть человек, который отвечает за вашу компанию. Однако не стоит с этого начинать, особенно если вы проверяете гипотезу.

«Лучше не набивать шишки методом тыка»: как россиянину открыть бизнес в Турции 2

«Международный бизнес нужно делать в Стамбуле»

Изначально бизнесмены, потратив почти 8 тыс. долларов, открыли компанию в Анталии. Но вскоре перевезли ее в Стамбул (плюсом еще больше 2 тыс. долларов).

Почему поменяли город?

— Бизнес и центры принятия решений сосредоточены в Стамбуле, поэтому не стоит обосновываться в Анталии. Да, там уютно, красиво, но отношение Стамбула к бизнесу в Анталии такое же, как у Москвы к Сочи. Если вы иностранец и нет еще местных рекомендаций, кейсов внутри рынков, открывайте компанию в Стамбуле, в районе Шишли, который считается деловым. Это тоже снимет много вопросов, и на вас будут смотреть по-другому. Поэтому и мы после нескольких месяцев работы в Анталии перенесли компанию в Стамбул.

Нужно получать ВНЖ?

— Нет. В Турции можно открыть компанию, не имея вида на жительство или рабочей визы. Я, например, оформил туристический вид на жительство и не собираюсь получать турецкое гражданство.

Какие есть риски? В каких случаях могут «отжать» бизнес?

— Распространенная здесь схема — бизнес в партнерстве, и это, безусловно, риск. Местные не рекомендуют этого делать. Если сооснователь — местный, конечно, он может облегчить продвижение на рынке, но потом можно не отвоевать свою компанию.

Есть уголовные риски. Например, за утерю документов компании грозит уголовная ответственность. В России такого нет. Потерял устав — делаешь копию.

Также рекомендую найти именно местного бухгалтера, потому что это специальный человек, который имеет аккредитацию от государства, у него есть право подавать в реестр документы. Из плюсов: в Турции все расходы собственников можно проводить через компанию. Но есть нюанс: будучи владельцем и работая на свою компанию, ты не можешь получать зарплату, потому что у тебя нет рабочей визы. И многих это останавливало. Но если погрузиться в закон, то все расходы, в том числе на еду и одежду, можно оплачивать через счет компании. Закон предполагает, что для ведения бизнеса тебе может понадобиться и холодильник, и многое другое. В России с этим куда сложнее, а в Турции можно полностью обеспечивать себя за счет компании.

С каким бизнесом лучше заходить в Турцию: уже действующим или со стартапом?

— Всё зависит от задач. Само законодательство Турции очень лояльно, поэтому бизнес может открыть человек с гражданством любой другой страны. Никаких преград нет. Но открытие бизнеса не позволяет находиться в Турции сверх квот. Если нарушить срок пребывания в стране и ничего не предпринимать, из страны выдворят. Придется добиваться получения либо туристической визы, либо любого другого вида разрешения.

Также стоит учитывать особенности банковской системы, особенно в сфере IT. В Турции не самый развитый айтишный рынок, поэтому у многих банков затруднения с платежами за программное обеспечение, но у нас таких проблем не было. Сейчас я вижу, что чем больше IT-продуктов появляется внутри Турции, тем проще банки к ним относятся.

Чтобы лучше понять специфику вашей компании, расскажите о технологиях, которые предлагаете бизнесу?

— Мы создаем платформу по монетизации офлайн-маркетинга на основе совмещения Интернета с офлайном, то есть это коммуникации через цифровые технологии в офлайн-пространстве. Продаем системы удаленного управления контентом на экране. У платформы есть уникальная функция, которая позволяет привязать контент к погоде в определенном месте. То есть если в Москве сейчас холодно, клиент увидит на экране ассортимент кофе, если в Сочи жарко — разнообразие освежающих напитков. Такой подход увеличивает уровень продаж.

Летом мы планируем выпустить на рынок новый продукт — создать контент с искусственным интеллектом. Целевая аудитория проекта — сети в широком смысле слова: кафе, рестораны, магазины, парикмахерские, фитнес-клубы, по сути, любой бизнес, у которого больше 5 точек.

Если бизнесмен переезжает с семьей, какие в Турции условия?

— В стране есть хорошие русскоязычные школы, аккредитованные Министерством образования. Очень много школ, где обучают по международным программам, почти в каждом районе. Здесь очень хвалят подход педагогов, и к детям отношение хорошее вне зависимости от происхождения.

Люди открытые и приятные в общении. Хороший климат, качественные продукты. Для меня это просто развитие бизнеса и интересный опыт.

Работая внутри этой страны, я получил ответы на многие свои вопросы. Например, понял, что финансовая система в России шикарная по сравнению с Турцией, строительство тоже лучше. И мультикультурность в России выше, чем в Турции. Как в любой стране, здесь есть свои плюсы и минусы, но в качестве опыта это здорово. Как возможность раскрыть свои знания, увидеть другие бизнес-задачи. Поэтому пожить и приобрести новые навыки — да, здорово. Пустить корни в Турции я не готов.

Автор: Светлана Манцурова

О том, как предприниматели из Челябинска ведут бизнес в других странах — читайте в материалах на CHEL.DK.RU: 

>>> «Восток — дело тонкое, но выбора у нас нет»: Антон Лысков, Ars-Practice
>>> «Статус «Made in UAE» становится спасительным»: Максим Загорнов — о бизнесе в Эмиратах

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.