Пётр Вагин, ЧМЗ: «Индивидуальный пошив» грузоподъёмной техники — это наша ниша»

Пётр Вагин, ЧМЗ: «Индивидуальный пошив» грузоподъёмной техники — это наша ниша»
Иллюстрация: ОАО «ЧМЗ»

«В начале 2022 года не хватало ключевых комплектующих. Производство работало так: идёт сборка крана, а в это время его основа, шасси, летит к нам где-то на трассе из Набережных Челнов».

В 2022 году Челябинский механический завод отметил своё 80-летие. За эти годы предприятию удалось стать одним из крупнейших отечественных производителей крановой техники на шасси: доля ОАО «ЧМЗ» на федеральном рынке превышает 22%. Удерживать лидирующие позиции в кризисные времена непросто: о том, как предприятие пережило минувший год и куда движется сейчас, «Деловому кварталу» рассказал его генеральный директор Пётр Вагин.

Каким стал 2022 год для Челябинского механического завода?

— Как раз год назад, в начале марта, нам пришлось экстренно перестраивать свои планы. Cтратегию развития на 2022 год готовили долго, основательно, и вот эту масштабную работу надо было срочно переделывать, потому что всё посыпалось. Сначала — скачки курса доллара, потом — нехватка ключевых комплектующих.

Производство работало так: идёт своим чередом сборка модели, а шасси для неё нет. В последний момент прилетает машина из Набережных Челнов, прямо с разгрузки залетает в конвейер — хорошо, можно собирать дальше.

Изначально в прошлом году мы планировали нарастить долю на рынке, по итогу (что уже успех) удержали рекорд 2021 года, когда с 45 единиц в месяц увеличили выпуск до 60. Поэтому для нас самое главное достижение — это то, что мы смогли сохранить объемы производства, хотя изначально я задал даже снижение до 55 единиц.

Естественно, пришлось замещать импорт, например, шведский металл. Россию покинули SSAB, мировые лидеры по выпуску высокопрочной стали, так называемой, семисотой (по минимальному пределу текучести). Конечно, такие стали выпускают и ММК, и другие российские металлургические компании, но продукцию каждой из них надо было тестировать. Год у нас прошёл в экспериментах, это тоже, конечно, замедлило дело. Плюс-минус заменить удалось всё. С гидроаппаратурой нам помогли белорусы, у них оборудование оказалось хорошего, сопоставимого качества. Что-то везём из Китая. Полного импортозамещения пока не случилось, но я бы назвал это западозамещением.

Выросла в итоге себестоимость продукции?

— Себестоимость выросла, но выросли и наши цены. Я бы сказал, что во всей промышленности инфляция за тот год составила примерно 30%. То есть мы на этом ничего не потеряли: отпускные цены остались конкурентными, спрос есть, продукцию покупают. Как и раньше, мы развиваем три основные линейки: автокраны грузоподъемностью от 16 до 60 т, гусеничные краны грузоподъёмностью до 100 т, создаем специальную технику по ТЗ заказчика. Если говорить о типовых моделях, то запросы рынка смещаются по принципу «быстрее, выше, сильнее»: больше грузоподъёмности, длиннее стрела, лучше устойчивость.

Пётр Вагин, ЧМЗ: «Индивидуальный пошив» грузоподъёмной техники — это наша ниша» 1

Кто закупает вашу технику?

— Наши краны используются в разных отраслях: в нефте- и газодобывающей промышленности, строительстве, обеспечении работы других заводов. «Якорные» клиенты — это, конечно, крупные нефтегазовые компании, добывающие или осуществляющие транспортировку нефти и газа. Нам, как и всем, интересно работать с большими заказами: основательно загрузить производство и не беспокоиться о продажах.

Есть ли у вас преимущество перед заказчиками за счёт логистики?

— Не думаю. Когда речь идёт о технике стоимостью, условно, 15 миллионов, лишняя пара сотен тысяч не играет роли. И это ещё, пожалуй, можно поспорить о том, кто экономит на перевозках: мы ближе к клиенту, зато дальше от КамАЗа, ключевого поставщика шасси.

Почему не хотите перейти на шасси «Урала»?

— Шасси выбирает заказчик, и если он голосует рублем за КамАЗ, то мы будем делать для этого покупателя технику на КамАЗе. Если у определенного заказчика уже есть десять, сто кранов на шасси КамАЗа, отлажено всё обслуживание под них, закуплены запчасти, понятно, что и дальше он будет покупать технику на их шасси.

С какими ещё предприятиями региона работаете в рамках промкооперации?

— Работаем со многими. Сходу могу назвать, например, НПО «Резонанс» — это предприятие, можно сказать, выросло с нами, потому что они начинали с электроники для наших кранов, сейчас тоже производят хорошие по цене и качеству приборы безопасности для ограничения нагрузки, координатной защиты и защиты от приближения к ЛЭП. НПО «Урал», производители комплектующих из пластика, специально под нас выпускают много продукции. С «Уралпожтехникой» делаем вместе пеноподъемную машину для пожаротушения. Есть совместный проект с «ДСТ-Урал», там речь идёт об оборонке, поэтому в подробности вдаваться не могу.

Как ещё участвуете в гособоронзаказе?

— Наши машины закупают самые разные ведомства. Наша техника мирная, она не стоит на передовой. Она создана не для разрушения, а для строительства и созидания, и, где бы техника ни оказалась, такой она и остаётся.

В стране немало производителей спецтехники. Что отличает ваше предприятие?

— Первое — это принцип управления. У многих лица, принимающие решения, находятся не на производстве, а в Москве, они не могут увидеть своими глазами, что происходит на заводе, до них доносят информацию другие. Я обхожу свои владения каждый день, что-то скрыть в таком случае очень сложно. Поэтому скорость и эффективность принятия решений у нас, я думаю, выше. При этом я не управляю единолично, а делегирую полномочия руководителям подразделений: они должны знать, что для них лучше, а также представить мне варианты решения какой-то проблемы — и уже из них я могу выбрать тот, который считаю правильным.

Как ни странно, но то, что мы небольшое производство, тоже играет на руку. Если производить, условно, 90 кранов в месяц, то всё должно работать как конвейер.

Мы делаем не так много, зато можем себе позволить создавать нестандартные вещи, за которые не будут браться крупные холдинги. Нестандартная продукция, «индивидуальный пошив» грузоподъёмной техники — это наша ниша.

Нехватка специалистов — головная боль многих руководителей. Эта проблема усугубилась в последнее время?

— Кадровая проблема есть и была всегда. Сейчас свою лепту внесло ещё и то, что многие наши заводы (в городе и области) целиком работают на государственный заказ. Там могут платить зарплату больше рыночной, чем и переманивают кадры. Мы платим достойно, но с ними в этом плане всё равно не можем тягаться. 

Специалистов перекупать не можем, зато можем выращивать: для этого уже много лет работает программа наставничества. Наставники получают доплату, а молодые специалисты не чувствуют себя брошенными, с опытным человеком рядом они адаптируются очень быстро, и это отражается на качестве работы. Также мы много сил вложили в создание современных и комфортных условий для сотрудников: в цехах чисто и светло, есть хорошая столовая.

На работе мы проводим половину сознательной жизни: люди это понимают и стремятся работать в нормальных условиях, а мы — их создавать.

Пётр Вагин, ЧМЗ: «Индивидуальный пошив» грузоподъёмной техники — это наша ниша» 2

Пользуетесь областными субсидиями для доплаты наставникам?

— Наверное, но это лучше спросить у отдела кадров. У нас ведь как устроено: каждое подразделение на год получает определённый бюджет, и, если они привлекли ещё какие-то средства — те же бюджетные субсидии, — все эти средства у них и остаются, я в это могу даже не вникать. Это и справедливо, и мотивирует сотрудников.

Какие цели поставили на 2023 год?

— В целом мы можем и хотим наращивать выпуск продукции, хотя дефицит шасси, который по сей день существует, пока этому препятствует. Тем не менее рассчитываем к концу года прибавить 15%.

Более отдалённая цель — запуск полноценного нового производства. Ещё с советских времён у нас остался большой корпус, в котором когда-то было литейное производство, сейчас он пустует. Теперь эту локацию мы приводим в порядок. Что именно будем производить, пока решаем вместе с директором по развитию. Скорее всего, это будет близко к нашему нынешнему профилю, какая-то более универсальная спецтехника.

Рынок кранов, как любой другой, может переживать взлёты и падения. Поэтому мы стремимся к диверсификации, чтобы стоять, так скажем, на двух ногах, а не на одной.

Планируете расширять модельный ряд техники?

— В прошлом году Челябинский механический завод вывел на рынок автокраны «Челябинец» серии «СТ» грузоподъемностью 27 и 33 тонны. В 2023 году планируем провести модернизацию гусеничных кранов и расширить номенклатуру выпускаемых моделей специальных кранов на трелевочных шасси — данная техника предназначена для выполнения работ на труднодоступных объектах. Первые образцы кранов на самоходных гусеничных трелевочных шасси мы отгрузили в начале этого года в Забайкалье, в данный момент уже получили новый заказ на изготовление аналогичных кранов.

Читайте также на CHEL.DK.RU: «Никто не испугался России, с нами по-прежнему хотят работать»

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.