«Никто не испугался России, с нами по-прежнему хотят работать»

«Никто не испугался России, с нами по-прежнему хотят работать»
Иллюстрация: «Композит Групп»

«Была масса заманчивых предложений: уехать в Индонезию, Бразилию и работать там. Приглашают, обещают помочь. Но я хочу жить здесь и платить налоги здесь», — Олег Беляев, «Композит Групп».

«Композит Групп Челябинск» стоит у истоков отрасли производства композитных материалов — предприятие одним из первых в стране освоило изготовление композитов. Недавно компания выиграла грант в размере 15 млн. рублей на создание автоматизированной производственной линии.

Заказчиками челябинского производителя являются клиенты из 20 стран мира, а совместные с иностранными партнерами предприятия работают в Бразилии, Индии, Египте. В прошлом году компания стала призером конкурса «Экспортер года». Как изменилась география экспорта, есть ли слабые места у новых логистических цепочек и каким может быть будущее промышленности? Об этом говорим с собственником компании «Композит Групп», изобретателем, автором более 20 патентов Олегом Беляевым.

Олег Юрьевич, как изменился спрос на вашу продукцию и как обстоят дела с экспортом?

— Ситуация сложная, мы ощущаем падение спроса, потому что строить стали меньше. В прошлом году нас поддержала заграница: 40% оборота составлял зарубежный рынок. Мы грузили товар в США: в Атланту и штат Калифорния. Но партнеры прекратили сотрудничество, побоявшись проблем. Хотя сейчас постепенно возвращаются к диалогу, потому что мы даем хорошее качество и разумную цену. Партнеры хотят работать с нами, но пока им не дают.

С другой стороны, я никогда не делал ставку на Запад. 15 лет занимаюсь этим бизнесом, 10 из них — производством, 7 — экспортом, но приоритетным направлением всегда были развивающиеся экономики, а не западные страны золотого миллиарда. Потому что были ситуации, когда западные партнеры отказывались от своих слов — неприятные моменты, из-за которых мы теряли деньги.

Сейчас у нас грандиозные планы по экспорту в страны Юго-Восточной Азии, но мы трезво оцениваем ситуацию. Понимаем, что продукт и технологию могут скопировать. Поэтому фокусируемся на том, чтобы защитить разработки: получаем международные патенты на изобретения через систему PCT (Система PCT  это процедура международного патентования. — Прим. ред.), а потом получаем патенты на национальном уровне. 

Кроме разрыва сотрудничества с западными компаниями, какие еще были трудности?

— Первая проблема — платежи. Мы знаем сейчас только один банк, который работает со SWIFT. Но конкретно в этом банке мы ощущаем перегруз и сбои в работе, в частности, с ним сложно работать не по стандартной схеме: через аккредитивы.

В международной торговле принято проводить сделки через безотзывный аккредитив. Если упрощенно, это гарантия от банка, что продавец получит платеж, если выполнит определенные условия. Сейчас с оформлением аккредитивов и предоставлением международных банковских гарантий проблема: мы месяцами не можем заключить контракты из-за сложностей с банком.

Вторая проблема — логистика. Решили опробовать новый вариант доставки через Иран. По факту у нас корабль месяц простоял в Астрахани, не мог отплыть в Индию из-за ряда проблем с портом, теперь две недели стоит в порту в Иране, доставка уже растянулась на многие месяцы, и непонятно, сколько еще это займет времени. Наши клиенты и мы несем огромные издержки.

Другой пример — у нас партнеры из Латинской Америки готовы покупать композитные строительные материалы и оборудование, их устраивает качество и цена. Но им проще закупить товар в Шанхае, потому что его привезут за 2-3 недели. А контейнер из России будет ехать больше шести месяцев.

Сейчас мы очередной контейнер с оборудованием отправили в Египет. Товар уже месяц стоит в Новороссийске, потому что мы не можем оформить таможенные документы, необходимые для вывоза. Пока оформляли, вышел новый закон, по которому из-за СВО мы не имеем права без специального документа вывозить электронику в составе нашей линии. До сих пор проблема не решена, пришлось обратиться в Минпромторг РФ. Всё решается очень медленно и в ручном режиме, мы несем издержки, так как вынуждены оплачивать хранение контейнера.+

«Никто не испугался России, с нами по-прежнему хотят работать» 1 «Никто не испугался России, с нами по-прежнему хотят работать» 2

Чувствуете ли со стороны государства поддержку?

— Да, есть поддержка. Семь лет назад, когда мы только начинали экспорт, мы не получали никакой помощи. Если сравнивать то, что есть сейчас, и то, что было тогда, сегодня поддержка на беспрецедентном уровне.

Нам оплачивают выставки за рубежом, выдают деньги на патенты. В этом году мы планируем участие в международной выставке Concrete Show South East Asia 2023. Всё это благодаря Центру поддержки экспорта Челябинской области.

Но, конечно, есть и бюрократия, на наш взгляд, ненужная. Даже просто получить деньги на патент — целый бой. Надо что-то доказывать, предоставлять документы, например, справку об отсутствии задолженности перед налоговой. Можно же сделать это по принципу одного окна: мы прозрачны и открыты, нас ФНС видит насквозь.

Самое время чиновникам повернуться к бизнесу лицом. От этого зависит будущее нашей страны. Нужны радикальные решения и на федеральном уровне, и в логистике, и в платежах, и в поддержке. Нужно убрать ощущение, что бизнес сам всё решит и найдет выход. Выход-то найдет, но найдет ли он потом вход, надеюсь, все понимают, о чём я?

У вас много партнеров по всему миру, были мысли о переезде?

— Была масса заманчивых предложений: уехать в Индонезию, Бразилию и работать там. Приглашают, обещают помочь. Но я патриот, люблю свою страну, верю в нее и хочу жить здесь, платить налоги здесь. Поэтому остаюсь. И вижу, что никто на деле не испугался России, с нами по-прежнему хотят работать. Я часто бываю в Индии — нет никаких проблем с желанием сотрудничать. Вы только создайте условия: к нам придут и инвесторы, и покупатели.

Дайте развиваться технологиям, дайте людям возможность ошибаться. Сейчас вся поддержка по развитию технологий заточена на то, что если ты берешь деньги, то у тебя точно всё должно получиться и ты обязан их вернуть. А если не смог добиться успеха? На мой взгляд, это убивает дух изобретательства и предпринимательства в наших людях.

Также нужно снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, внедрить прогрессивную шкалу налогообложения, которая будет зависеть от оборота и прибыли компании.  Повернитесь уже в сторону развития малого бизнеса, а не только крупного. Пришло время диверсифицировать экономику России, хватит делать ставки на крупные госкорпорации. Считаю, что мы должны брать лучшие практики из других стран и адаптировать под нашу ситуацию. Возьмите в пример успех Сингапура и его решения — они же прекрасны.

«Никто не испугался России, с нами по-прежнему хотят работать» 3  «Никто не испугался России, с нами по-прежнему хотят работать» 4

Будущее за производством без людей

В прошлом году «Композит Групп» победил в конкурсе, организованном Фондом Бортника. Это фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Компания получит деньги на разработку производственной линии с минимальным участием человека.

Расскажите о новой разработке, с которой вы победили в Фонде Бортника. Почему решили создать новую производственную линию?

— Мы работаем на будущее и оттачиваем технологию производства, чтобы сделать композитные материалы более стабильными. Поэтому постоянно разрабатываем что-то новое. Но есть проблема: в композитные материалы не верят в том числе из-за контрафакта. На рынке много производителей, которые не совсем профессионально подходят к производству и выпускают на рынок продукт несоответствующего качества. Чтобы очистить рынок от некачественного материала и сделать его производство невозможным, мы придумали автоматизированную линию. Мощность эквивалентна 20 тоннам арматуры в сутки, для работы достаточно двух сотрудников. При этом линия занимает мало места и потребляет меньше энергии в сравнении с производством металла.

Сейчас в производстве композитных материалов человек устанавливает температуру в печах, участвует в подготовке химии, влияет на пропорции замесов. Поэтому характеристики у продукта могут меняться из-за человеческого фактора. Мы хотим стандартизировать процесс производства, убрать влияние человека. Машина сама будет определять температуру компаунда (смесь веществ), скорость протягивания арматуры, температуру в печах и другие параметры.

Что это даст вам и потребителю?

— Это позволит сделать качество продукта более стабильным, расширить область применения композитных материалов, вселит в потребителя больше уверенности в продукте, позволит убрать контрафакт с рынка.

Мы хотим сделать ГОСТ не просто на сам продукт, а создать стандарты производства. Хотите производить композитную арматуру? Вот эти процессы автоматизируйте, и тогда ваш продукт будет соответствовать ГОСТу. Это повлияет на распространение композитных материалов и позволит решить несколько проблем: мы можем постепенно снизить потребление металла и улучшить экологию, снизить себестоимость квадратного метра жилья.

Допустим, чтобы заменить крупнейший металлургический комбинат России, который выпускает 3 млн тонн арматуры, предприятию, работающему с композитами, нужны ресурсы: земля — 30 гектаров, электроэнергия — 6 Гвт, рабочие места — 7000.

Для сравнения: металлургический комбинат занимает 11 800 гектаров, там работает 58 000 человек, потребляет энергоресурсов 10-12 Гвт, а самое главное — наносит непоправимый вред экологии. Как известно, чёрная металлургия — самая грязная отрасль в мире. Делайте выводы сами, как задействовать 50 000 человек в малом бизнесе и заставить их платить налоги, вот в чём вопрос.

«Никто не испугался России, с нами по-прежнему хотят работать» 5

На каком этапе сейчас разработка?

— У нас есть готовый проект, который мы презентовали в Фонде Бортника. Ждем, когда выделят грант 15 млн рублей. Как только получим, начнем делать опытный образец. Уверен, что будущее за автоматизированным производством. Изготовление арматуры будет выглядеть как завод будущего. Это компания с небольшим штатом управления из 5-10 человек. Все дополнительные службы находятся на аутсорсинге: производство и ремонт, отдел контроля качества, бухгалтерия и отдел продаж. Мы хотим построить автоматизированный завод на 200 линий с управлением технологией через систему SCADA (От англ. Supervisory Control And Data Acquisition  диспетчерское управление и сбор данных. Программный пакет для разработки или обеспечения работы в реальном времени систем сбора, обработки, отображения и архивирования информации об объекте мониторинга или управления. — Прим. ред.). Меняется наша реальность, всё идет к тому, что часть профессий в перспективе 10 лет уйдет в прошлое, людей заменят роботы. Это нужно заранее учитывать и уже сейчас перестраивать экономику.

Беседовала Наталья Горюнова

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.