«Подобно соревнованию пушек и брони на поле боя идет соревнование средств нападения и защиты в цифровом пространстве. И 2023 год тоже будет активным в этой части».
Глобальный мировой кризис 2022 года существенно изменил IT-индустрию, что на фоне продолжающейся тотальной цифровизации всего и вся уже начинает влиять на все остальные сферы бизнеса и общества. Когда все вокруг нас будет подключено к интернету? Почему развитие искусственного интеллекта не пошло тем путем, который предполагали ранее? На что следует обратить особое внимание в стремительно меняющейся индустрии информационных технологий? И к чему стоит быть готовым российскому бизнесу в новом «цифровом государстве»? Прогнозами и мнениями поделился Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям компании «Ростелеком»:
— Сейчас происходит быстрая смена трендов, которые накладываются друг на друга и разлом целостного технологического мира. Мы видим уже не только технологические санкции в отношении России, но и существенные ограничения западных стран по экспорту технологических инноваций в Китай в конце 2022 года. Это закладываются основы некоего будущего цифрового миропорядка, в котором технологии не будут столь доступны и трансграничны, как сейчас.
2022 год стал сложным для всего мира, но, несмотря ни на что, мир продолжает развиваться. Из-за роста учетной ставки существенно снизился интерес к венчурным инвестициям. Это плохой период для прорывных инноваций и стартапов. Перегретость инновационного развития IT-отрасли замедляется, становится меньше каких-то экзотических новых технологий, сократился поиск новых ниш, новых идей. Но мейнстрим, который годами сложился в отрасли и обществе в целом, сохраняется и мы не видим его существенного замедления.
В России мы решаем насущную проблему импортонезависимости, локализации, создания отечественных IT-решений. При этом мы не можем не следить за глобальными мировыми трендами в технологиях и должны держать их в голове, чтобы не отстать от того, что происходит. Но отслеживание трендов за пределами западного мира пока дается нам с трудом. Мы только учимся этому и пока никто не может сказать, что научился это делать хорошо.
Прошедший год сместил баланс интересов российского IT-сообщества в сторону четырех ключевых вызовов, которые становятся фокусами приложения усилий:
• Импортозамещение и устойчивость к санкциям. Крупные компании занимались этим достаточно давно, разрабатывали риск-сценарии, готовились к тому, что в итоге произошло. И мы не видели на рынке каких-либо существенных событий, которые показали, что кто-то был к санкциям совершенно, тотально не готов. Несмотря на девять пакетов западных санкций, все российские IT-компании продолжают успешно функционировать. Задача на 2023 год — сохранить в новых условиях темп развития. Здесь недостаточно импортонезависимости — речь идет о замене западных решений на отечественные с точки зрения дальнейшего развития бизнеса и общества.
• Информационная безопасность. Масштабная цифровизация бизнеса и общества неизбежно приводит к цифровизации преступности. С началом СВО мы столкнулись с массированной атакой на российские ресурсы. Без потерь мы этот период пройти не смогли — были и крупные утечки данных, и другие инциденты. Но я считаю, что отечественные компании хорошо к этому подготовились и продолжают уделять большое внимание безопасности, повышению своей защищенности.
Подобно соревнованию пушек и брони на поле боя идет соревнование средств нападения и защиты в цифровом пространстве. И 2023 год тоже будет активным в этой части.
• Финансы. Новые задачи — упомянутые импортозамещение и инфобезопасность — требуют дополнительных бюджетов. Это очень серьезный вызов для компаний. Другим осложняющим фактором является повышенный спрос на отечественное ПО. До начала СВО только крупные компании переходили на российские IT-решения — компании свободного рынка и среднего бизнеса использовали облачные технологии зарубежного происхождения. Сейчас рост спроса ведет к повышению стоимости отечественных IT-услуг. С точки зрения оборудования происходит похожая ситуация. Расходы будут расти у всех.
• Персонал. До 2022 года IT-отрасль была в кадровом плане перегрета, росли зарплаты, которые находились на мировом уровне. После начала СВО и проведения частичной мобилизации часть специалистов покинула Россию, обострив и усложнив многие процессы: импортозамещение, старт больших проектов. Возникает дополнительный спрос на айтишников, которые должны этим заниматься. Бизнес при этом не закрылся, компании продолжают свою деятельность. Таким образом, с точки зрения персонала, 2023 год обещает быть еще более проблемным. Компаниям придется искать пути решения этой проблемы — борьба за квалифицированных, талантливых сотрудников будет продолжаться и нарастать.
Путем анализа публикуемых патентов и публикаций в мировых научных изданиях мы сформировали картину трендов IT-отрасли, которые будут актуальны в 2023 году:
• Из года в год кочует мода на умные технологии. Старое оборудование постепенно выходит из эксплуатации, на место него встает новое, с каждым годом объемы применения умного оборудования растут. Особенно это актуально при перевооружении промышленности, крупных технологических производств. В результате все вокруг нас рано или поздно будет подключено к интернету. Но это процесс, растянутый во времени — он займет 10-15 лет.
• Из новых трендов следует отметить распространение дронов, беспилотных летательных аппаратов. Не секрет, что СВО во многом ведется силами этих устройств, мы видим по всему миру активное развитие компаний, которые выпускают дроны двойного назначения. Судя по всему, в 2023 году это направление ждет качественный скачок.
• В сфере искусственного интеллекта для всех стало очевидно, что человек с машиной общаться не хочет, потому что они плохо заменяют живое общение. Зато им неплохо удается руководить и управлять людьми — наступление ИИ мы ожидаем именно в этом направлении.
Это очевидно даже если посмотреть, сколько сейчас людей в России, по сути, сейчас управляются машинами: водители «Яндекс.Такси» ведь не получают заказы от руководителя. Монтажники «Ростелекома» узнают, куда им идти и какие выполнить задачи, из приложения. Все вы пользуетесь сервисами доставки — ни один живой человек не дает поручения курьерам, куда что везти. Это все делает искусственный интеллект — он не работает вместо человека, он им управляет, т. е. подкрался там, где мы его не ждали.
Мы наблюдаем огромные прорывы в демонстрации возможностей ИИ — алгоритмы, которые могут сгенерировать, например, лицо человека в миллионе вариаций, картины художников в любом стиле. Да, пока этому нет бизнес-применения. Но это не означает, что этого не будет. В какой-то момент кто-то догадается, как это монетизировать и произойдет прорыв. Мы как компании должны понимать эти алгоритмы, их возможности, чтобы использовать их для развития бизнеса, пока этого не сделали конкуренты.
• Что касается big data, то к 2022 году данных стало настолько много, что их уже невозможно сложить как-то единообразно и структурировать. Все смирились, что надо строить распределенные хранилища, Data Fabric. Это подталкивает развитие облачных технологий, поскольку даже крупным компаниям уже невозможно хранить данные где-то у себя. Эти технологии становятся не только очень емкими, но и очень доступными.
• В фокусе внимания будет цифровизация каналов взаимодействия с клиентами. Сервис — это то, над чем можно работать бесконечно. Для нас сейчас ключевой является цифровизация процессов в формате end-to-end, когда каждое действие для исполнения воли клиента, должно быть тотально автоматизировано. Становится важным сетевой опыт клиентов: даже когда они сами не сталкиваются с тем, что у них что-то ломается или их некачественно обслужили, человек может где-то об этом прочитать и составить впечатление о том, что сервис именно такого качества, как они прочитали.
• С точки зрения кадров сохранится высокая конкуренция за айтишников на российском рынке. Фокусироваться на крупных центрах, таких как Москва или Санкт-Петербург, уже не получится — компаниям предстоит выстраивать территориально распределенные команды, удаленные форматы, совершенствовать гибкие практики работы.
• Получит дальшейшее широкое развитие цифровизация государственного управления и институтов. Минцифры уже запустило электронные права и документы на машину — человек не обязан теперь их с собой возить, а организации, наоборот, вынуждены иметь оборудование, чтобы считывать эти QR-коды. Когда у нас будет введен цифровой паспорт, всем бизнесам придется перестроиться, чтобы уметь с ними работать в электронном виде. Важно понимать, каким образом государство видит развитие цифровизации, чтобы бизнес оказался вовремя готов к тем или иным инновациям.