«Если информация не доходит до принимающих решения — всё начинает разваливаться»

Что такое системы Business Intelligence, позволяющие увидеть бизнес «как на ладони», кому без них не обойтись и почему человеческий фактор может оказаться сильнее любых технологических новаций?

«Кто владеет информацией, владеет миром» — постулат, не теряющий актуальности с годами. Для того, чтобы опережать конкурентов, стоит ориентироваться не только во внешних факторах, но и в собственной внутренней «кухне», однако по мере развития компании это может стать настоящей проблемой.

Рынку Business Intelligence (BI) уже больше двух десятков лет, однако мировой тренд на оптимизацию средств мониторинга и аналитики бизнеса пока дошёл лишь до некоторых компаний Южного Урала. Партнёром в этом для них стала компания SENSU — одна из пионеров отечественной цифровой аналитики, системный интегратор, реализовавший уже больше сотни проектов: в 2020 году компания стала частью коммуникационной группы TWIGA.

Подробно о системах «умной» аналитики и о том, почему человеческая психология может победить информационные технологии, CHEL.DK.RU рассказал управляющий директор SENSU Вячеслав Матвиевский.

Что нужно, чтобы успешно внедрить Business Inteligence?

— Во-первых, нужно, чтобы в этом была реальная необходимость, чтобы бизнес «дозрел». Ведь что такое BI-системы? Это системы, которые позволяют свести в одно окно большой массив данных. Представьте холдинг из двадцати предприятий. Очень сложно вручную перелопатить всю ключевую операционную информацию по каждому из них — отгрузки, продажи, издержки и так далее. Система позволяет и обобщить все эти данные, чтобы наглядно представить положение дел во всей группе компаний, и погрузиться в какие-то проблемные точки — например, заводы, которые не делают прибыли.

Конечно, это актуально для крупных сетей, холдингов. Нечасто, но бывает, что к нам обращаются мелкие предприниматели, потому что услышали где-то что-то про BI и подумали: «О! Мне тоже надо». Но там нечего оптимизировать, информации слишком мало, чтобы подключать специализированные инструменты.

Второе — подготовить собственную команду, конечных пользователей нашего продукта. Нередко бывает, что руководитель чувствует потребность, решил использовать BI, а коллектив не хочет или не может участвовать в проекте. Это, как минимум, увеличивает издержки: время работы интегратора стоит дорого.

Почему появляется сопротивление?

— Люди в принципе не очень любят перемены. Лишь малая часть сотрудников, (особенно на предприятиях, где есть какие-то проблемы), может признать: да, часть рабочего времени я занимаюсь ерундой, если бы её у меня забрали, автоматизировали, у меня бы освободилось время на что-то более полезное. Большая часть предпочитает плыть по течению.

Работа с этой инерцией — важная часть любого нашего проекта, опытный системный интегратор — уже наполовину психолог, но чем меньше команда изначально была вовлечена в эту идею вообще, тем тяжелее и дольше борьба. Иногда инерция побеждает.

Ранее на CHEL.DK.RU: «Сначала нанимают «вареных», потом удивляются, что они не летают»

Плюс важно, чтобы у заказчика было не только понимание, что данным нужна оптимизация, но и конкретная цель: чего он хотел бы достичь в итоге? Мы как интеграторы занимаемся разработкой кастомизированных систем под заказ конкретных компаний, поэтому в каждом случае используем разные инструменты.

Какое время требуется для того, чтобы ощутить эффект от внедрения BI-системы?

— Я бы сказал так: прямого эффекта «бах, и всё заработало» от наших систем получить нельзя. Это как бухгалтерский учёт: даёт ли он вам выручку и прибыль? Нет, но работать без него невозможно. И если учёт фирмы из десяти человек можно вести «на коленке», то с крупными предприятиями так не работает.

Наверное, все уже забыли, но когда-то на крупных заводах, градообразующих предприятиях, сидели сотни одних только бухгалтеров, потому что всё делали вручную. Сейчас, допустим, у вас не сто, а десять бухгалтеров за счёт какой-никакой компьютеризации; при этом информация собирается, но работать с ней долго, сложно, она успевает устареть, пока доберётся до аналитиков и людей, принимающих решения. В лучшем случае, это тормозит развитие компании, в худшем — всё начинает разваливаться.

BI-аналитика не даст дополнительной прибыли, но позволит расти дальше: получать наиболее полную и актуальную информацию, на основе которой можно принимать эффективные решения. Или не принимать.

Мы запускаем систему — а дальше всё уже зависит от людей. Если заказчик видит, где у него проблемы, но ничего не делает — толку, конечно, не будет. Система не сможет уволить лишних сотрудников, сократить какие-то расходы, пересмотреть планы. К сожалению или к счастью, грамотных управленцев и работников никакой искусственный интеллект заменить не может.

При этом в среднем, очень в среднем, можно сказать, что за полтора-два года система, как правило, окупается — хотя бы за счёт сокращения лишних трудозатрат.

Что изменилось для вашей компании в этом году? Как вы почувствовали на себе уход иностранных компаний, кадровый кризис?

— Уход Microsoft и Google, то есть фактически невозможность легально пользоваться их продуктами — это, конечно, для сферы BI очень печально. Мы пользуемся отечественными платформами, во многом они ещё «сырые», но сейчас в эту область очень много вкладывают: понятно, что произошёл слом рынка. Я думаю, в скором времени российские продукты смогут выйти на качественно новый уровень.

Что касается кадровой проблемы — она была, если честно, всегда, и каких-то принципиальных изменений в этом году мы почувствовали: ни после февраля, ни после сентября. Обострилась она скорее в 2020 году, после начала пандемии, поэтому сейчас мы уже приспособились к рынку.

Есть у вас уже кейсы работы с челябинскими компаниями?

— Да, конечно. Хотя мы изначально не стремились заходить именно в Челябинск и начали сюда летать совершенно по другим вопросам, так получилось, что появились клиенты. Самый первый договор здесь мы заключили с сетью «Фианит-Ломбард», следующий — c предприятием «Полисорб». Работаем также с двумя крупными челябинскими агропромышленниками, производителями хлеба и макаронных изделий.

Надо сказать, что у меня очень позитивные впечатления от челябинской деловой среды. Я вижу здесь готовность к новшествам, к переменам, все вопросы решаются быстро, чётко, и вот результат: года не прошло, а у нас уже несколько крупных, многосоставных проектов.

Рассчитываем, что в новом году вместе с коллегами из TWIGA Урал расширим своё присутствие на Южном Урале. Потенциал для работы здесь очень большой.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.