Алексей Камынин: «И в бизнесе, и в горах — свои задачи. И ты должен найти их решение»

 Алексей Камынин: «И в бизнесе, и в горах — свои задачи. И ты должен найти их решение»
Иллюстрация: CHEL.DK.RU

«У электромобиля больше шансов стать альтернативным источником питания, чем у зеленых технологий. Экономически нецелесообразно на сегодняшний день играть с возобновляемыми источниками электроэнергии».

12 лет назад в Челябинске появился завод электрооборудования. Уже через два года после старта здесь стали развивать сервисное направление и услуги по монтажу. Сейчас завод работает по принципу одного окна, завоевывает всё большую долю рынка, а продажи оборудования в этом году бьют рекорды. Что такое «умные» сети, как они позволяют предвидеть будущее и почему лучшая подзарядка — это горные вершины?  Об этом говорим с Алексеем Камыниным, директором Челябинского завода электрооборудования. 

Цифровая энергетика и нестандартное применение электрокаров

В энергетической отрасли тоже взят курс на цифровизацию. На предприятиях устанавливают подстанции с дистанционным управлением, которые позволяют контролировать оборудование.

Какие тенденции прослеживаются в энергетической отрасли последние годы и как они учитываются в стратегии развития завода?

— Основная тенденция в последние годы — это «умные» сети. Это значит, что электросетевые компании стараются повышать внутреннюю эффективность и снижают издержки. Это потери и, в частности, воровство. Последние 10-15 лет его списывали в потери. Это значит, что добропорядочным потребителям повышали тариф, чтобы компенсировать эти потери. С развитием технологий контроль за электрическими сетями становится проще и дешевле.

Если раньше бригады постоянно выезжали на плановые осмотры сетей, то сейчас их отправляют только при необходимости. Всю информацию о состоянии энергетической инфраструктуры компании получают удаленно: с помощью датчиков. Чтобы быть в тренде, мы разработали собственную систему диспетчеризации 4Z-КРУ, которая позволяет управлять электрооборудованием дистанционно: включать-выключать приборы на удаленных энергообъектах, проводить тепловизионный и видеоконтроль. Всё это снижает издержки на обслуживание электросетей и (что также важно) позволяет предвидеть будущие аварийные ситуации в системе электроснабжения. Семь лет назад мы поставили первые системы диспетчеризации на 30 объектов «Северстали», где они безупречно работают до сих пор. 

И вы даже не скажете про возобновляемые источники электроэнергии? Они уже не в тренде?

—  Суровая жизнь показала, что они становятся просто неэффективными и на них нельзя положиться в критической ситуации: солнце светит не всегда, как и ветер.  По статистике, производство ветровой электроэнергии — 25-30% времени эксплуатации, солнечные панели и того меньше — 10-25%.  Наш завод имеет опыт производства таких станций.  Два года назад мы решили создать совместно с ЮУрГУ ветросолнечно-гибридный энергокомплекс: мы на крыше нашего предприятия поставили ветровую установку и солнечные батареи, хотели посмотреть физику процессов.

Стоимость киловатта электроэнергии через возобновляемые источники оказалась в 4-6 раз больше той, что получаем из электрической сети. Поэтому экономически нецелесообразно на сегодняшний день играть с возобновляемыми источниками электроэнергии, если рядом находится классический источник электроэнергии.

Приведу конкретную цифру: чтобы альтернативный источник электроэнергии саккумулировал 10 Мвт, нужно потратить $1 млн. Кроме того, нашу страну отрезали сейчас от технологий, которые присутствуют в Европе, США, и нет возможности приобретать данные накопители. А внутри России, хоть и есть определенные наработки в сфере зеленой энергетики, но они применяются только в определенных регионах страны, там, где подходящие природные условия.  

У западных коллег в плане внедрения альтернативных источников энергии больше успехов?

— Вложения в возобновляемые источники электроэнергии в США и Европе — за последние 7 лет это $2,6 трлн — не принесли существенных результатов. Это открытые данные. Доля возобновляемых источников энергии при таких колоссальных вложениях выросла лишь на 3%. Нефть и газ по-прежнему остаются основными источниками энергии.

К 2030 г., по прогнозу JP Morgan (Американский транснациональный финансовый конгломерат, один из крупнейших банков мира. — Прим. ред.), мировой дефицит электроэнергии вырастет в 7 раз. Чтобы предупредить ситуацию с нехваткой сырья, нужно существенно увеличить вложения в традиционную энергетику на $100 млрд ежегодно. Все так были заняты зелеными технологиями, что перестали вкладываться в разработку новых месторождений нефти, газа, угля. А мировые запасы нефти и газа сократилось вдвое: с 50 до 25 лет.  Россия пока обеспечивает себя энергоносителями в достаточном количестве. 

Участниками энергетической отрасли становятся электрокары. Машины стали производить и у нас: на заводе в Липецкой области. Можно предположить, что со временем спрос на них будет расти, а значит, и больше станет потребление электроэнергии.  Изучаете этот вопрос?

— Конечно, я должен разбираться в последних трендах и ноу-хау в энергетической отрасли. Поэтому год назад купил электромобиль Tesla Model 3 Performance. Не столько для того, чтобы ездить на нем, а понять природу использования электротранспорта в стране. На примере этого дорогого изобретения хотел разобраться в физике процесса и построении бизнес-модели. Как же Илон Маск это делает, что завоевывает мир и создает автомобили по тем же технологиям, что и ракеты SpaceX.

В одном из Соединенных Штатов при заморозках электромобиль превращали в источник электроэнергии. Батарея автомобиля выдавала 85 кВт в час, что позволяет вскипятить воду в 85 чайниках.

Но Илон Маск запретил использовать в качестве источника электроэнергии свой автомобиль и пригрозил, что снимет его с гарантии. А компания Tesla о каждом таком случае узнаёт, так как машина постоянно передает данные о своем состоянии на сервера компании. Но автомобили альтернативных марок, которые ввозятся в Россию, позволяют экспериментировать со своей батареей открыто. При отсутствии электричества в доме батарея электромобиля (при наличии переходников) подключается к щитку, и получается дополнительный источник электроэнергии. В будущем благодаря электромобилям мы сможем сглаживать пики потребления электроэнергии (это утро и вечер): когда потребление в сети минимальное, машина накапливает электроэнергию, а когда максимальное — отдает ее в сеть. Данный проект я защитил в бизнес-школе «Сколково» в 2020 г. 

 Алексей Камынин: «И в бизнесе, и в горах — свои задачи. И ты должен найти их решение» 1

Показатель потребления электроэнергии всегда был важным индикатором состояния экономики. По словам аналитиков, в регионе заметно снижение потребления: значит, кто-то стал меньше работать. Вы это тоже отмечаете?

— В связи с событиями этого года потребление электроэнергии падает, и существенно.  Падение потребления сегодня означает, что через полгода мы увидим сокращение готового продукта в той или иной области. Не зря электроэнергетику называют кровеносной системой экономики: она отражает ситуацию. 

Многие компании переходят на расширение видов деятельности и к производству добавляют сервисное обслуживание. Вы тоже пошли этим путем: сейчас уже недостаточно только производить?

— Потребитель стал более требовательным. Цель, которую мы ставим себе ежегодно, — повышение уровня удовлетворенности наших потребителей. Покупатель не должен вникать в те моменты, в которых не разбирается. Поэтому мы проектируем сети, осуществляем энергоаудит, изготавливаем продукцию, монтируем, осуществляем пусконаладочные работы. Тем самым осуществляем принцип одного окна. Благодаря этому подходу мы каждый год завоевываем всё большую часть рынка. 

Как изменился рынок сбыта в этом году: после ухода конкурентов было где развернуться? 

— Если всё пойдет по плану, то 2022 год будет самым успешным за всю историю существования компании. Из России ушли коллеги по цеху: такие гиганты, как Schneider   Electric, Siemens и ABB. Освободилось место на рынке, и мы планируем воспользоваться данной ситуацией, увеличив выручку в этом году на 40%. 

Какие крупные федеральные проекты были реализованы в этом году?

— Мы не сидим на одной сфере, а работаем с компаниями самых разных отраслей:  химическая, горная промышленность, нефтегазовый сектор. Если просела одна отрасль, то мы компенсируем это заказами из другой. Сейчас большинство контрактов заключается с металлургами, горно-обогатительными комбинатами, предприятиями по добыче полезных ископаемых и инфраструктурными проектами.

В этом году наше оборудование было поставлено в Забайкальский край на Удоканский горно-обогатительный комбинат, в Приморский край — на пункт базирования корабельно-катерного состава ФСБ и Талицкий ГОК, российские аэропорты.

Также среди покупателей и наши промышленные гиганты: Челябинский трубопрокатный завод, «ММК», Челябинский электрометаллургический комбинат. 

Отрасль электроэнергетики зависима от импортных компонентов (кроме китайских) и пользуетесь ли вы параллельным импортом?

— К сожалению, да.  Получилось, что в определенный момент нас просто взяли и отрезали от технологий. У нас в России 1-2 завода, которые с нуля, с минимальной долей импортных комплектующих, производят нужную нам коммутационную аппаратуру. Это очень мало. После того как европейские компании покинули рынок, мы переориентировались с запада на восток. Сейчас заключаем прямые контракты с нашими восточными партнерами по поставке комплектующих: покупаем в Китае, Корее. С наплывом заказов наши партнеры не справляются: раньше через 30-45 дней продукция была в Челябинске, сейчас это 60-70 дней. Мы пробовали схемы с параллельным импортом. Если завозишь продукцию на 1,5-2 млн руб., то схема рабочая, если сумма больше, то возникает много проблем и рисков: тормозят машины, не выпускают груз, разворачивают фуры. Поэтому в итоге мы отказались от этой практики. 

Быть на высоте

Флаг Челябинского завода электрооборудования уже побывал на вершине Эльбруса. Совсем недавно Алексей Камынин вернулся из экспедиции по Африке, где поднялся на высшую точку континента: вулкан Килиманджаро. 

 Алексей Камынин: «И в бизнесе, и в горах — свои задачи. И ты должен найти их решение» 2  Алексей Камынин: «И в бизнесе, и в горах — свои задачи. И ты должен найти их решение» 3

Сколько дней ушло на восхождение?

— Мы шли по среднему маршруту по протяженности и степени нагрузки. Шесть дней была акклиматизационная «пила»: поднимались на высоту, адаптировались к ней, затем спускались, и снова подъем на новую точку. На седьмой день — штурм: сутки ушли на то, чтобы достичь самой высокой точки — это 5895 м над уровнем моря. Путь по вертикали за 8 дней составил более 8 км, а по горизонтали — почти 70 км туда и обратно.

Я уверен, что горы не покоряют, сама вершина дает возможность на нее взойти или не взойти. Даже профессиональные спортсмены на Эльбрусе, например, сталкивались с тем, что отказывали части тела, начиналась «горная» болезнь, их экстренно спускали с высоты. Поэтому ты можешь быть и физически, и морально готов, но восхождения не случится. 

В таких походах самое незабываемое — последние 15 минут до точки, когда ты видишь финиш. Это ощущение полного счастья, эйфории, эти эмоции ни с чем не сравнить: ком в горле. Иногда смотришь снизу вверх и думаешь, как это можно сделать, а потом понимаешь, что возможности человека безграничны. 

Эверест есть в планах?

— Знаете, до определенного момента не собирался. Но после того, как получилось зайти на Килиманджаро, заявляю, что следующим будет Эверест. Но дойду до базового лагеря — это 5364 м со стороны Непала. Почему не пойду дальше? Потому что много опасностей. По статистике, показатель смертности на Эвересте составляет от 15 до 20%. Я просто не могу себе позволить так рисковать, потому что у меня любимая семья, дети, дело, которому я посвящаю свою жизнь.  

 Алексей Камынин: «И в бизнесе, и в горах — свои задачи. И ты должен найти их решение» 4

Где трудностей больше: на горной тропе или в бизнесе?

— Я взял за правило называть проблемы задачами или точками роста. Так стало проще жить и двигаться вперед. И в бизнесе, и в горах — свои задачи. И ты должен найти их решение. 

Есть желание нанять управленца и больше времени уделять хобби: подниматься на новые высоты? 

— Мужчина — такое создание, он должен постоянно преодолевать и бороться с трудностями, чем я и занимаюсь: я веду производственный бизнес реального сектора экономики в этой стране уже 12 лет. А дальше звучат аплодисменты. (Улыбается. — Прим. ред.) Я создал этот завод с партнером и буду дальше им управлять. Более того, намерен сделать из Челябинского завода электрооборудования лучшее предприятие в своей сфере. 

 Алексей Камынин: «И в бизнесе, и в горах — свои задачи. И ты должен найти их решение» 5  Алексей Камынин: «И в бизнесе, и в горах — свои задачи. И ты должен найти их решение» 6

Посвящаете в свои планы команду и партнеров?

— Обязательно. В декабре на заводе проходит стратегическая сессия. Мы собираемся командой: смотрим, что не получилось, корректируем действия и строим планы на ближайшие 5-10 лет. Мы обязательно делимся планами с нашими партнерами.

Самое важное на предприятии — это команда.  Я всегда называю свою компанию большой дружной семьей, а о семье надо заботиться.

Поэтому мы оплачиваем спортивный зал и бассейн нашим сотрудникам, страхование от несчастных случаев, ввели добровольное медицинское страхование в ведущих клиниках Челябинска. Поэтому приглашаем профессионалов в нашу дружную команду. 

Читайте также на CHEL.DK.RU: Алексей Ципордей: «Надо спрашивать о болевых точках, а не выдумывать их в кабинетах»

Самое читаемое
  • Челябинский ТРК «Куба» продается за 1,2 млрд рублейЧелябинский ТРК «Куба» продается за 1,2 млрд рублей
  • В Челябинске закрылся бар напротив областного правительстваВ Челябинске закрылся бар напротив областного правительства
  • Возле нового ЖК в микрорайоне Парковый планируется построить торговый комплексВозле нового ЖК в микрорайоне Парковый планируется построить торговый комплекс
  • Председатель Центрального районного суда Челябинска заявила об отставкеПредседатель Центрального районного суда Челябинска заявила об отставке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.