«Сделать мир безопаснее». Павел Зайцев — о разработках «Папилона»

Найти ответ там, где это кажется невозможным. Создать то, что сделает мир безопаснее. Так можно охарактеризовать деятельность компании «Папилон».

Павел Зайцев создал бизнес в начале 90-х. Сейчас компания из Миасса входит в четверку мировых производителей биометрических систем национального масштаба. Какие разработки покупает бизнес, в чём продукты компании облегчают работу правоохранительным органам, решение каких задач доверяют искусственному интеллекту? Об этом — в интервью с генеральным директором «Папилона» Павлом Зайцевым

Баллистика и дактилоскопия

«Папилон» поставляет оборудование в 50 стран мира. Компания создает программные продукты для мультибиометрической идентификации, баллистической идентификации и комплексной безопасности. 

Павел Анатольевич, основной продукт компании — создание и производство приборов для обработки дактилоскопических данных, которые помогают идентифицировать человека по отпечаткам пальцев. На каких объектах устанавливают это оборудование?

— Прежде всего, давайте уточним: только приборами в этом вопросе не обойтись. Нужно еще разработать программное обеспечение, которое обработает полученную информацию. Иначе говоря, сканером мы снимаем отпечатки пальцев или ладоней. Автоматически они отправятся в базу данных. Именно с ней будет работать эксперт-криминалист, обнаруживший след на месте преступления. Понятно, что такие решения, в первую очередь, востребованы в правоохранительных органах. Добавим сюда миграционные службы, тюрьмы, аэропорты и вокзалы, атомные и оборонные предприятия, массовые мероприятия, тот же самый чемпионат FIFA.

В общем, мы востребованы везде, где есть повышенные требования к безопасности. Особенно общественной.

Помимо дактилоскопии, есть еще и баллистика. Что создаете в рамках этого направления, и кто покупает?

— Здесь смысл такой же. Создаем приборы (баллистический сканер) и программное обеспечение: баллистическую идентификационную систему. Основной пользователь здесь, конечно же, — правоохранительные органы.

Эксперт-криминалист, обнаруживший пули или гильзы на месте преступления, при помощи нашего сканера заносит их в базу данных. Далее за дело берутся математические алгоритмы, и на выходе мы получаем серийный номер оружия. А с этим — и данные его владельца.

Наша система очень популярна за рубежом. Порядка 20 лет с ней работают в Иране, в странах балканского полуострова. Из экзотических: Таиланд, Уганда, Замбия и Нигерия. Около сотни российских вузов, в том числе МГУ, университет МВД, обучают своих студентов — будущих криминалистов — на продуктах «Папилона».

«Сделать мир безопаснее». Павел Зайцев — о разработках «Папилона»  1 «Сделать мир безопаснее». Павел Зайцев — о разработках «Папилона»  2

На фото — баллистический сканер БС-16 

Помимо государств разных стран, продукцией вашей компании пользуется и крупный бизнес. Какие разработки популярны у предпринимателей?

— Бизнесу интересны технологии идентификации и автоматизации процессов. Ведь это деньги, а в случае с крупным бизнесом — деньги немалые. Наша система установлена в одном из крупнейших аэропортов страны. Будучи частным, он при этом является объектом государственной важности. А значит, и требования к безопасности здесь повышенные. В обязательном порядке необходимо передавать данные в МВД, без этого воздушную гавань могли попросту закрыть, да и штрафы за отсутствие информации колоссальные. Сейчас отпечатки пальцев и ладоней сотрудников, подрядчиков и контрагентов аэропорта хранятся в единой базе и помогают заказчику при расследовании внутренних инцидентов.

«Сделать мир безопаснее». Павел Зайцев — о разработках «Папилона»  3

Самый масштабный «справочник» 

До определенного времени сотрудники МВД вручную сравнивали отпечатки пальцев. Благодаря «Папилону» сейчас это происходит в автоматическом режиме. Полномасштабная «оцифровка» отпечатков началась в 2002 году и продолжалась 5 лет. Весь бумажный массив — это 52,5 млн дактилоскопических карт — вводили в базу 600 сотрудников «Папилона». Так в России появилась единая многоуровневая система автоматизированных дактилоскопических учетов МВД России. Сегодня разработка компании — АДИС (автоматизированная дактилоскопическая информационно-поисковая система) — установлена во всех регионах страны. Начиная с районных отделов полиции и заканчивая федеральной АДИС-ГИАЦ в главном информационном центре МВД России.

Я понимаю, как появляется информация в базе АДИС по гражданам, нарушившим закон однажды. Как туда попадают дактилоскопические данные людей, которые не имеют отношение к криминалу? Мне только один вариант пришел в голову: когда мы оформляем загранпаспорт, тогда отпечатки пальцев снимают. Какие еще варианты сбора информации существуют?

— В нашей стране есть четыре категории регистраций. Уголовная, обязательная, миграционная и добровольная. В обязательном порядке дактилоскопируются сотрудники силовых структур, государственных ведомств, военные и призывники, иностранные граждане при постановке на учет.

По желанию любой из нас может прийти в ближайшее отделение полиции и сдать свои отпечатки. В случае чрезвычайной ситуации или обычной бытовой, скажем, пожар или потеря памяти, оперативно будет установлена и подтверждена личность человека.

А вообще в этом вопросе интересен опыт других стран. Например, Узбекистан: они перешли на полное дактилоскопирование при выдаче или замене паспорта. Большая часть населения, а это 30 млн человек, уже прошли процедуру. И все их 10 пальцев хранятся в базе данных.

Что представляет из себя база данных, как она выглядит?

— База данных — это, по сути, хранилище информации. Для дактилоскопии это коллекция папиллярных узоров, которые являются уникальными для каждого человека. И по ним можно однозначно идентифицировать личность. Точно так же можно распознать оружие. При выстреле на пуле и гильзе остаются следы, которые, как и отпечатки пальцев, индивидуальны и нигде больше не повторяются. Всё оружие, легально произведенное в нашей стране, в обязательном порядке отстреливается перед продажей или отправкой в какие-либо части. Этот экспериментальный отстрел хранится в подразделениях МВД и при необходимости заносится в базу данных. Обе коллекции постоянно пополняются, и в дальнейшем именно по ним проводятся поиски объектов, связанных с преступлениями.

«Сделать мир безопаснее». Павел Зайцев — о разработках «Папилона»  4 «Сделать мир безопаснее». Павел Зайцев — о разработках «Папилона»  5

Есть последние данные о преступлениях, которые были раскрыты с помощью ваших разработок?

— Непосредственно о раскрытии, конечно, нет, а вот о том, как они помогают следствию — есть. В трех пилотных регионах, а это Челябинская и Нижегородская области, Ханты-Мансийский автономный округ, запустили новый программный продукт «Папилон-Нейро».

Неопознанные следы рук обработал искусственный интеллект. И как результат: более трех тысяч идентификаций за три месяца работы только в одном регионе. А это более трех тысяч уголовных дел, и по всем ним идентификации были получены впервые.

Можете пример привести, как работают ваши системы при расследовании?

— Лучше приведу пример, с какими условиями иногда приходится работать. В Бурятии полиция обнаружила труп неизвестного мужчины, без головы и кистей. Это было сделано преднамеренно, чтобы не было возможности опознать человека, а, значит, и выйти на след преступника. Единственная зацепка — крохотный кусочек кожи, оставшийся от кисти, буквально миллиметры. С него сняли отпечаток и ввели в систему, которая выдала несколько человек с похожим рисунком. Отработав все версии, следствие установило личность мужчины. А позже раскрыло и само убийство.

«Сделать мир безопаснее». Павел Зайцев — о разработках «Папилона»  6

На фото — мобильный дактилоскопический комплекс криминалиста

Ваши системы идентифицируют по пальцам и ладоням, лицам, глазам и ступням. Последнее не совсем понятно для чего и где применяется?

— В России идентификация по ступням не получила широкого применения. Это, скорее, частная история, особенности менталитета отдельно взятой страны или культуры.

Так, в Турции наш сканер был установлен в родильных домах. Новорожденных регистрировали по отпечатку ступни сразу после рождения. Это помогло исключить случаи киднеппинга и подмены младенцев.

Такой же запрос на мультибиометрическую идентификацию — по отпечаткам, лицу, глазам и ступням — пришел из Бахрейна. Для чего — сказать трудно, обычно мы не расспрашиваем заказчика о таких нюансах.

В ваших разработках помощником является искусственный интеллект. Какая работа доверена ему?

— Как я сказал ранее, сегодня нейросети обрабатывают неопознанные следы рук. В будущем это раскрытия по тяжким преступлениям, которые могли остаться безнаказанными или надолго «повиснуть в воздухе». Также искусственный интеллект распознает личность по радужным оболочкам глаз и изображениям лица. Последние берутся отовсюду: с камер наблюдения, домофонов и даже видео, загруженных вручную.

«Сделать мир безопаснее». Павел Зайцев — о разработках «Папилона»  7

Циркон — блок доступа по радужной оболочке глаз

Когда видишь разработки компании в действии, понимаешь, что вы воплотили в жизнь сценарий фильма о будущем: когда информация о человеке моментально считывается, передается и нет шансов остаться незамеченным. И тут можно двояко смотреть на это: с одной стороны, становится безопаснее, с другой, появляется ощущение, что ты всё время под наблюдением. Вы для себя как определили цель своей деятельности, для чего всё это создаете?

— Мы больше сосредоточены на том, чтобы сделать мир безопаснее и комфортнее. Пока человек не нарушил закон, ему нечего опасаться.

30, а то и все 40% преступников могли остаться безнаказанными, если бы не продукты «Папилона». Или были найдены, но несвоевременно, а значит, за давностью сроков не понесли бы наказания.

Инструмент для обеспечения общественной безопасности. Вот вам и цель деятельности компании.

В этом году в Миассе была сдана школа, которую «Папилон» сам построил. Образовательный центр признан одним из лучших в регионе. Это ваш вклад в будущие кадры?

— И это тоже. Негласно мы уже давно взяли шефство над территорией, где находится компания. И там, где нам принципиально сделать качественно и для людей, мы беремся и делаем. Начали мы в 2009 году со строительства Горнолыжного центра «Райдер». Позже по принципу государственно-частного партнерства открыли спортивный комплекс «Миасский лед» и центр по робототехнике. В 2019 году на его основе появился «IT-Куб». Теперь — Образовательный центр. В ближайшие два года планируем построить рядом Ледовый дворец и соединить его со школой теплым переходом.

Да, 30 лет мы специализируемся на цифровых продуктах. Но глобально наша задача состоит в том, чтобы специалисты — настоящие и будущие — жили и работали в комфортных условиях, чтобы техническое направление развивалось, и всё больше ребят развивались в этой сфере.

Таким образом, создавая условия на работе и вокруг в городе, мы развиваем инженерный и IT потенциал всего Миасса.

Читайте также на CHEL.DK.RU: «Статус «Made in UAE» становится спасительным»: Максим Загорнов — о бизнесе в Эмиратах

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.