«Партия власти прислушивается к голосу разума»: рекламного монополиста в России не будет
Государственная Дума единогласно отклонила законопроект о едином операторе рекламы. Решению предшествовала резонансная реакция участников рынка, региональных и федеральных органов власти.
Принятый Госдумой в первом чтении законопроект о едином операторе наружной рекламы во втором чтении, которое прошло 9 ноября, был отклонен депутатами всех фракций. До этого отказаться от принятия документа рекомендовал совет нижней палаты парламента, рассматривавший его с июля — принять закон планировалось еще в августе, но слушания по нему откладывались трижды.
Законопроект предполагал, что полномочия в сфере оборота цифровой наружной рекламы, рекламных конструкций и электронных объявлений частных лиц (а, соответственно, и рекламные доходы) будут переданы специальной организации. Автор инициативы, единоросс Артем Кирьянов заявлял, что это позволило бы нивелировать последствия введенных против России санкций, защитить национальные интересы страны и избежать распространения фейков на фоне угрозы кибератак — рекламные билборды он полагал наиболее уязвимым местом информационной безопасности России.
Против принятия закона первым восстал рекламный бизнес — появление с подачи государства монополиста на российском рынке грозило коллапсом всей отрасли, которую формируют, в основном, представители малого и среднего бизнеса. Для противодействия спорной инициативе была создана Ассоциация рекламных компаний и агентств. Позднее к критике документа подключились и крупные игроки — «Яндекс», «Сбер», «Авито», за ними замечания высказали ФАС и Минцифры. В начале ноября от инсайдеров стало известно, что документ, который так и не был доработан, вынесут на второе чтение специально, чтобы его отклонить.
Практически сразу после появления этого законопроекта мы вместе с предпринимателями и профессиональными объединениями, с моими коллегами – региональными бизнес-омбудсменами выступали против принятия этого законопроекта. Мы обращались к депутатам Госдумы и главе нашего региона Алексею Текслеру с просьбой не допустить монополизацию рекламного рынка. Введение единого оператора рекламы нарушило бы принцип конкуренции и поставило бы в прямую зависимость всех участников рынка от единого оператора – коммерческой организации, обладающей полномочиями, которых не имеют даже многие государственные органы, — прокомментировал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.
Депутат Госдумы, лидер челябинских «эсеров» Валерий Гартунг, который также выступал против принятия законопроекта с самого начала, прокомментировал, что кейс единого оператора рекламы явил собой пример здоровой совместной работы бизнес-объединений, исполнительной и законодательной власти.
Отметим, что в Челябинской области к протесту против принятия закона о едином операторе присоединились 1,2 тыс. представителей рекламного бизнеса, поддержку их обращению оказали на уровне Законодательного собрания и администрации губернатора региона. Подробнее о том, как это было — в материалах на CHEL.DK.RU:
>>> «В России будет создан монстр» — челябинский рекламный бизнес просит защиты у Текслера
>>> Власти Челябинской области поддержали бизнес, выступающий против скандального закона