«Хватит двух-трех дней»: как сохранить бизнес мобилизованному предпринимателю?

«Закрывать бизнес — это самое последнее, что нужно предпринять, когда испробованы остальные варианты. Самой длинной стадией будет их поиск — поэтому важно запустить все направления одновременно».

Объявленная в России в сентябре частичная мобилизация стала мощным стресс-тестом как общества в целом, так и неотъемлемой его части — малого и среднего бизнеса, собственники которого, наряду с другими гражданами испытывают тревогу за свое будущее. Риск-исследование, проведенное в конце сентября в 20 регионах страны новосибирским отделением «Опоры России» показало, что подавляющее большинство предпринимателей вынуждены будут обанкротиться и закрыться в случае, если придет повестка в военкомат. 

О сохранении своего дела задумываются редко — лишь незначительная часть директоров и собственников бизнеса готовы передать дела кому-либо. 11,3% сказали, что могут оформить доверенность на родственников и всего 3,4% готовы доверить бизнес своим сотрудникам. Тем не менее, несмотря на всю сложность ситуации, избежать закрытия бизнеса в случае призыва собственника можно — в этом уверен бизнес-медиатор Андрей Ветхов, который рассказал CHEL.DK.RU о своей профессии и о том, что нужно сделать предпринимателю, которому предстоит уйти по мобилизации.

Понятие «медиация» больше популярно в ключе решения каких-то семейных, межличностных проблем. Как это проецируется на бизнес?

— Сходство этих практик в том, что люди — везде: и в семье, и в бизнесе. И им нужно договариваться, разница лишь в уровнях, ну и, соответственно, в применяемых инструментах. В России бизнес-медиация — вещь новая и еще малораспространенная, но на Западе это уже устоявшаяся практика: пригласить человека, который поможет им разрешить конфликт без обращения в суд. В нашей стране люди, к большому сожалению, не научились, не умеют и не хотят договариваться, предпочитая разрешать споры в суде.

Но дело в том, что российский суд — это очень долго, дорого и болезненно. Начинают привлекать адвокатов, оплачивать их работу в течение всего процесса, в ходе которого всплывают те или иные нелицеприятные факты о бизнесе. Очень часто инициатор спора считает, что он более прав и получит в суде какие-то преференции, но зачастую это оборачивается не только судебными издержками, но и репутационными потерями. 

Любой спор — это прежде всего эмоции, мы все принимаем решения эмоционально и из-за этого не слышим собеседника. Задача переговорщика — помочь сторонам уйти от эмоций и наладить пути коммуникации, начать корректно воспринимать информацию и принять конструктивное решение.

Вы утверждаете, что мобилизация собственника — не приговор бизнесу. Какие есть пути его сохранения в таком случае?

— Закрывать бизнес в таких условиях — это самое последнее, что нужно предпринять, когда испробованы все остальные варианты. Безусловно, мобилизация — т. е. призыв на военную службу собственника бизнеса, насильственное выключение его из процессов — ситуация форс-мажорная. Но даже в таких обстоятельствах реально найти оптимальное решение — для этого хватит и двух-трех дней.

Можно на время объединиться с конкурентом или продать ему бизнес, если есть партнеры — заключить соглашение с ними, если нет — найти партнера с аналогичным опытом, которому будет интересен ваш продукт или направление бизнеса; можно передать управление по доверенности родственникам или внешнему управляющему. Вариантов масса.

Что конкретно нужно делать предпринимателю, которому вручили повестку? Как рациональнее распорядиться положенными ему по закону семью днями?

— На старте мы не можем знать, какой вариант выстрелит, поэтому нужно запускать все варианты одновременно. Первым делом, конечно, нужно подготовиться к худшему — к закрытию бизнеса. Но прибегнуть к нему только после того, как все остальные пути зашли в тупик.

Затем нужно предложить купить бизнес всем конкурентам — разослать коммерческое предложение и встретиться с теми, кто заинтересовался, озвучить им условия. Завлечь предпринимателей, работающих по смежным отраслям. Поискать желающих на открытом рынке. Выставить на рекрутинговых сервисах объявление о поиске наемного директора. Если конкурент не соглашается приобрести весь бизнес — передать ему за процент выполнение обязательств по договорам с клиентами или отдать на комиссию товарные остатки.

Далее нужно продумать механизмы, как и о чем договориться, что прописать в соглашении и как себя обезопасить. Это все, вместе с подписанием соглашения, займет дня два-три. Самой длительной стадией будет поиск — поэтому важно запустить все варианты одновременно.

Вы упомянули возможность продажи бизнеса конкуренту. Это звучит довольно провокационно в наших условиях.

— Продать бизнес — это нормально, как и продать квартиру или машину, чтобы купить себе что-то более новое и лучшее. Почему-то в России считается, что если предприниматель продает свой бизнес, то он обязательно должен быть плохим и убыточным. Мало кто хочет продавать бизнес на пике его жизненного цикла — а именно так и надо поступать.

Есть люди, которые умеют создать бизнес, но не умеют удержать его. Бывает, когда предприниматель заинтересовался какой-то смежной отраслью, которая привлекает его больше, и контроль за нынешним бизнесом ослабевает. Все это сигнализирует о том, что пора бизнес продавать.

В России вопрос продажи бизнеса зачастую бьет по гордыне, тщеславию предпринимателя. Как же так: если я сам все запустил, сделал, развивал, зарабатывал прибыль, почему я должен договариваться с кем-то, особенно — с конкурентом?

Да, вариант продажи бизнеса конкуренту — самый сложный. Но это все еще один из вариантов, чтобы избежать закрытия. В нынешней, «мобилизационной», ситуации таких примеров пока нет, но во время пандемии, когда кризисная ситуация была ничуть не лучше, успешные кейсы подобного плана были. Как правило, это работает, если сам сегмент рынка не очень большой, например, производство и продажа пластиковых окон.

Когда есть какие-то смежные связи, каналы сбыта, можно договориться и пройти этот этап мобилизации, прописав в соглашении обратный опцион — чтобы после возвращения собственник смог вернуться к управлению бизнесом. Можно даже попробовать в этом случае сделать конкурента своим партнером — но это, конечно, «высший пилотаж». С партнерским бизнесом работать проще, поскольку он строится не на конфронтации, а на договоренности.

Практика показывает, что даже среди партнеров возникают сложности при передаче долей и полномочий. Почему так?

— Может играть роль некоторая незрелость личности. Неготовность принять ответственность за свое решение и передать дела другому человеку. Влияет недостаток информации — незнание механизмов, как правильно осуществить передачу и заручиться гарантиями, в результате чего возникает страх.

Особенно это характерно для предпринимателей, торгующих товаром с коротким жизненным циклом, например, одеждой, где есть и сезонность, и влияние моды. Оставить такое дело и без всякой мобилизации, даже на неделю-две, сложно. Поэтому всегда надо договариваться, найти доверенное лицо, кому можно передать дела, разработать для него инструкцию.

Проще, когда бизнес семейный — в практике уже были случаи, когда мобилизованные ребята переписывали управление на жен, родственников: оформляли нотариальные доверенности, делали так, что на одном висит аренда, через другого проходят финансовые потоки, оформляли два ИП.

 

А если нет партнеров, а близкие не готовы становиться предпринимателями? Возможно ли найти управляющего на стороне?

В России передача управления бизнесом посторонним людям крайне непопулярна. Это на Западе можно передать свой бизнес в траст, который находит внешнего управляющего для его дальнейшего развития и увеличения прибыли. У нас же так до сих пор не принято — опять же по причине некоторой предпринимательской гордыни и общей незрелости нашего бизнес-ландшафта.

Здесь же не только про мобилизацию речь — перед нами встает проблема преемственности поколений. Уже скоро начнет уходить поколение предпринимателей 90-х гг., но примеров деловых династий у нас по-прежнему практически нет.

Типичная картина: основатель бизнеса — почти 80-летний старик, у которого есть дети, которым ничего не надо. Они как-то устроены, получают какую-то ренту, потребляют и не заинтересованы в каком-то развитии. Последствия здесь очевидны — раздел-распил, бездумная распродажа, банкротство и закрытие.

В этом случае также можно прибегать к медиации — посредник может помочь найти пути, подсказать способы, которые помогут сохранить активы, и о которых наследник даже не подозревал, полагая, что сдача в аренду — единственный способ получать прибыль. Или сгладить конфликты между наследниками, помочь осознать, что все они «в одной лодке», принять взвешенное и справедливое решение.

Другие материалы читайте на CHEL.DK.RU в рубрике #БИЗНЕС

Самое читаемое
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12% в 2024 г.Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12% в 2024 г.
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.