«Нас спасут провинциальность и умеренность», — экономист Татьяна Кузнецова
«Самые мудрые с точки зрения потребительского поведения — наши бабушки. У них можно многому научиться. У старшего поколения — очень грамотный подход к базовым вещам. Надо пользоваться этой мудростью».
В сентябре негативная динамика потребительского спроса в стране продолжила усиливаться. Интересно на этом фоне выглядит Челябинская область. Специалисты РИА Рейтинг на основе данных Росстата проследили динамику потребительского спроса по регионам. Челябинская область оказалась на 15-м месте, обогнав Москву и Санкт-Петербург. Почему стоит скептически отнестись к этому факту, сколько тратили жители Челябинской области в первой половине 2022 года и какие сферы просядут из-за падения покупательной способности? Об этом CHEL.DK.RU рассказала кандидат экономических наук, доцентом Высшей школы экономики и управления Южно-Уральского государственного университета Татьяна Кузнецова.
Потребительский спрос
По данным РИА Рейтинг, Челябинская область в период с января по июль 2022 г. показала рост потребительского спроса на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Среднемесячные потребительские траты южноуральцев за этот же период составили 24,3 тыс. руб.
Если смотреть на РИА Рейтинг, то обстановка в регионе выглядит позитивной. По динамике потребительского спроса мы опередили Москву и Санкт-Петербург, что удивительно. В чем подвох, как трактовать этот результат?
— Когда мы смотрим на любой рейтинг, важно понять, по каким показателям он сформирован. Здесь в основу методики расчета положены данные по приросту за шесть месяцев 2022 года оборота розничной торговли, платных услуг, общепита. Нет, к примеру, инвестиционных расходов: недвижимости.
Почему в рейтинге страны мы 15-е, Москва — 46-е место, Санкт-Петербург — 75-е, а Свердловская область — 74-е? Здесь показана динамика прироста, а не объем потребления. Это значит, что мы просто активнее, чем все перечисленные, побежали в магазины. Вот это и является объяснением того, как мы обогнали Москву и Санкт-Петербург.
Внимательно посмотрим, кто рядом с нами в рейтинге — это Сибирь и Кавказ — регионы среднего эшелона. Всем этим регионам, в том числе и нашему, свойственна некая психологическая инерционность. Мы долго раскачиваемся и, в отличие от регионов средней полосы, не так подвержены информационной истерике. И это хорошо.
В июле было еще одно исследование: Росстат опубликовал данные о покупательной способности россиян. Из-за роста цен среднестатистическая семья откатилась на 10 лет назад по возможности купить определенный набор продуктов. В нашем регионе столь резкого падения, я так понимаю, не прослеживается?
— В регионе такой тенденции действительно нет, но она идет по стране. Более того, в Челябинской области есть неплохие темпы прироста средних доходов даже с учетом потребительской инфляции.
Какие факторы, кроме информационной повестки, влияют на настроение потребителя?
— Это уверенность в зарплате (ее величине и стабильности), инфляционные ожидания, а из глобальных — мировоззренческие настроения, страхи, в целом экзистенциальные угрозы.
Пока покупательная способность населения в основном просела не из-за уменьшения доходов, а за счет инфляции и роста цен?
— В основном из-за потребительской инфляции, а это, в свою очередь, связано с сокращением предложения, ростом логистических затрат и даже теми издержками закупок, которые были связаны со скачками валют. К сожалению, всё это определяет невозможность осуществления дорогостоящих покупок и необходимость их замещения бюджетными вариантами, а также отказ от инвестиционных приобретений: квартир, автомобилей.
Как поведут себя покупатели дальше, на что будут тратить деньги?
— На фоне общей потери смыслов, возникновения страхов будет основательно меняться потребительская модель. Но как? Я не знаю. Прогнозируемо, что будут меньше покупать одежды и других непродовольственных товаров.
Гречкой запасаться в таких объемах, как в марте, уже не станут. Потребительская корзина будет меняться по структуре потребления в пользу углеводных продуктов, меньше мяса, фруктов, овощей, деликатесов.
Еще всё это время не была заметна латентная безработица: западные компании массово не увольняли сотрудников, и какую-то часть зарплаты им платили, многие заводы перешли на сокращенную неделю и прочее. У нас не было подобных корпораций, поэтому и проблемы такой нет. Более того, с учетом областной специализации за счет предприятий ОПК мы получим увеличение заказов и занятости. Очень надеюсь, что Челябинск не сильно коснется, но будет общее снижение качества жизни. Платежеспособность населения сократилась за эти полгода и будет дальше сокращаться еще большими темпами.
Какие сферы просядут в связи с этим?
— Как и везде: культура, спорт, сфера услуг, общепит. На это не будет средств и желания, настроение для этого сейчас не подходящее. Есть вероятность, что вернемся к привычкам, которые в пандемию сложились: стричься будем у мастера на дому, есть исключительно дома и смотреть кино по телевизору.
Что сейчас точно не стоит покупать?
— Сложно каждому быть полезным в рекомендациях, но не очень логичны сейчас покупки техники, недвижимости, дорогостоящих автомобилей, повышенные траты на развлечения. Почему? К примеру, что касаемо недвижимости: на фоне значительного повышения цен за последний год и разогнанного ипотекой предложения рынок продавца сменится рынком покупателя, и так уже происходит. Уже есть значительные дисконты в ряде сегментов недвижимости, и они будут лишь увеличиваться, в том числе за счет резкого сжатия спроса, миграции части населения. Хочется отметить, что у Челябинской области хорошая динамика в строительстве: ввод жилья увеличился на 30% по сравнению с 2021 г., 50% южноуральцев могли взять ипотеку. И мы пока живем в атмосфере от эффекта разогнанного спроса. Как многие понимают, дальнейшее развитие этой отрасли очень сильно формируется политической и экономической повесткой государства, к примеру, частичной мобилизацией.
Одно из самых последних исследований принадлежит платежной инфраструктуре Cloud (часть группы компаний «Тинькофф»). Оно показало, что в конце сентября люди стали меньше покупать деликатесы: дорогие виды колбас и сыров, морепродукты, полуфабрикаты. И традиционно вырос спрос на товары длительного хранения: крупы, макароны, сахар, консервы. Умеренность в покупках остается лучшим способом пережить трудные времена?
— Очевидно, что да. Самые мудрые с точки зрения потребительского поведения — наши бабушки. У них можно многому научиться: грамотно формировать продовольственные запасы, покупать доступные аналоги дорогостоящих лекарств, простые вещи, сокращать количество покупок: не две кофты, а одну. Переходить на другую модель потребления.
У старшего поколения — очень грамотный подход к базовым вещам. Надо пользоваться этой мудростью. Вместо похода в ресторан — отложить на учебу ребенка. Нас спасет эта провинциальность и умеренность.
Производственный сектор региона
Челябинскстат опубликовал итоги промышленного производства за 8 месяцев этого года. Металлургия (август): минус 11% к прошлому году, а за период с января по август: снижение на 8,5%. Сталь в слитках: падение на 20% в августе к объему 2021 г. Прокат: минус 13%.
Пищевая отрасль: производство мяса выросло на 7-11%, муки — на 2-4%, крупы увеличилось на 15-23%.
Какие показатели в этой статистике радуют?
— Ну в целом мы видим спад. За 8 месяцев в области он составил 2,4%. По стране статистики за 8 месяцев нет, но уже за полгода было падение на 4,1% в физических объемах при инфляции 17%, а конечный спрос сократился на 6,4%. За 8 месяцев 2022 г. Челябинская область прибавила в рознице на 0,8%, а УрФО просел на 4,4%. (Оборот розничной торговли в регионе в январе — июне 2022 г, по данным Челябинскстата, составил 366,037,2 млрд руб. или 101,1% к аналогичному периоду прошлого года. — Прим. ред.). На этом фоне многое у нас радует. Заметен рост по производству продуктов питания: мяса птицы, свинины. Это говорит о том, что где-то в плюс сработали санкции: стало меньше импорта, заместили местным продуктом. А также повлияла серьезная перестройка сельскохозяйственной отрасли: ввод и выход на проектные мощности новых животноводческих и растениеводческих производств. Также появились новые мощности по добыче полезных ископаемых в регионе. А по стране добыча, наоборот, просела до 10%.
По каким производственным показателям в регионе наблюдается спад?
— Прокат, чугун — то, что шло на Европу, просело до 15%.
Также производство электроэнергии — это всегда тревожный сигнал. Значит, кто-то меньше стал ее потреблять, меньше работать. Поэтому останавливается генерация мощностей.
Давайте разберем основные моменты того, что происходит на федеральном уровне?
— Есть статистика за 6 месяцев только. Но и так понятно. На 81% просел автопром. Это отразилось на регионах, где размещались совместные производства с западными компаниями, которые остановились, — это вся Центральная Россия. Производство нефти на 30% уменьшилось. Как я ранее говорила, в целом вся добыча просела примерно на 10%. Хорошие показатели у пищевой промышленности: рост 150%, у производства одежды — 190%, химии — 230%. Это то положительное, что дали санкции, но непонятно насколько, с учетом импортозависимости, мы сможем это поддерживать дальше.
Очевидно, что, исходя из последних событий в масштабе страны, большая нагрузка на федеральный бюджет будет в конце этого года и следующего. Чем это может обернуться для бизнес-сообщества?
— Пока даже в дореферендумном и домобилизационном бюджете есть дефицит: более 10% или 3 трл. рублей. А сейчас новые статьи расходов появились: на мобилизацию и выплаты мобилизованным, значительные инфраструктурные расходы на новые территории и выплаты новым гражданам России, а это почти 10 миллионов человек.
Чтобы пополнить федеральную казну, планировали увеличивать нагрузку на бизнес. 2,4 трлн руб. правительство рассчитывало получить за счет налоговых поступлений и изъятия избыточной ренты в сфере нефтегазовой промышленности, увеличении пошлин на вывоз продукции. Сейчас придется всё это усугублять.
И тут надо учитывать риски, которые в условиях частичной мобилизации существуют для малых и средних предприятий. При мобилизации владельцев есть угроза закрытия компаний. По доходной части тоже придется еще сильно работать. Будет расти нагрузка и на население. Взять услуги ЖКХ: если раньше тарифы поднимали один раз в год в пределах инфляции, то теперь делают это дважды: в декабре нас ждет повышение платы за коммунальные услуги на 9%. И это колоссальная задача для властей: найти во всём этом компромисс. Но мы подобное уже проходили. Думаю, что будет непросто, но мы и с этим справимся. Очень хочется верить, и я верю.
Индексы производства по основным видам
добывающих и обрабатывающих производств (данные Челябинскстата за 8 месяцев 2022 г.)
|
Август 2022 г. в % к |
Январь – август 2022 г. в % к январю – августу 2021 г. |
|
августу 2021 г. |
июлю 2022 г. |
||
Добыча полезных ископаемых |
|||
добыча металлических руд |
100,0 |
96,3 |
101,4 |
добыча прочих полезных ископаемых |
109,3 |
105,0 |
104,3 |
Обрабатывающие производства |
|||
производство пищевых продуктов |
100,6 |
108,1 |
98,6 |
производство напитков |
120,6 |
96,1 |
112,2 |
производство текстильных изделий |
99,2 |
157,6 |
107,9 |
производство одежды |
92,7 |
135,6 |
90,5 |
производство кожи и изделий из кожи |
106,3 |
194,4 |
104,8 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
89,0 |
103,2 |
95,9 |
производство бумаги и бумажных изделий |
117,0 |
109,1 |
101,5 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
69,9 |
97,5 |
91,5 |
производство кокса и нефтепродуктов |
85,0 |
107,4 |
84,3 |
производство химических веществ и химических продуктов |
101,9 |
110,8 |
91,7 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
в 2,5 р. |
108,8 |
97,3 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
129,0 |
117,7 |
110,2 |
|
Август 2022 г. в % к |
Январь – август 2022 г. в % к январю – августу 2021 г. |
|
августу 2021 г. |
июлю 2022 г. |
||
производство прочей неметаллической минеральной продукции |
102,0 |
103,6 |
106,7 |
производство металлургическое |
89,2 |
106,1 |
91,5 |
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
109,1 |
104,8 |
98,6 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
93,6 |
108,5 |
95,8 |
производство электрического оборудования |
101,5 |
93,3 |
102,6 |
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
101,4 |
109,4 |
107,5 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
99,9 |
114,9 |
94,5 |
производство прочих транспортных средств и оборудования |
171,3 |
142,3 |
107,6 |
производство мебели |
90,4 |
115,5 |
100,0 |
производство прочих готовых изделий |
199,4 |
159,3 |
95,0 |
ремонт и монтаж машин и оборудования |
94,4 |
87,7 |
109,2 |