«Нас спасут провинциальность и умеренность», — экономист Татьяна Кузнецова

«Самые мудрые с точки зрения потребительского поведения — наши бабушки. У них можно многому научиться. У старшего поколения — очень грамотный подход к базовым вещам. Надо пользоваться этой мудростью».

В сентябре негативная динамика потребительского спроса в стране продолжила усиливаться. Интересно на этом фоне выглядит Челябинская область. Специалисты РИА Рейтинг на основе данных Росстата проследили динамику потребительского спроса по регионам. Челябинская область оказалась на 15-м месте, обогнав Москву и Санкт-Петербург. Почему стоит скептически отнестись к этому факту, сколько тратили жители Челябинской области в первой половине 2022 года и какие сферы просядут из-за падения покупательной способности? Об этом CHEL.DK.RU рассказала кандидат экономических наук, доцентом Высшей школы экономики и управления Южно-Уральского государственного университета Татьяна Кузнецова.

Потребительский спрос

По данным РИА Рейтинг, Челябинская область в период с января по июль 2022 г. показала рост потребительского спроса на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Среднемесячные потребительские траты южноуральцев за этот же период составили 24,3 тыс. руб.

Если смотреть на РИА Рейтинг, то обстановка в регионе выглядит позитивной. По динамике потребительского спроса мы опередили Москву и Санкт-Петербург, что удивительно. В чем подвох, как трактовать этот результат?

— Когда мы смотрим на любой рейтинг, важно понять, по каким показателям он сформирован. Здесь в основу методики расчета положены данные по приросту за шесть месяцев 2022 года оборота розничной торговли, платных услуг, общепита. Нет, к примеру, инвестиционных расходов: недвижимости.

Почему в рейтинге страны мы 15-е, Москва — 46-е место, Санкт-Петербург — 75-е, а Свердловская область — 74-е? Здесь показана динамика прироста, а не объем потребления. Это значит, что мы просто активнее, чем все перечисленные, побежали в магазины. Вот это и является объяснением того, как мы обогнали Москву и Санкт-Петербург.

Внимательно посмотрим, кто рядом с нами в рейтинге — это Сибирь и Кавказ — регионы среднего эшелона. Всем этим регионам, в том числе и нашему, свойственна некая психологическая инерционность. Мы долго раскачиваемся и, в отличие от регионов средней полосы, не так подвержены информационной истерике. И это хорошо.

В июле было еще одно исследование: Росстат опубликовал данные о покупательной способности россиян. Из-за роста цен среднестатистическая семья откатилась на 10 лет назад по возможности купить определенный набор продуктов. В нашем регионе столь резкого падения, я так понимаю, не прослеживается?

— В регионе такой тенденции действительно нет, но она идет по стране. Более того, в Челябинской области есть неплохие темпы прироста средних доходов даже с учетом потребительской инфляции.

Какие факторы, кроме информационной повестки, влияют на настроение потребителя?

— Это уверенность в зарплате (ее величине и стабильности), инфляционные ожидания, а из глобальных — мировоззренческие настроения, страхи, в целом экзистенциальные угрозы.

Пока покупательная способность населения в основном просела не из-за уменьшения доходов, а за счет инфляции и роста цен?

— В основном из-за потребительской инфляции, а это, в свою очередь, связано с сокращением предложения, ростом логистических затрат и даже теми издержками закупок, которые были связаны со скачками валют. К сожалению, всё это определяет невозможность осуществления дорогостоящих покупок и необходимость их замещения бюджетными вариантами, а также отказ от инвестиционных приобретений: квартир, автомобилей.  

Как поведут себя покупатели дальше, на что будут тратить деньги?

— На фоне общей потери смыслов, возникновения страхов будет основательно меняться потребительская модель. Но как? Я не знаю. Прогнозируемо, что будут меньше покупать одежды и других непродовольственных товаров.

Гречкой запасаться в таких объемах, как в марте, уже не станут. Потребительская корзина будет меняться по структуре потребления в пользу углеводных продуктов, меньше мяса, фруктов, овощей, деликатесов.

Еще всё это время не была заметна латентная безработица: западные компании массово не увольняли сотрудников, и какую-то часть зарплаты им платили, многие заводы перешли на сокращенную неделю и прочее. У нас не было подобных корпораций, поэтому и проблемы такой нет. Более того, с учетом областной специализации за счет предприятий ОПК мы получим увеличение заказов и занятости. Очень надеюсь, что Челябинск не сильно коснется, но будет общее снижение качества жизни. Платежеспособность населения сократилась за эти полгода и будет дальше сокращаться еще большими темпами.

Какие сферы просядут в связи с этим?

— Как и везде: культура, спорт, сфера услуг, общепит. На это не будет средств и желания, настроение для этого сейчас не подходящее. Есть вероятность, что вернемся к привычкам, которые в пандемию сложились: стричься будем у мастера на дому, есть исключительно дома и смотреть кино по телевизору.

Что сейчас точно не стоит покупать?

— Сложно каждому быть полезным в рекомендациях, но не очень логичны сейчас покупки техники, недвижимости, дорогостоящих автомобилей, повышенные траты на развлечения. Почему? К примеру, что касаемо недвижимости: на фоне значительного повышения цен за последний год и разогнанного ипотекой предложения рынок продавца сменится рынком покупателя, и так уже происходит. Уже есть значительные дисконты в ряде сегментов недвижимости, и они будут лишь увеличиваться, в том числе за счет резкого сжатия спроса, миграции части населения. Хочется отметить, что у Челябинской области хорошая динамика в строительстве: ввод жилья увеличился на 30% по сравнению с 2021 г., 50% южноуральцев могли взять ипотеку. И мы пока живем в атмосфере от эффекта разогнанного спроса. Как многие понимают, дальнейшее развитие этой отрасли очень сильно формируется политической и экономической повесткой государства, к примеру, частичной мобилизацией.

Одно из самых последних исследований принадлежит платежной инфраструктуре Cloud (часть группы компаний «Тинькофф»). Оно показало, что в конце сентября люди стали меньше покупать деликатесы: дорогие виды колбас и сыров, морепродукты, полуфабрикаты. И традиционно вырос спрос на товары длительного хранения: крупы, макароны, сахар, консервы. Умеренность в покупках остается лучшим способом пережить трудные времена? 

— Очевидно, что да. Самые мудрые с точки зрения потребительского поведения — наши бабушки. У них можно многому научиться: грамотно формировать продовольственные запасы, покупать доступные аналоги дорогостоящих лекарств, простые вещи, сокращать количество покупок: не две кофты, а одну. Переходить на другую модель потребления.

У старшего поколения — очень грамотный подход к базовым вещам. Надо пользоваться этой мудростью. Вместо похода в ресторан — отложить на учебу ребенка. Нас спасет эта провинциальность и умеренность.

Производственный сектор региона

Челябинскстат опубликовал итоги промышленного производства за 8 месяцев этого года. Металлургия (август): минус 11% к прошлому году, а за период с января по август: снижение на 8,5%. Сталь в слитках: падение на 20% в августе к объему 2021 г. Прокат: минус 13%.

Пищевая отрасль: производство мяса выросло на 7-11%, муки — на 2-4%, крупы увеличилось на 15-23%.

«Нас спасут провинциальность и умеренность», — экономист Татьяна Кузнецова
 1

Какие показатели в этой статистике радуют?

— Ну в целом мы видим спад. За 8 месяцев в области он составил 2,4%. По стране статистики за 8 месяцев нет, но уже за полгода было падение на 4,1% в физических объемах при инфляции 17%, а конечный спрос сократился на 6,4%. За 8 месяцев 2022 г. Челябинская область прибавила в рознице на 0,8%, а УрФО просел на 4,4%. (Оборот розничной торговли в регионе в январе — июне 2022 г, по данным Челябинскстата, составил 366,037,2 млрд руб. или 101,1% к аналогичному периоду прошлого года. — Прим. ред.). На этом фоне многое у нас радует. Заметен рост по производству продуктов питания: мяса птицы, свинины. Это говорит о том, что где-то в плюс сработали санкции: стало меньше импорта, заместили местным продуктом. А также повлияла серьезная перестройка сельскохозяйственной отрасли: ввод и выход на проектные мощности новых животноводческих и растениеводческих производств. Также появились новые мощности по добыче полезных ископаемых в регионе. А по стране добыча, наоборот, просела до 10%.

По каким производственным показателям в регионе наблюдается спад?

— Прокат, чугун — то, что шло на Европу, просело до 15%.

Также производство электроэнергии — это всегда тревожный сигнал. Значит, кто-то меньше стал ее потреблять, меньше работать. Поэтому останавливается генерация мощностей.

«Нас спасут провинциальность и умеренность», — экономист Татьяна Кузнецова
 2

Давайте разберем основные моменты того, что происходит на федеральном уровне?  

— Есть статистика за 6 месяцев только. Но и так понятно. На 81% просел автопром. Это отразилось на регионах, где размещались совместные производства с западными компаниями, которые остановились, — это вся Центральная Россия. Производство нефти на 30% уменьшилось. Как я ранее говорила, в целом вся добыча просела примерно на 10%. Хорошие показатели у пищевой промышленности: рост 150%, у производства одежды — 190%, химии — 230%. Это то положительное, что дали санкции, но непонятно насколько, с учетом импортозависимости, мы сможем это поддерживать дальше.

Очевидно, что, исходя из последних событий в масштабе страны, большая нагрузка на федеральный бюджет будет в конце этого года и следующего. Чем это может обернуться для бизнес-сообщества?

— Пока даже в дореферендумном и домобилизационном бюджете есть дефицит: более 10% или 3 трл. рублей. А сейчас новые статьи расходов появились: на мобилизацию и выплаты мобилизованным, значительные инфраструктурные расходы на новые территории и выплаты новым гражданам России, а это почти 10 миллионов человек.

Чтобы пополнить федеральную казну, планировали увеличивать нагрузку на бизнес. 2,4 трлн руб. правительство рассчитывало получить за счет налоговых поступлений и изъятия избыточной ренты в сфере нефтегазовой промышленности, увеличении пошлин на вывоз продукции. Сейчас придется всё это усугублять.

И тут надо учитывать риски, которые в условиях частичной мобилизации существуют для малых и средних предприятий. При мобилизации владельцев есть угроза закрытия компаний. По доходной части тоже придется еще сильно работать. Будет расти нагрузка и на население. Взять услуги ЖКХ: если раньше тарифы поднимали один раз в год в пределах инфляции, то теперь делают это дважды: в декабре нас ждет повышение платы за коммунальные услуги на 9%. И это колоссальная задача для властей: найти во всём этом компромисс. Но мы подобное уже проходили. Думаю, что будет непросто, но мы и с этим справимся. Очень хочется верить, и я верю.

Индексы производства по основным видам

добывающих и обрабатывающих производств (данные Челябинскстата за 8 месяцев 2022 г.)

 

 

Август 2022 г. в % к

Январь – август 2022 г. в % к январю – августу 2021 г.

августу 2021 г.

июлю 2022 г.

Добыча полезных ископаемых

добыча металлических руд

100,0

96,3

101,4

добыча прочих полезных ископаемых

109,3

105,0

104,3

Обрабатывающие производства

производство пищевых продуктов

100,6

108,1

98,6

производство напитков

120,6

96,1

112,2

производство текстильных изделий

99,2

157,6

107,9

производство одежды

92,7

135,6

90,5

производство кожи и изделий из кожи

106,3

194,4

104,8

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

89,0

103,2

95,9

производство бумаги и бумажных изделий

117,0

109,1

101,5

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

69,9

97,5

91,5

производство кокса и нефтепродуктов

85,0

107,4

84,3

производство химических веществ и химических продуктов

101,9

110,8

91,7

производство лекарственных средств

и материалов, применяемых в медицинских целях

в 2,5 р.

108,8

97,3

производство резиновых и пластмассовых изделий

129,0

117,7

110,2

 

Август 2022 г. в % к

Январь – август 2022 г. в % к январю – августу 2021 г.

августу 2021 г.

июлю 2022 г.

производство прочей неметаллической минеральной продукции

102,0

103,6

106,7

производство металлургическое

89,2

106,1

91,5

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

109,1

104,8

98,6

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

93,6

108,5

95,8

производство электрического оборудования

101,5

93,3

102,6

производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

101,4

109,4

107,5

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

99,9

114,9

94,5

производство прочих транспортных средств и оборудования

171,3

142,3

107,6

производство мебели

90,4

115,5

100,0

производство прочих готовых изделий

199,4

159,3

95,0

ремонт и монтаж машин и оборудования

94,4

87,7

109,2

 

 

 

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.