«Всё более явный перевес в пользу инженерных специальностей» — Александр Вагнер

«Страна испытывает высочайший дефицит инженерных кадров, и приоритет государственной политики сместился в техническую и IT-сферу, но самый высокий конкурс — в юриспруденции, медиакоммуникациях».

В июне крупнейший вуз региона — Южно-Уральский государственный университет — возглавил новый ректор — Александр Вагнер. Александр Шестаков, руководивший университетом на протяжении 17 лет, был утвержден на посту президента. В интервью CHEL.DK.RU Александр Вагнер рассказал об особенностях прошедшей приемной кампании и ключевых направлениях развития крупнейшего регионального вуза в ближайшие годы.

Александр Рудольфович, вы приняли руководство университетом фактически в разгар приемной кампании. Сейчас, наверное, уже можно подвести некие промежуточные итоги. Были ли интересные особенности, которые отличали этот год от предыдущих?

— Стоит отметить, что вуз подготовился к приемной кампании очень хорошо, поэтому она продвигалась несколько лучше, чем в предыдущие годы. В этом году университет набрал рекордное за последние пять лет число абитуриентов: больше десяти тысяч выпускников школ выбрали ЮУрГУ в качестве основного или резервного вуза по разным программам и уровням обучения. Если же говорить про особенности приемной кампании в масштабах всей страны, то главное нововведение — это суперсервис, который дает возможность абитуриентам подать документы для поступления в вуз дистанционно, через портал «Госуслуги». Прежде это существовало только в качестве пилотного проекта, а с этого года стало применяться в обязательном порядке во всех вузах страны. Не всё пока получилось, но, надо отметить, что Южно-Уральский государственный университет с поставленной задачей справился: все заявления, которые были поданы через портал «Госуслуги», дошли, мы их увидели, приняли и обработали. Более того, заявления тех абитуриентов, которые подавали документы в приемную комиссию напрямую или через личный кабинет на сайте университета, также переданы в «Госуслуги», чтобы в дальнейшем они тоже имели возможность вносить коррективы удаленно. Конечно, не всегда это было для вуза удобно, однако абитуриенты, полагаю, по достоинству оценили это нововведение. Это мой первый набор в Южно-Уральском государственном университете, и это очень значимо и памятно: пройдет четыре-пять лет, и я обязательно скажу об этом, когда буду вручать дипломы сегодняшним абитуриентам.

И в ЮУрГУ, и в топовых московских и петербургских вузах после первой волны зачисления остались бюджетные места на инженерные, технические специальности. Возможно, стоило бы вернуть вторую волну зачисления, раз уж по факту вузы всё равно вынуждены объявлять допнабор?

— Выскажу свое личное мнение: одна волна позволяет уравнять шансы и поступающих, и вузов. Другое дело, что срок окончания приема согласий о зачислении и оригиналов аттестатов в вузах страны разный: сначала закрывается Дальний Восток, потом — Сибирь, Урал и в последнюю очередь — Москва и Питер. Очевидно, что самый высокий конкурс — в столичных вузах. И если бы время окончания приема документов все-таки синхронизировать, чтобы это происходило одномоментно по всей стране, это бы остроту ситуации, как мне кажется, сгладило.

Многие абитуриенты пробуют свои силы, подавая заявления в столичные университеты и оставляя при этом региональные вузы в качестве некоего резерва. И если вдруг оказывается, что баллов для прохождения конкурсного отбора в московский вуз недостаточно, отходного пути уже не остается. В принципе, вторая волна отчасти реализуема, и многие вузы вынужденно пошли по этому пути, объявив допнабор. Делать это повсеместной практикой вряд ли стоит.

Да, одна волна увеличивает риски ошибки, и каждый абитуриент должен адекватно оценивать свои шансы на поступление, притом что в последние минуты и даже секунды ситуация может кардинально измениться — к сожалению, от этого никто не застрахован. Риски есть всегда, надо учиться их правильно оценивать и делать правильные выводы.

На каких специальностях в этом году был самый высокий конкурс?

— Вопрос непростой. На некоторых направлениях количество поданных заявлений было не слишком большим, но бюджетных мест изначально было крайне мало — всего одно-два, поэтому и конкурс получился запредельно высоким. А есть направления, где набирается большое количество абитуриентов, и заявок суммарно на порядок больше. Были направления, где конкурс составлял и пятнадцать, и двадцать человек на место, традиционно в их числе — юриспруденция, медиакоммуникации.

Выделение бюджетных мест по каждому направлению — это элемент государственной политики, потому что за образованием тянется широкий перечень вопросов: трудоустройство, обеспечение заработной платой и пенсией. Конечно, сегодня, когда страна испытывает высочайший дефицит инженерных кадров, приоритет отдается именно этим направлениям.

И само распределение контрольных цифр приема, где с каждым годом наблюдается всё более явный перевес в пользу инженерных специальностей, тоже показательно. Безусловно, специалисты в области юриспруденции, менеджмента, гуманитарных наук тоже востребованы, и рынок труда предлагает много рабочих мест, но на текущий момент приоритет государственной политики сместился в техническую и IT-сферу.

Сейчас, на фоне охлаждения отношений с западными странами, всё громче звучат предложения по реформированию системы высшего образования, в частности, отхода от Болонской системы. Что вы думаете на этот счет?

— Давайте порассуждаем. Мы же стремимся, чтобы наше образование было самым лучшим в мире, правильно? С этой точки зрения, если мы будем накладывать какие-то ограничения, которые будут дискриминировать его в сравнении с образованием в других странах, достигнем ли мы поставленных целей? Очевидно, что нет. Даже выбирая новый смартфон в магазине и сравнивая модели, мы обращаем внимание на технические характеристики — не факт, что когда-нибудь мы той или иной опцией воспользуемся, но ее наличие сердце греет. То же самое вполне применимо и к сфере образования. Поэтому отказываться от успешных практик, которые в системе высшего образования были внедрены, апробированы и усовершенствованы, наверное, не слишком разумно, особенно с учетом затраченных на это усилий и ресурсов. То, что мы в свое время практически потеряли специалитет, я считаю, было большим упущением, и это необходимо возрождать — но опять же не огульно, не бездумно. На некоторых направлениях специалитет и не требуется. Необходима более гибкая система администрирования, которая позволит сочетать различные формы обучения, чтобы определять ту траекторию образования, которая наиболее полно отвечает запросам студентов и уровню преподавательского состава. Тогда дипломы российских вузов будут высоко котироваться у наших студентов и у абитуриентов из других стран, в том числе недружественных.

В числе прочего обсуждается и перспектива отказа от проведения единого государственного экзамена. Мы вернемся к прежней практике, когда каждый вуз устраивал собственные вступительные испытания для абитуриентов?

— Всё требует совершенствования с учетом актуальных вызовов и реалий. Образование тоже не стоит на месте.

Единый государственный экзамен действительно предоставляет всем выпускникам, вне зависимости от того, лицей ли это при Московском государственном университете имени Ломоносова, или школа в деревенской глубинке, где не очень устойчивое интернет-соединение, равные возможности поступления в любой вуз нашей страны. И это правильный путь, причем далеко не уникальный — многие страны мира пошли именно по этому пути. Однако хотелось бы, чтобы школьники, которые сдают ЕГЭ, относились к экзамену более спокойно, хочется снять с детей запредельно высокую стрессовую нагрузку.   

Как вывести региональные вузы в топ федеральных рейтингов?

— У разных рейтингов различная методика оценки университетов по тем или иным параметрам. И один из главных параметров, который позволяет столичным вузам в этих рейтингах фигурировать и подниматься на первые строчки, — это средний балл абитуриентов по ЕГЭ. И здесь возникает замкнутый круг: абитуриенты с отличным аттестатом выбирают университет с высоким рейтингом, а рейтинг выстраивается в зависимости от того, какие абитуриенты пришли в университет.

Региональным вузам всегда будет сложно пробиться на верхние строчки федеральных рейтингов, и это нормальная, понятная история, пытаться переломить которую, как мне кажется, и не требуется. По широкому перечню образовательных направлений конкурировать с московскими вузами сложно и не слишком разумно. Но никто же не запрещает региональным вузам кооперироваться со столичными, усиливая те или иные направления.

Учиться в Москве, родившись где-нибудь на Дальнем Востоке или Урале, не всегда сподручно. Как минимум это достаточно дорого. И не всегда у студентов, которые уехали из родного города в столицу, получается пройти это испытание: это серьезная нагрузка, не всем подходит ритм жизни большого города.

Челябинск теряет высокобалльников, которые отдают предпочтение московским и питерским вузам и редко возвращаются в родной регион. Между тем опыт Томска, Новосибирска и даже Екатеринбурга доказывает, что нестоличный вуз способен стать мощным магнитом для талантливой молодежи. Как использовать их опыт?

— Действительно, тот же Томск, который я хорошо знаю, — это студенческая столица нашей страны, которая входит в сотню лучших студенческих городов мира. Студентам там жить весело и интересно, это большая студенческая семья, которая объединяет университеты с разными традициями и спецификой. Но у Челябинска в сравнении с Томском есть одно большое преимущество: там нет промышленности. Градообразующим предприятием является именно сам образовательный комплекс: отделение Академии наук и университеты. Самые светлые умы получают предложение остаться на кафедре родного вуза, а подавляющему большинству оставаться в Томске после окончания университета, по сути, незачем: работы нет.

И преимущество Южного Урала в том, что в регионе есть развитая промышленность, а Челябинск — это город-миллионник, где есть много потенциальных работодателей и возможности по открытию собственного бизнеса. На руку и близость Москвы. Точно так же можно найти преимущества Челябинска в сравнении с Екатеринбургом, Новосибирском, и о них надо не стесняться говорить. Доказывать и убеждать, что получить образование в Челябинске — намного перспективнее.

Есть ли планы по развитию межвузовской кооперации в регионе, видите ли вы точки соприкосновения, где совместные усилия обеспечат синергетический эффект?

— Безусловно. То, что мне бросилось в глаза в первые дни работы в качестве ректора: идет жесткая конкуренция за абитуриента как в стенах университета, между кафедрами, так и на уровне региональных вузов. И, как мне кажется, эта нездоровая гонка накладывает неблагоприятный отпечаток на всю систему высшего образования, поэтому это нужно в корне менять, перестраивать. В Томске контингент школьников, которые выпускаются из школ области, и абитуриентов попросту несоизмеримы: только 30-40% студентов местных вузов родились и выросли в этом городе. Томские вузы объединяют усилия, отправляются в экспедиции по соседним регионам, чтобы найти и привлечь талантливых ребят. Сила — в единстве, в интеграции научно-образовательного комплекса Челябинской области. Я не имею в виду слияние в одно юридической лицо — ни в коем случае. Но если объединить сильные стороны южноуральских вузов, мы вполне можем составить реальную конкуренцию и сильнейшим вузам Урала, и московским, питерским университетам.

К примеру, сейчас на уровне государства выделяются значительные средства на развитие науки и образования в виде грантовых средств. Конкурс на получение гранта огромный — всего 15-20 победителей на всю страну, то есть в среднем одобряется одна заявка из федерального округа. Неудивительно, что у региональных вузов, которые участвуют в конкурсном отборе по одиночке, шансы довольно низкие. А если интегрироваться в консорциумы, создавать различные коллаборации, шансы значительно возрастают. За счет грантовых средств можно переоснастить лаборатории, привлечь на кафедры лучших ученых и преподавателей, что напрямую будет влиять на качество образования.

«Всё более явный перевес в пользу инженерных специальностей» — Александр Вагнер 1

Со стороны топ-менеджеров промышленных предприятий постоянно приходится слышать об острой нехватке инженерных кадров, о том, что на заводах не хватает рабочих рук. Почему дипломированные специалисты в большинстве случаев не связывают будущую карьеру с реальным производством?

— Здесь надо понимать, что на заводе из тысячи работников с высшим образованием — только процентов двадцать.

К сожалению, если провести технологический аудит предприятий, то выяснится, что это, конечно, не индустрия 4.0.

Мы к этому обязательно придем, но на сегодняшний момент, когда требуется существенно нарастить производственные мощности, запустить новые технологические линии, не хватает в первую очередь именно рабочих рук, а не инженерных кадров. И в принципе уровень автоматизации производственных площадок пока, к сожалению, достаточно невысок. Дипломированные специалисты не встанут за станок. Они к этому не готовы совершенно, и в этом надо отдавать отчет, потому что в образовательной программе ставились совершенно другие задачи и требования. Придется переучиваться, и достаточно долго: полтора-два года, на что не пойдет ни сам работник, ни завод.

Да и запросы предприятий тоже стоит внимательно проанализировать. Когда сверяешь их с реальностью, порой выясняются интересные вещи. К примеру, недавно поступил запрос от конструкторского бюро одного из предприятий на инженеров, которые разрабатывают новые узлы и механизмы. И что обнаружилось: заработная плата, которая предлагается инженеру КТО в соответствии со штатным расписанием, всего на пять тысяч больше, чем у уборщика территорий на том же предприятии! Притом что в принципе заработная плата инженера на этом предприятии на 15 тыс. руб. ниже, чем в среднем по региону по данной позиции. Так, может быть, руководителю предприятия просто стоит пересмотреть свое отношение и кадровую политику?

Выпускники вуза не приходят на предприятия не потому, что устраиваются, извините, в «Макдональдс». Нет, есть Москва, есть Питер, где предприятиям требуются высококлассные инженерные кадры, причем уровень зарплат позволяет при необходимости работать вахтовым методом и на выходные прилетать на Южный Урал, к семье. Так что, вместо того чтобы разбрасываться громкими фразами, стоит рассмотреть ситуацию с разных сторон.

Готова ли сегодня наука развиваться в прикладном ключе, предлагать прорывные технологии, решения для бизнеса и как усилить эту связку предприятий и вуза?

— Долгое время научные коллективы, которые занимались фундаментальными исследованиями и разработками, формировали повестку самостоятельно, не всегда сверяясь с реальным запросом рынка. Эта проблема известная, которая имеет давние предпосылки: предприятиям было неинтересно вкладываться в прикладную науку, проще и дешевле было купить готовую и уже обкатанную технологию за рубежом. Сейчас рыночные реалии изменились. Мне кажется, оптимальное решение кроется не в том, чтобы бить ученых по рукам, чтобы они бросили заниматься фундаментальной наукой. Ни в коем случае! Так мы рискуем потерять гораздо более важные вещи. Так, буквально месяц назад мы открыли лабораторию по квантовым технологиям. Говорить о том, что это наука прикладная — пока еще преждевременно, но то, что квантовые технологии станут безумно востребованными в прикладном характере — однозначно. И надеемся, что те компетенции, которые мы наработаем совместно с коллегами из МГУ здесь, в ЮУрГУ, имеют огромный потенциал для развития вуза, для новых направлений, в том числе междисциплинарных. Так что нужно генерировать новые дискуссионные площадки, чтобы синхронизировать потенциал прикладной науки и правильно сформулировать запрос и техническое задание от конкретного заказчика из бизнес-среды. Именно эта связка была разрушена в свое время, и сегодня мы учимся коммуницировать, выстраивать взаимосвязи с предприятиями, находить общий язык — тот перечень слов и выражений, который позволит понять, в чём состоит конкретный заказ бизнеса и чем мы можем быть в этом плане полезны.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что многих интересует, как будут разграничиваться зоны влияния и ответственности ректора и президента Южно-Уральского государственного университета, пост которого занял Александр Шестаков, возглавлявший вуз на протяжении многих лет?

— С ответственностью всё просто: я как ректор, конечно, могу делегировать ответственность, но спрос, как ни крути, всё равно в конечном счете будет с ректора. А что касается разграничения зон влияния, то Александр Леонидович занял мудрую позицию — не мешать. Он, обладая многолетним опытом работы на позиции ректора, в плане принятия стратегических и тактических решений, что называется, уже пробежал очень много дорожек, благодаря чему понимает и все потенциальные риски и опасности, и то, к какому результату это может привести. С точки зрения наставничества я чувствую колоссальную поддержку с его стороны. И, как мне кажется, этот формат взаимодействия, слаженный тандем, позволяет двигаться в правильном направлении и с нужной скоростью.

Какие пять ключевых направлений развития вуза вы видите на ближайшие пять-десять лет?

— Конечно, основное стратегическое направление — укрепление и развитие научного потенциала университета, усиление действующих научных школ и постоянный поиск новых точек роста. Второе — это кооперация: как внутри города, области, макрорегина, страны, так и за ее пределами, насколько это возможно в сегодняшних реалиях. Заниматься научной, образовательной деятельностью возможно только вместе с профессиональным сообществом. А если это профсообщество сужается до стен собственного рабочего кабинета — это точно не путь развития. Наверное, это два приоритетных направления развития ЮУрГУ на далекую и вместе с тем ежедневную, ежечасную перспективу. Третье — это, конечно, развитие новых образовательных технологий. Это очень важно сегодня. Технологии не стоят на месте, постоянно развиваются.

Молодежь сегодня нередко отказывается от высшего образования в принципе. Поэтому вся система высшего образования сегодня требует серьезного преобразования. Конечно, по мнению многих сегодняшних студентов, было бы здорово, чтобы весь университет помещался в смартфоне. Но это невозможно. Тот путь, который остается, — это развитие широкого спектра образовательных программ и постоянная актуализация их содержания.

Хотелось бы, чтобы и профессиональное сообщество подключилось, провело некую ревизию образовательных программ, высказало рекомендации, чтобы каждый выпускник университета был уверен, что полученные им знания и навыки полностью соответствуют запросам рынка. Направлений хоть и не пять, но я думаю, на ближайшее будущее точно хватит, с горкой.

Ранее на эту тему: «Студентов, которые приходят в колледж осознанно, предприятия готовы «с руками оторвать»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.