«Хороший технолог, сварщик, оператор станков с ЧПУ — рынку не хватает этих компетенций. И зарплата таких специалистов гораздо выше, чем у менеджеров среднего звена в офисе, а уровень стресса — ниже».
В интервью «Деловому кварталу» заместитель министра образования и науки Челябинской области Виталий Литке рассказал о том, почему профессиональная подготовка инженерных кадров для промышленности – это задача не только вузов и колледжей и как отыскать точки пересечения интересов науки и бизнеса.
«Время индивидуального лидерства прошло»
В июне в Челябинске прошла первая стратегическая сессия по научно-технологическому развитию региона, которая проводилась с привлечением специалистов МШУ «Сколково». В сессии приняли участие ректоры и сотрудники ведущих университетов Южного Урала, представители органов власти, индустриальные партнеры и технологические предприниматели Челябинской области. Был определен общий контур, состоящий из восьми приоритетных сфер и отраслей для научно-технологического развития региона: машиностроение (в том числе приборостроение), металлургия, аэрокосмос, биосистемы и экология, продовольственная безопасность, медицина, энергетика, робототехника.
Виталий Владимирович, расскажите, что стало практическим итогом стратсессии?
— В каждом из приоритетных направлений научно-технологического развития региона были определены сильные компетенции университетов Челябинской области: ЮУрГУ, МГТУ им. Носова, ЧелГУ, ЮУГМУ, ЮУрГАУ и МИДИС, которые обеспечивают возможность реализации научных исследований и разработок на мировом уровне. Кроме того, удалось выявить потенциал технологических индустриальных партнеров из среды крупного и среднего бизнеса, технологических предпринимателей, заинтересованных в НИОКР.
Все это позволило определить «ядерные» компетенции Челябинской области. Это, прежде всего, интеллектуальное производство: системная и программная инженерия, моделирование, цифровизация промышленных процессов и агрегатов. Во-вторых, это инновационные материалы: новые марки стали, специальные материалы, композиты, инвары, биоматериалы. И третий блок — это живые системы: всё, что связано с экологией, селекцией, генной и биоинженерией, клеточными технологиями, биологическими организмами.
Если ведущие вузы, талантливые ученые Южного Урала применят наработки и свои сильные компетенции на стыке представленных приоритетных отраслей, мы увидим появление крупных научно-технологических проектов российского и мирового уровней.
В чем заключается роль бизнеса?
— Участие индустриального партнера или технологического предпринимателя в проектной работе позволяет решать сразу две важнейшие ключевые задачи: разрабатывать действительно востребованный рынком, передовой, инновационный, с точки зрения науки, проект и одновременно интенсифицировать компетенции университетов. Благодаря тому, что проект «живой», то есть в нем заинтересован рынок, мотивация участников и ресурсные возможности возрастают многократно. А мы, в свою очередь, призваны помочь выстроить цепочки создания ценности, поддержать проект на ранней стадии его развития за счет грантовых средств, предоставления площадок для апробации, а затем вывести на уровень привлечения крупных инвестиций, чтобы довести реализацию проекта с начального прототипа до масштабного серийного производства.
Стоит отметить, что стратсессия была первым подобным опытом взаимодействия, который оказался успешным и полезным: представители вузов отметили тот факт, что ранее региональная власть так глубоко не погружалась в повестку научно-технологического развития. Не секрет, что конкуренция с другими регионами растет мощными темпами, причем по всем направлениям.
Талантливые ребята уезжают в более сильные университеты, в более перспективные, как им кажется, регионы. И здесь не остается, наверное, иного варианта, кроме как объединять усилия и искать точки соприкосновения сильных сторон региональных вузов, фокусировать ресурсы на развитие их лидерского потенциала. Одним из выводов стратегической сессии стало то, что важнейшим конкурентным преимуществом для научно-технологического развития региона становятся кросс-функциональные проектные, продуктовые команды. Время индивидуального лидерства прошло. Сегодня выигрывают только сильные команды.
Как повысить позиции региональных вузов в федеральных рейтингах?
— Мне кажется, первостепенная задача, которая стоит перед ректором любого вуза — это сформировать профессиональную и замотивированную команду с горящими глазами, создать условия и среду для самореализации ее сильных компетенций. А уже конкурентные преимущества самого вуза будут нарастать благодаря проактивной деятельности такой команды. Самое удивительное: когда в команде возникает особая, созидательная, сфокусированная, творческая энергетика, создается синергия взаимодействия, начинают концентрироваться и ресурсы. Это немного из разряда иррационального, но это действительно работает. Даже самые современные, оборудованные по последнему слову техники лаборатории или наличие рейтингов в научных журналах не дадут импульса для дальнейшего развития вуза без увлеченной своим делом команды, которая будет создавать (и это вторая часть формулы успеха) «правильные», действительно востребованные рынком проекты — настоящие, которые нужны экономике, людям, региону, стране.
Проведя стратегическую сессию и начав диалог власти, вузов и бизнеса, мы запустили интеграционные процессы, неформальное объединение крупнейших вузов региона — не юридическое, на бумаге, а с позиции сильных сторон и компетенций университетов. На пересечении этих сфер уже возникают интересные и значимые совместные проекты. Повторюсь, по одиночке никто не выигрывает.
Пора убирать нездоровую конкуренцию на местечковом уровне. Кооперация и взаимодействие в ключевых сферах через сильные компетенции друг друга — это то, что позволит региональным вузам приблизиться к лидерским позициям (а по итогам работы и повысить соответствующие рейтинги).
Строительство межвузовского кампуса превратит Челябинск в город студентов?
— Это, безусловно, крайне значимый для региона проект, и он планомерно продвигается в своей реализации. Но давайте порассуждаем – что такое кампус? Это, прежде всего, новые возможности для развития инновационного потенциала в регионе, а не просто стены, кирпич и бетон (хотя качественная среда, безусловно, имеет очень важное значение). И с этой точки зрения стоит создавать межвузовский кампус уже сейчас, наполнять его новыми смыслами на базе тех партнерских отношений, которые выстраиваются между вузами и их партнерами, создавать новые цепочки взаимодействия. Только в этом случае Челябинск станет мощным магнитом и для талантливых абитуриентов, и для молодых ученых, и для индустриальных партнеров и технологических предпринимателей. Инновационными смыслами и прорывными технологическими проектами межвузовский кампус смогут наполнить только успешные люди, которые работают здесь и сейчас, искренне заинтересованные в развитии нашего региона. Сам по себе проект не взлетит — необходимо создавать сообщества, профессиональные команды, которые наполнят это пространство новыми идеями, амбициозными проектами и, что очень важно, реальными успешными результатами.
«Важно выстроить профессиональную траекторию»
В 2022 г. на Южном Урале стартует реализация Федпроекта «Профессионалитет», который направлен на создание образовательно-производственных кластеров на базе образовательных учреждений и при участии промышленных предприятий. Так, в МГТУ им. Носова будет создан кластер по направлению «Металлургия»: базу для обучения и рабочие места выпускникам готовы предоставить магнитогорские предприятия «ММК-Метиз», «Объединённая сервисная компания» и «Механоремонтный комплекс». Кластер по направлению «Машиностроение» будет создан в Челябинском механико-технологическом техникуме при поддержке тракторного завода «ДСТ-Урал». Кроме того, сразу два учебных заведения Озёрска — Озёрский технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «НИЯУ МИФИ» и Озёрский технический колледж — объединятся с ФГУП «Маяк» в кластер атомной промышленности. Федпроект, на реализацию которого вузы и колледжи региона получат в 2022 году 400 млн руб., позволит модернизировать обучение на технических специальностях, сделать его ещё более ориентированным на практику и на конкретные потребности региональной промышленности.
Стоит отметить, что на 2023 год также удалось привлечь федеральное финансирование в размере 400 млн руб. В будущем году в проект «Профессионалитет» войдут еще четыре организации среднего профобразования Челябинской области. Обучение на площадках будет организовано в формате сетевого взаимодействия на базе Миасского машиностроительного колледжа, Челябинского радиотехнического техникума, Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А.В. Яковлева и Южно-Уральского государственного технического колледжа. Отрасль «Металлургия» поддержит ПАО «ЧТПЗ», «Машиностроение» — Автозавод «Урал». Челябинский радиотехнический техникум планирует стать базовой площадкой для обучения по направлению «Электроника и информационные технологии». Он будет взаимодействовать с АО «Научно-исследовательский институт по измерительной технике — Радиотехнические комплексы имени А.М. Брейгина, с АО «Научно-производственное объединение «Электромашина», а также с фирмами «Интерсвязь» и «НЕЙРОНЕК». Южно-Уральский государственный технический колледж запланировал обучение по профессиям отрасли «Строительство». Сотрудничать с ним будет «Союз строительных компаний Урала и Сибири».
Виталий Владимирович, записав интервью с несколькими десятками руководителей предприятий, я выявила странную закономерность: масштабы бизнеса, рыночная ниша, специализация компаний могут сильно разниться, но как только речь заходит о кадровой политике, все сходятся в одном: дефицит инженерных кадров страшный. На заводах не хватает рабочих рук. В чем причина, как вам кажется?
— Радует, что все большее число руководителей крупных и средних предприятий отходят от стереотипного взгляда на эту проблему и не требуют: дайте готовые кадры! Мы получим качественные кадры, которые готовы включаться во все производственные процессы бизнеса, только в том случае, если предприятия начнут выстраивать еще более плотную коммуникацию с университетами, колледжами, интегрироваться в образовательный процесс, когда учебная практика студентов проходит непосредственно на производственных площадках на реальных задачах предприятий, когда предприятие направляет опытных сотрудников для проведения мастер-классов, семинаров, лекций прикладного характера, участвует в проектировании образовательных программ и выстраивает систему долгосрочной мотивации для выпускников. Эти связи важны и в среднем звене, и в высшей школе: там, где в образовательный процесс включаются технологические партнеры, выстраиваются мощные связи между индустрией и наукой, профессиональная подготовка происходит на совершенно ином уровне. Университетам, колледжам и бизнесу необходимо научиться разговаривать на одном языке, и каждый должен чувствовать ценность друг друга, чтобы процесс взаимодействия не превращался в «игру в одни ворота».
Опыт такого взаимодействия в регионе накоплен большой благодаря тому, что в Челябинской области сформирована очень сильная система профессионального образования — высококвалифицированная команда на уровне регионального Министерства образования и науки (благодаря которой и удалось так успешно зайти в федпроект «Профессионалитет»), мощный директорский корпус, развитые колледжи и техникумы. Все это в совокупности позволяет эффективно решать задачу по обеспечению подготовки кадров для региональной экономики.
Конечно, существуют и проблемы, одна из которых заслуживает отдельного, особого внимания, — преподавательский состав. Надо понимать, что за словом «университет» или «колледж» находятся такие же люди: сотрудники и преподаватели, и если сегодня крупнейшие предприятия сталкиваются с трудностями при поиске первоклассных специалистов с инженерным образованием, то как вузам и колледжам найти тех, кто будет эти самые компетенции передавать на высоком уровне будущим выпускникам, обладая гораздо более скромными финансовыми возможностями? Так что здесь без совместных усилий успеха не достичь, придется кардинально перестраивать многие процессы. И, стоит сказать, большинство крупных и средних предприятий уже давно это понимают и с учетом этого выстраивают кадровую политику, системно взаимодействуют с образовательными организациями.
Если говорить про научно-технологическое развитие, то чем больше прикладной науки будет в стенах университетов, тем быстрее мы обеспечим ту самую экономическую и технологическую устойчивость, о которой так много говорится сегодня — не только импортозамещение, но и импортоопережение, импортонезависимость критически важных технологий. К сожалению, следует признать, что многие компетенции уже утрачены в силу их относительной невостребованности рынком в прошлом (слишком сильна и «экономически эффективна» была импортная составляющая) — а сейчас оказывается, это остро необходимо, причем срочно и в большом масштабе.
Многие ребята, поступая в вузы на инженерные специальности, не планируют в дальнейшем идти на завод, связать жизнь с производством: просто выбирают направления, где конкурс ниже. Как это изменить?
— Здесь есть две фундаментальные позиции, которые стоило бы обсудить, как мне кажется. Первая: колледж или университет должны таким образом подготовить студентов, чтобы они были адаптированы к изменениям экономической ситуации. Уверен, каждый сможет привести немало примеров людей, которые построили успешную карьеру, стали высококомпетентными специалистами или создали устойчивый бизнес вовсе не в той сфере, где получали свое профессиональное образование. И если мы принимаем это как факт, то становится очевидно, что примерно к середине срока обучения у большинства студентов происходит новое профессиональное самоопределение и возникает вопрос: а не ошибся ли он с выбором профессии или специальности? И здесь важно помочь студентам адаптироваться и, при необходимости, обеспечить возможности сделать новый выбор, может быть, на стыке дисциплин — это и называется гибкой образовательной программой, которая открывает множество разных дорог для профессиональной самореализации. Это первый сценарий, который, на первый взгляд, может противоречить парадигме подготовки кадров для конкретных отраслей экономики или даже под запрос отдельных предприятий, поскольку выстроен главным образом с учетом интересов и потребностей молодого человека, стремящегося найти свое место в постоянно меняющейся экономической среде.
Вторая позиция, тоже достаточно правильная, пусть и с некоторыми оговорками — уже начиная с первых курсов организовать обучение студентов таким образом, чтобы максимально применять полученные знания на практике на конкретном предприятии. Профессиональный путь начинается не после получения диплома, а параллельно с обучением. А когда это только «неинтересная» теоретическая учеба с непонятными перспективами — у студентов не возникнет драйва, и есть риск, например, навсегда потерять талантливого инженера-проектировщика высокоточных приборов. Надо приглашать на кафедры, в лекционные залы представителей ведущих предприятий — и не с рекламными проспектами, а с конкретными проектами, реальными производственными задачами, которые откроют перед студентами перспективы будущей профессии, покажут, как в дальнейшем они смогут коммерциализировать приобретенные компетенции и стать успешными специалистами.
Никто же не мечтает в детстве о тяжелой монотонной работе на конвейерной линии (наверное, за редким исключением). Но если показать студенту современную организацию работы промышленных площадок, выстроить с ним вместе возможный путь его карьерного развития от оператора станка до начальника цеха, а потом и руководителя или собственника малого предприятия, которое может в конечном счете вырасти в большой успешный бизнес — вот он, реальный путь успеха!
Я и сам стоял в свое время на конвейерной линии по производству рыбных консервов, и мне все казалось интересным, увлекательным, потому что я рассматривал и изучал не свою конкретную операцию на производственном участке, а бизнес-процесс целиком: от момента, когда на завод приходит корабль с рыбой, до момента, когда консервная банка оказывается на полке магазина. Мне было интересно изучить всю производственную цепочку, от и до. И если с такой парадигмы преподавать будущую профессию: ты учишься бизнес-процессам, создавать ценности в экономике, то всё встает на свои места — ты понимаешь свой вклад в общее дело на конкретном рабочем месте. Если ты в заводском цеху нашел свое призвание — отлично. Нет — развивайся, прокачивай профессиональные, управленческие навыки и расти дальше. Это то, что на языке айтишников называется «нелинейный пользовательский путь», а на языке эйчаров — «индивидуальный план развития». Это непросто воплотить на практике, и самое трудное — изменить мышление людей.
Когда я заканчивала школу, двоечников и троечников учителя стращали «шарагой», которая представлялась эволюционным тупиком. Долгое время система среднего специального образования разваливалась, была страшно недофинансирована. Сейчас ситуация меняется?
— Да, за последние годы произошел очень серьезный процесс обновления и модернизации. Современные колледжи и техникумы — это передовые площадки для получения профессиональных компетенций, без преувеличения, на мировом уровне. Серьезный поток инвестиций со стороны федерального бюджета и поддержки правительства региона позволил обновить материально-техническую базу, решаются вопросы с повышением квалификации преподавателей, выстраивается сотрудничество с предприятиями.
Так что сегодня студент, который приходит в колледж, потому что осознанно сделал этот выбор, имеет все шансы выстроить успешный карьерный путь и стать высококлассным специалистом, которого предприятия будут готовы «с руками оторвать».
Хороший технолог, сварщик, оператор станков с ЧПУ — рынку не хватает этих компетенций. И, к слову, зарплата таких специалистов гораздо выше, чем у менеджеров среднего звена в офисе, а уровень психологической нагрузки — заметно ниже. Так что стереотипы уходят, и сегодня около 60% выпускников девятых классов предпочитают не продолжать учебу в школе, а строить путь в будущую профессию, потому что есть желание как можно быстрее почувствовать свою востребованность на рынке труда, независимость, в том числе (и далеко не в последнюю очередь) финансовую. И это ценно. Поверьте, топовые предприятия (такие, как Росатом, например) действительно охотятся за талантливыми ребятами, предлагают высокие зарплаты. Самое главное, что сегодня дает система среднего профессионального образования молодому человеку, и то, что она не давала еще вчера, — это новые возможности для быстрого успешного старта в профессиональной жизни.
Особенно сейчас, когда Челябинская область вошла в Федеральный проект «Профессионалитет», о котором мы говорили. В следующем году в регионе уже будет действовать восемь кластеров по пяти отраслям (совокупные инвестиции по федпроекту в инфраструктуру кластеров составят более 1 млрд руб. за 2022-2023 годы). Южный Урал по количеству создаваемых кластеров обходит все другие регионы страны.
Самое главное — это возможность кратно повысить эффективность подготовки востребованных специалистов для региональной экономики, привлечь талантливых ребят и создать среду для их успешной профессиональной реализации. Теоретическая база будет серьезным образом переструктурирована и ориентирована на практику. Образовательные программы, развернутые в прикладной плоскости, с адаптацией к задачам производства, создадут принципиально иной уровень мотивации у студентов. И это то, что позволит готовить кадры для экономики завтрашнего дня уже сегодня.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.