«Отказаться следует не только от баклавриата и магистратуры, но и от ЕГЭ» — Яна Лантратова

«Отказаться следует не только от баклавриата и магистратуры, но и от ЕГЭ» — Яна Лантратова
Иллюстрация: Из личного архива Яны Лантратовой

«Болонская система не оправдала себя в нашей стране, осталась непонятной и чужой. Возможность выбора двух совершенно разных профессий только запутала выпускников вузов и потенциальных работодателей».

Яна Лантратова получила депутатский статус около года назад, но за этот короткий срок на посту первого заместителя председателя думского комитета по образованию выступила с рядом законодательных инициатив, которые вызвали большой общественный резонанс. О том, почему в высшем образовании необходимо вернуться к проверенному временем специалитету, а в школах отказаться от проведения единого государственного экзамена, депутат Государственной думы и правозащитник Яна Лантратова рассказала в интервью CHEL.DK.RU.

Недавно вы выступили с инициативой освободить учителей от гнета бумажной рутины, поскольку на составление бесконечных отчетов уходит едва ли не половина рабочего времени педагогов. Какие еще изменения в сфере школьного образования, на ваш взгляд, давно назрели?

— Один из самых важных вопросов, который волнует, пожалуй, абсолютно каждого педагогического работника, — это низкий уровень заработной платы. Мы с коллегами пытаемся понять, как можно вернуть престиж и статус педагогической профессии и добиться достойной оплаты труда учителей. А пока очевиден дефицит работников в этой сфере.

В стране, по разным оценкам, не хватает от 200 до 500 тысяч учителей. Притока новых кадров в профессию нет, молодежь за такие деньги в школу работать практически не идет. Ставки распределяются между теми, кто есть, в результате нагрузка на одного учителя порой становится чрезвычайно большой.

Особенно остро кадровый голод ощущается в сельских школах. Да, есть прекрасный проект «Земский учитель», но его масштаб, увы, не покрывает запросы нашей огромной страны. Ведь, как показывает практика, учитель приезжает, отрабатывает три года и уезжает, а работать вновь некому.

Мер государственной поддержки педагогических работников недостаточно. Средства, которые уже заложены в федеральном бюджете, — это капля в море.

В России не существует нижней границы оплаты труда педагогов. Оклад ограничен минимальным размером оплаты труда, и это несправедливо, учитывая, что премиальная часть зарплаты учителя зависит от решения руководства образовательной организации.

Пожилые учителя говорят: «Вот в наши-то годы был статус у педработника! Педагог был небезразличен, вникал в проблемы ребенка, был знаком с его семьей, всегда мог помочь и отреагировать». Да, так было. Но где найти силы учителю, который для достижения той самой средней заработной платы вынужден брать по две-три ставки, классное руководство и старается еще дополнительную нагрузку взять, чтобы более-менее нормально заработать? Педагог и так почти живет в школе. Когда ему вникать еще и в личные переживания учащихся? Поэтому мы выступаем за установление единой тарифной сетки по всей стране и оклада педагога не меньше 50% от общего содержания. Средняя заработная плата педагогических работников при этом должна составлять не менее 200% от средней заработной платы в регионе.

В известной песне Макаревича есть строки о том, что «мы росли на одних букварях». И действительно, многие, кто учился в советской школе, даже спустя десятилетия с ностальгией вспоминают обложку учебника по истории средних веков или хрестоматии. Сегодня на рынке учебных и дидактических материалов огромное разнообразие. На ваш взгляд, это, скорее, хорошо или не слишком? Необходим ли более строгий контроль за содержанием учебников?

— Я привезла из Донбасса учебники, по которым учились украинские школьники. Они пропитаны ненавистью ко всему российскому, миротворцем и спасителем в них представлены США. История там переврана, герои — бандеровцы, а наши великие ученые названы учеными украинскими. Ссылки даны на учебные материалы НАТО, выпускались учебники, как позже выяснилось, под кураторством американцев. Когда я их показала на Всероссийском родительском собрании, родители попросили обратить внимание и на содержание наших учебников. Мне стали присылать фотографии страниц учебников, которые удивили не меньше. Стало очевидно: требуется провести анализ некоторых российских учебников, которые выпускались при поддержке иностранных грантов, и я уже поднимала эту тему в Госдуме.

Также помимо содержания учебников контролировать необходимо и цены на них. В этом году перед первым сентября розничные цены на учебники в среднем повысились на 20-26%. И в начале года был еще рост цен на 20%, рассказывали мне книгоиздатели и просили помочь добиться отмены налога на добавленную стоимость для книг.

Я обратилась в Минфин с этим вопросом: там считают, что льготной ставки НДС на учебники и так достаточно. Но учитывая значительный рост цен на бумагу, который произошел в этом году, даже льготные 10% — это много, что мы и наблюдаем сейчас на рынке. Родителям всё сложнее становится собрать ребенка в школу.

Многим родителям хотелось бы оградить детей от деструктивного контента в сети. На ваш взгляд, насколько это реализуемо и стоит ли эту проблему поднимать на федеральный уровень?

— В настоящее время эксперты фиксируют стремительный рост происшествий, связанных с проявлением деструктивных практик среди детей и подростков. Учащаются случаи вовлечения молодых людей в противоправную, криминальную, экстремистскую деятельность. Дети не только вовлекаются в преступную деятельность и деструктивные молодежные движения, но и становятся жертвами преступлений. Обостряются проблемы, связанные с буллингом, травлей среди обучающихся, увеличивается количество суицидальных практик.

Современные дети социализацию проходят в интернете. Не каждый взрослый может противостоять интернет-угрозам, а большинство детей начинает использовать виртуальные сервисы в опережение своего психического развития, не обладая способностью критически воспринимать информацию в сети.

Роскомнадзор в прошлом году закрыл полмиллиона групп с опасным контентом, 25 тысяч из которых были связаны с пропагандой детских суицидов и 23 тысячи — с детской порнографией. Всего, начиная с 2017 года и по сегодняшний день Роскомнадзор закрыл 187 тысяч сайтов с детской порнографией.

Мы обсуждали эти проблемы на заседании рабочей группы Госдумы по вопросам детской безопасности, защиты жизни и здоровья обучающихся и педагогических работников. Очевидных решений пока не найдено, есть только понимание наличия проблемы. Жесткие запреты — не выход. Требуются существенные межведомственные усилия, профессиональные, основанные на научном подходе. На следующем заседании, которое планирую организовать в осеннюю сессию, обсудим более предметно конкретные предложения, часть из которых я уже получила от экспертов и коллег.

«Отказаться следует не только от баклавриата и магистратуры, но и от ЕГЭ» — Яна Лантратова 1

На фоне жестких западных санкций стали звучать предложения по постепенному отходу от Болонской системы образования. Значит ли это, что мы вернемся к советским традициям средней и высшей школы? Или же это будет некий гибридный вариант с учетом современных тенденций в образовании?

— Современные тенденции в образовании игнорировать ни в коем случае нельзя, так же, как и советские традиции. Поэтому речь идет о создании новой уникальной, как это всегда и было, системы, которая будет готовить востребованных специалистов, учитывая интересы национальной экономики. Поощрять утечку мозгов больше никто не будет.

Болонская система не оправдала себя в нашей стране, так и осталась непонятной многим и чужой. Возможность выбора двух совершенно разных профессий в бакалавриате и магистратуре только запутала выпускников вузов и их потенциальных работодателей. Сначала такой вариант многим показался привлекательным, а по окончании учебного заведения ребята не очень понимали, какая из выбранных профессий для них является основной, они не стали специалистами ни по одной из них. Мне известны случаи, когда ребята в итоге не могли устроиться на работу и соглашались на любую, где брали.

Вопросы вызывает и дистанционное образование. Опыт показал, что качество образования обеспечивается живым общением. Дистанционное допустимо только как вспомогательное. Не может быть дистанта для инженеров, врачей, педагогов, летчиков, химиков, биологов. Есть профессии, где без практики категорически нельзя!

Поэтому, конечно, лучше вернуться к понятному специалитету. К нашей традиционной системе высшего образования. И больше внимания уделить базовому, школьному образованию. Его необходимо усилить и для этого также взять за основу многолетний педагогический опыт нашей страны, а также вызывающие доверие современные наработки.

Вы нередко выступали с критикой ЕГЭ. По идее, экзамен призван дать равные возможности для поступления в топовые вузы и выпускникам столичных гимназий, и школьникам из глубинки. Однако в этом году многие абитуриенты с высокими баллами из регионов предпочли не рисковать и гарантированно поступить на бюджет в местный вуз. Значит ли это, что в этой сфере тоже назрела необходимость реформ?

— Отказаться следует не только от Болонской системы, но и от ЕГЭ, да.

Если говорить о последовательных шагах, то, прежде всего, ЕГЭ надо вывести из школ. Потому что ситуация, когда ученик не сдал ЕГЭ и поэтому не получил аттестат, — ненормальная. Это не должен быть выпускной экзамен, как сейчас. Школы сами должны определять, какие экзамены следует сдавать их выпускникам, оценивать их знания и выдавать аттестаты. Однако, понятно, что быстро такую реформу будет сделать непросто: все эти годы система выстраивалась под эти экзамены.

Второй этап реформы — сделать ЕГЭ добровольным и года три наблюдать, сколько учеников реально хотят сдавать этот экзамен. Потому что сейчас мы говорим, что ребята и родительское сообщество против, а это будет уже показательно.

Завершающим, третьим этапом должна стать уже отмена.

В этом году, несмотря на появление суперсервиса на «Госуслугах», на инженерных и технических направлениях в региональных и даже крупных столичных и петербургских вузах осталось много вакантных бюджетных мест. Возможно, стоит все-таки вернуться к практике второй волны зачисления, раз уж вузы всё равно вынуждены объявлять дополнительный набор?

— Из-за новой системы поступления некоторые школьники с хорошими и даже отличными результатами ЕГЭ по техническим накладкам действительно не смогли поступить в выбранные вузы. Прежде всего, сбои давал сайт «Госуслуги»: часть заявок распознавалась как некорректные, а сроки подачи документов тем временем заканчивались. Что могут возникать такие ситуации, в общем-то, было ожидаемо, так как для новой услуги сервиса это пилотный год. Кроме того, там неидеально были прописаны инструкции. Например, не все ребята смогли понять, что делать в ситуациях, когда требуется ввести номер документа старого образца, а у нового его просто нет, или же как зачесть в индивидуальное достижение дополнительные испытания. В результате этих сбоев на сервисе некоторые абитуриенты запутались и не успели вовремя подать согласие на зачисление и предоставить оригиналы документов в вузы.

Ситуацию усложнила ликвидация второй волны поступления и необходимость представить до зачисления подлинник аттестата. Потом вузы начали объявлять дополнительный набор первокурсников. Знаю, что в Южно-Уральском государственном университете осталось почти 170 вакантных бюджетных мест! И это, конечно, не нормально. Считаю, что надо отказаться от новой системы и вернуться к практике второй волны зачисления. Кроме того, такие правила опять же ставят под сомнение и необходимость проведения ЕГЭ, основным преимуществом которого принято считать расширенные возможности для поступления выпускников из регионов в ведущие вузы страны.

Подавляющее большинство руководителей предприятий в числе главных проблем, которые тормозят развитие, называют острейший дефицит кадров: на заводах не хватает рабочих рук, несмотря на достаточно высокий уровень зарплат. Долгое время система среднего профессионального образования в стране была страшно недофинансирована и фактически разваливалась. Меняется ли эта ситуация? Как, на ваш взгляд, вернуть престиж рабочих профессий?

— На «Российской студенческой весне» в Челябинске мы как раз говорили об этом с коллегами. К системе СПО интерес возрастает, отмечают руководители ряда учебных заведений. Сейчас 60% девятиклассников выбирают колледжи и техникумы страны. Стремление непременно поступить в вуз уже не такое очевидное, некоторые выпускники начинают понимать, что лучше окончить техникум и получить профессию, по которой ты всегда сможешь найти работу в любом городе, нежели потерять годы и деньги, получая диплом о высшем образовании ради диплома.

Кроме того, опыт показывает, что потрясающими специалистами среднего профиля становятся люди с ограниченными возможностями, поэтому в Госдуму, например, внесен законопроект об определенных категориях детей, которые имеют приоритетную возможность поступления не только в вузы, но и в техникумы, колледжи. И еще один законопроект внесен, который в целом поддерживает систему среднего профессионального образования. Им предлагается закрепить понятие образовательно-производственного комплекса, обозначить на законодательном уровне важность трудоустройства выпускников техникумов и колледжей.

Ранее на эту тему: «Студентов, которые приходят в колледж осознанно, предприятия готовы «с руками оторвать»

Самое читаемое
  • Почетным гражданином Челябинска стал ранее судимый депутат Виталий РыльскихПочетным гражданином Челябинска стал ранее судимый депутат Виталий Рыльских
  • Руководство челябинского «Метрана» выкупит свой завод у американской EmersonРуководство челябинского «Метрана» выкупит свой завод у американской Emerson
  • В Казахстан за неделю выехали 100 тыс. россиян. Грозит ли мужчинам экстрадиция?В Казахстан за неделю выехали 100 тыс. россиян. Грозит ли мужчинам экстрадиция?
  • «Казус Виталия Рыльских» как повод вернуть прямые выборы в Челябинске? Мнения«Казус Виталия Рыльских» как повод вернуть прямые выборы в Челябинске? Мнения
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.