«Отказ от глобализации подстегнет конкуренцию» — Анатолий Вассерман

Почему низкий курс доллара — не всегда хорошо и сколько времени понадобится на импортозамещение, на Business Residence рассказал Анатолий Вассерман.

Одним из ключевых спикеров Business Residence стал государственный и политический деятель, публицист, многократный победитель телевизионных интеллектуальных игр, депутат Государственной думы VIII созыва — Анатолий Вассерман, который выступил с авторской лекцией «Бизнес в деглобализирующемся мире» и ответил на вопросы аудитории.

Уход от глобализации для российской экономики — скорее, вынужденный санкциями процесс или естественный?  

— Нынешняя система глобального разделения труда — абсурдна. Она построена вокруг идеи узкой специализации целых стран, чтобы каждая страна занималась двумя-тремя видами деятельности, которые у нее получаются лучше, чем у других, а всё остальное получала в обмен на свою продукцию.

Помните знаменитую фразу Егора Гайдара: «Зачем нам самолетостроение? Нефть продадим, самолеты купим». И он это говорил не только про самолеты, но и про другие сферы.

Транспортные затраты на протяжении практически всего XX века довольно стремительно снижались. Появилась возможность строить технологические цепочки, проходящие сразу через несколько стран. Но страна, даже самая маленькая, слишком велика и разнообразна, чтобы можно было ее специализировать на двух-трех видах деятельности. Когда это пытаются сделать, то производительность труда в расчете на одного работающего действительно растет. Но не благодаря разделению труда, а просто потому, что чем меньше рабочих мест, тем проще их оборудовать по последнему слову техники. Зато производительность труда в расчете на одного живущего падает на глазах. Потому что всё больше живущих оказываются неработающими. Выход из нынешней депрессии возможен только через отказ от узкой специализации стран. 

Важнее всего то, что от расширения сфер производств выиграют все страны. Кроме Китая, который и так производит всё подряд. Но наибольший экономический выигрыш получит Россия. Просто потому, что у нас есть больше возможностей повысить разнообразие производства. Нынешний формат глобализации доживает последние месяцы.

По словам предпринимателей, одна из ключевых проблем сейчас — это низкий курс доллара, который не дает конкурировать с китайской продукцией. Как бы наши бизнесмены ни хотели производить вещи, которые раньше получали из Европы, Китай присылает эти же товары, только дешевле в 1,5-2 раза. Как здесь быть?

— Сейчас с китайской дешевизной мы конкурировать не сможем. Но мы можем конкурировать с китайской простотой. Мы сейчас можем делать вещи гораздо сложнее. Главное — мы можем сами проектировать эти вещи. Многие наши разработчики могут устанавливать с Китаем связи. Это первое направление деятельности. Второе: сейчас многие производства связаны с оборонной промышленностью. Поэтому просто не могут полагаться на импорт. И уже есть государственная программа развития собственных производств двойного назначения. И мы можем рассчитывать на замену дешевых китайских работников на наши дорогие, но многофункциональные производства. Но, возможно, в этом вопросе коллективный разум бизнеса окажется эффективней моего личного.

«Отказ от глобализации подстегнет конкуренцию» — Анатолий Вассерман 1

В одной из статей вы писали, что глобализация обостряет конкуренцию. Сегодня мы говорим о деглобализации. Что теперь будет с конкуренцией? Ведь когда в своей стране ты становишься единственным производителем чего-либо, можно уже так не стараться. Не приведет ли это к резкому снижению качества товаров?    

— Глобализация имеет смысл, только если она предоставляет каждому производителю доступ ко всему спектру желаний потребителя, и каждому потребителю — доступ ко всему спектру возможностей производителей. Но, к сожалению, нынешняя глобализация пошла по противоположному пути. По пути максимальной унификации и возможностей, и потребностей. По пути ограничения разнообразия.

Нынешняя глобализация не развивает конкуренцию, а уничтожает. Соответственно, демонтаж нынешней версии глобализации вновь подстегнет конкуренцию и другие виды соревнования.

Санкции ускорили вопрос с импортозамещением. В какие сроки оно произойдет в России?

— Тут на разных направлениях разные сроки. Скажем, испытательные полеты импортозамещенной версии самолета «Суперджет100» намечены на середину следующего года. Самолет, который «в девичестве» назывался Як-242, а теперь известный под названием МС-21, вроде бы уже в конце этого года пойдет в серию испытаний. Это самолет, в котором нет никаких импортных комплектующих.

Что касается оборудования для производства микросхем с элементами размером менее 10 нанометров (которые сейчас выпускает только одна фирма в Нидерландах), то это пойдет в серийное производство максимум лет через пять. Может, немного раньше. Что касается микросхем, то большинство задач вполне решается на микросхемах того уровня, что делают уже лет десять-пятнадцать в Зеленограде.

Но важно, чтобы любая разработка окупалась. Поэтому нет смысла заниматься импортозамещением только для себя любимых. Мы должны создавать рынки пошире — тот же Евразийский экономический союз. Россия сейчас является неким посредником между Индией и Китаем. Этот объединенный рынок тоже даст окупаемость. Причем Россия на этом рынке будет главным источником новых разработок и научных исследований. Поэтому импортозамещение неразрывно связано с тем же китайским импортом. Только уже с импортом не к нам, а в Индию. И наоборот, с индийским импортом в Китай. Это как раз стороны процесса переглобализации, ее перевода в экономически эффективные форматы.

Ранее на эту тему: В Челябинске отгремела Business Residence 2022

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.