«Участки, которые будут включены в зеленую лесопарковую зону, «теперь не так просто исключить под застройку». То есть исключить можно. Закон это позволяет».
На общественных слушаниях был одобрен проект создания в Челябинске «зелёного пояса»: лесопарковой зелёной зоны с рекреационными, защитными и средообразующими функциями. Подробно об этом проекте и его дальнейшей судьбе CHEL.DK.RU. рассказывал ранее.
Не все челябинские экоактивисты настроены по отношению к идее одинаково позитивно: некоторые из них считают, что проект направлен вовсе не на защиту челябинских лесов. Своим мнением поделился один из них, правозащитник Владимир Казанцев.
— Я изучил предложение представителей «Эко-Standart» и был разочарован, что вокруг нашего миллионного города осталось так мало зеленых зон и территорий, которые могли бы служить «зеленым щитом» для Челябинска. Возможно, что по этой причине они решили включить в зеленый пояс все городские леса, режим охраны которых более строгий, близкий к режиму особо охраняемых природных территорий. В проекте имеются предложения включить также в зеленый щит кварталы того или иного лесничества, земельные участки сельхозназначения, находящиеся в частной собственности, и прочие, зачастую пустующие участки. Некоторые участки не сформированы, не имеют кадастровых номеров.
Так, многострадальный лес на Тополинке инициаторы проекта предлагают включить в зеленый щит с учетом жестко вырезанного куска леса под каток УралГУФК. Почему не предлагается придать данной территории статус городского леса, мне казалось непонятным, пока я не прочитал положения закона о лесопарковых зеленых поясах.
Режим зеленого пояса (лесопаркового пояса) является более мягким, позволяет использовать территорию для строительства — в случае, если правилами землепользования и застройки применительно к территориальной зоне установлен градостроительный регламент, или если осуществляется перевод земель лесного фонда, включенных в лесопарковые зеленые пояса, в земли иных категорий. При изменении границ лесопаркового зеленого пояса площадь исключаемых территорий компенсируется включением в его границы новых, не меньших по размеру территорий; где эти территории «компенсируются» — закон не регламентирует.
Ограничения по строительству в лесопарковых зеленых поясах очень слабые. Запрещено создание объектов капитального строительства — но! За исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Таким образом, по инициативе объединения «Эко-Standart», в лесопарковый зеленый пояс предлагается включить все участки городского леса, которые уже имеют более строгий статус охраны. Какова цель включения в зеленый пояс ООПТ «Челябинский городской бор», ООПТ «Каштакский городской бор», охранных территорий Каштакского бора, ООПТ «Ужовский бор»? С перспективой строительства или с целью создать видимость работы?
(Отметим, что, согласно п. 5 ст. 62.1 «Лесопарковый зеленый пояс» ФЗ «Об охране окружающей среды», «в случае включения в лесопарковый зеленый пояс территорий с более строгим режимом природопользования их правовой режим сохраняется» — прим. ред.)
Решения об упразднении лесопаркового зеленого пояса или изменении его площади принимаются так же, как решение о его создании: Законодательным собранием Челябинской области. Никаких публичных слушаний закон проводить не обязывает. Компенсационные посадки и лесовосстановление — да, обязательно, но компенсационные высадки будут проходить на всей территории Челябинской области.
Для зелёных насаждений в черте города нет лучше статуса, чем «городской лес». Городские леса необходимо защищать в установленном Лесным Кодексом РФ порядке, равно как и ООПТ, и расширять их перечень. Только это является по-настоящему надежной защитой.
Материал составлен на основе публикаций Владимира Казанцева в социальных сетях.