«Чтобы заниматься кино, необязательно переезжать в Москву», — Дмитрий Табарчук

«Чтобы заниматься кино, необязательно переезжать в Москву», — Дмитрий Табарчук
Иллюстрация: Из личного архива Дмитрия Табарчука

«В пятерке самых кассовых фильмов России — три российских ленты. То есть мы в принципе научились снимать кассовое кино. Но новые российские блокбастеры не выйдут в прокат уже завтра, как ни старайся».

В Челябинск Дмитрий Табарчук, продюсер, генеральный директор компании «НМГ Студия», член совета директоров кинокомпании Art Pictures Vision, приехал в качестве наставника на форум документального кино «100 киношников Урала». В интервью DK.RU он рассказал о том, с какими вызовами столкнулась отечественная киноиндустрия из-за жестких западных санкций, каковы шансы предугадать успех сериала у зрительской аудитории и как молодым кинематографистам из глубинки пробиться к широким экранам.

По последним данным, выручка кинотеатров резко сократилась и это уже привело к закрытию кинотеатров с небольшим количеством залов в малых городах. Насколько серьезный это удар для киноиндустрии?

— Очевидно, что из-за ухода с российского рынка крупных зарубежных мейджоров в кинотеатрах образовалась пустота. Закрытие кинотеатров — большая проблема для отрасли, потому что это цепочка, в которой задействован не один десяток тысяч человек: начиная с тех, кто напрямую занят в производстве кино, и заканчивая теми, кто продает попкорн. Потребуется время, чтобы заполнить огромное количество окон, которое образовалось в сетке кинотеатров.

Государство выделяет значительные средства для поддержки отечественного кинематографа, и, с одной стороны, это неплохой шанс для российского кино, чтобы попробовать занять освободившуюся нишу. Но здесь есть и другой аспект. Когда перед твоими глазами есть некий стандарт, к которому стоит стремиться с точки зрения качества, ты заряжаешься энергией, возникает желание превзойти самого себя, прыгнуть выше головы.

Да, в пятерке самых кассовых фильмов России, если мне не изменяет память, уже три российских киноленты. То есть мы в принципе научились снимать кассовое кино. Но это не делается быстро. Новые российские блокбастеры не выйдут в прокат уже вот завтра, как ни старайся.

И кроме того, кинотеатр в некотором смысле в чем-то сродни торговому центру: кассовый блокбастер или голливудский детский фильм — это точки притяжения, которые привлекают поток зрителей и на другие фильмы.

Стриминговые сервисы сильно изменили модель потребления видеоконтента?

— Конечно. На мой взгляд, смотреть фильмы на экране смартфона — это плохая привычка. Потому что так ты не видишь всей красоты кадра. Так или иначе, это привело к еще большему рассредоточению зрителей по платформам, каналам. Зритель растекается. Всё время появляется что-то новое, но при этом количество зрителей резко не увеличивается.

А фильмы легко переделать в сериалы? Это вообще распространенная история?

— Нет, таких примеров не так много, и там достаточно непростая схема монетизации. Иногда сериал — это просто попытка закрыть дыру в бюджете. Почему платформы так любят многосезонные сериалы? Потому что зрительская любовь иногда возникает только через несколько лет. Или зрители понимают, что сериал качественный, и его можно смотреть каждый вечер в течение месяца, когда накапливается энное количество серий.

При этом телик всё равно играет громадную роль — пик просмотров сериала на платформе случается именно в тот момент, когда начинается показ серий по телевидению: зритель подхватывает эту историю, но не всегда готов ровно в семь или в семь тридцать выделить час и сесть у экрана телевизора, поэтому и перескакивает на платформу. Достаточно большое количество зрителей сейчас с отложенным смотрением — предпочитают дождаться выхода всего сезона и посмотреть в удобное время. Но, с другой стороны, у нас огромная страна и далеко не у всех есть интернет-телевидение.

Как оцениваете перспективы RUTUBE?

— Признаюсь честно, еще не заглядывал на эту платформу. Поэтому пока слабо представляю, как там всё устроено. Знаю, что ребята подверглись мощнейшей хакерской атаке, легли, но потом вроде как все восстановили. Потребуется достаточно много времени, чтобы создать мощный видеохостинг. В плане конкуренции YouTube в принципе тяжело что-либо противопоставить. С другой стороны, не боги горшки обжигают, и у нас перед глазами есть пример Китая.

Какой сегодня запрос у аудитории? Сильно ли он изменился за последние два-три года?

— Ну давайте так: после 24 февраля он изменился кардинально. Рейтинги информационных программ в первые месяцы СВО просто зашкаливали. Но при этом я не могу сказать, что каналы, которые занимают развлекательную нишу, обрушились. Зрителям по-прежнему хочется получать положительные эмоции, поэтому у комедийных сериалов и на платформах, и на каналах тоже сохраняются достаточно высокие рейтинги.

Самые громкий российский сериал последних лет «Эпидемия», снятый по роману Яны Вагнер. В чем тут была «химия», секрет успеха?

— Это тот случай, когда всё сошлось: и проработанный сценарий, и отличный кастинг, и режиссура, и, конечно, то, что премьера пришлась на время пандемии и поэтому многим то, что происходило на экране, казалось мрачным пророчеством.

Кстати, история создания сериала — интересная и в чем-то даже драматичная. Много лет назад я полетел с женой и друзьями в отпуск на Мальдивы. И в аэропорту купил книгу «Вонгозеро». И так как перелет был долгим, то я прочел почти всю книгу за один присест. А буквально на следующий день позвонил Фёдору Бондарчуку, рассказал, что есть офигенная книга и именно наша компания первой купила права на экранизацию. Мы подружились с Яной Вагнер, она написала первый вариант сценария, потом мы привлекли еще сценаристов.

В то время не было платформ, мы обивали пороги телеканалов. Пытались заинтересовать ВГТРК, но там высказывали замечания из серии, что зритель не любит зиму, надо переносить действие в лето. Потом принесли сценарий на НТВ и услышали, что история рассказана от лица женщины, а у канала — мужская аудитория. И так далее по кругу. Затем один из партнеров, с которым мы планировали снимать этот сериал, предложил выкупить у нас права, чтобы попробовать запустить историю самостоятельно. И поскольку мы уже года три без всякой надежды на успех ходили по разным инстанциям, я просто махнул рукой. Было очевидно, что история достойна экранизации, и, если уж у нас не получилось, честнее не превращаться в собаку на сене и перепродать права. И мне приятно знать, что в конце концов всё сложилось удачно.

По вашим прогнозам, многие сериальные проекты лягут в долгий ящик из-за недостатка финансирования?

— Понятно, что если ты сейчас придумаешь фантастическую историю, съемка которой будет стоить космических денег, то можешь с ней хоть пять лет ходить — это не выстрелит, потому что с бюджетами сейчас проблема.

Был сериал, который взлетел неожиданно?

— Сериал «Почка», который снял мой товарищ Саша Плотников. «Сестры». Из российских сериалов еще зацепил «Хрустальный», хотя я в принципе не люблю истории про маньяков. Рад за «Жуков» — прикольный сериал, который тоже неожиданно выстрелил. Никто в свое время, кстати, не верил особо в успех нашего «Родкома»: комиссия экспертов на канале была полна скепсиса и судила, опираясь на собственный жизненный опыт и бэкграунд, а потом выясняется, что сериал попал в сердце целевой аудитории СТС. Просто так сложилось.

А бывает, что адаптация крайне успешного западного или азиатского сериала не находит отклика у нашего зрителя?

— Конечно, и примеров неудачных адаптаций — масса, даже если они выходили на федеральных каналах. Но сейчас, слава богу, растет молодая поросль отечественных сценаристов. Потому что всё начинается с истории. Яркий пример — короткометражка «Уличное освещение». Парень из Тюмени, который вообще по образованию не киношник, закончил институт нефти и газа, придумал добрую, хорошую историю. По задумке трамвай должен был ехать через лес, поэтому съемки решили проводить в Златоусте. Он встретился с Сашей Робаком, и тот не только снялся в фильме совершенно бесплатно, но еще и здорово помог начинающему режиссеру с организацией съемочного процесса. Просто потому, что ему понравилась история.

«Чтобы заниматься кино, необязательно переезжать в Москву», — Дмитрий Табарчук 1

У молодых кинематографистов из глубинки есть шанс пробиться, добиться успеха?

— Когда я сам лет пятнадцать, что ли, назад переехал в Москву, наверное, было чуть больше возможностей, конкуренция чувствовалась не так остро. Но я и сегодня вижу, что тот, кто действительно стремится добиться чего-то, кто готов ради этого пожертвовать комфортной, обустроенной жизнью, причем будучи уже не молодым, а взрослым и состоявшимся, то в принципе может и получиться.

У меня не было блатных родителей, не было связей. Не хотелось бы сейчас на самом деле в тысячный раз рассказывать про себя, апеллируя только к собственному опыту, поэтому давайте я просто перечислю фамилии челябинских ребят, которые сделали карьеру в кино? Понятное дело, что Александра Робака, Яна Цапника и так все знают. Но вот Саша Сысоев — креативный продюсер и сценарист сериалов «Аванпост», «Перевал Дятлова», «Идентификация», «Эпидемия», «Мертвое озеро», «Обычная женщина». Круто? Из Челябинска парень, закончил пединститут и даже, кстати, не КВНщик.

Или, допустим, Аня Гершович — тоже сценаристка, креативный продюсер, на счету которой — сериалы «Струны», «Лучше, чем люди», «Последний мент». Олег Асадулин – кинорежиссер, сценарист, продюсер, на счету которого сериал «Закрытая школа», тоже родом из Челябинска. Дима Тюрин, который снял «Эпидемию», родом из Аши. Миша Ткаченко — исполнительный продюсер компании YBW Group, в портфеле которой — «Последний богатырь», «Вампиры средней полосы», «Содержанки» и еще куча успешных фильмов и сериалов, тоже родом из Челябинска и в прошлом возглавлял Уральскую лигу КВН.

Кстати, КВН — это сильная школа, в принципе, вся команда «ЛУНА» сейчас в Москве. Но мой список на этом не заканчивается. Екатерина Рыжая — продюсер фильма «Летчик» с Петром Фёдоровым в главной роли и еще огромного числа проектов. Семён Рябуха не так давно выпустился из ЧГАКИ, переехал в Питер, пишет сценарии. И наконец, креативные продюсеры и сценаристы «Холопа», самого кассового российского фильма в истории, Антон Морозенко и Дима Пермяков — тоже родом из Челябинска и Кургана, как и генеральный продюсер Comedy Club Production Слава Дисмухаметов.

Так что какие тут могут быть связи, какие мохнатые лапы? И вообще, это общеизвестный факт: если ты родом из Челябинска, шансов попасть ко мне на площадку выше, потому что чуть больше доверия землякам.

Конечно, никто не говорит о том, что ты сразу же получишь «ТЭФИ», но, кстати, «Золотого орла» пару лет назад взяли молодые ребята из Екатеринбурга. Так что, если ты реально горишь творческими идеями и задумками, ничего не остановит. Да, это путь непростой, более того, есть всякие перепады. Но надо просто идти и пробовать. Я всё это говорю, потому что сам через это прошел. Было сложно, было больно. Всё было.

Недавно министерство культуры Челябинской области озвучило меры финансовой поддержки кинематографистов. На ваш взгляд, это способно привлечь в регион съемки крупных проектов?

— Мне кажется, цель, чтобы на Южный Урал приезжали большие съемочные бригады из Москвы, должна все-таки отойти на второй план. Скорее, гораздо более важно, чтобы индустрия развивалась на местах. Насколько мне известно, когда в позапрошлом году в Златоусте, Сатке и Миассе снимали сериал «Выжившие», то команда несколько раз пользовалась услугами местных ренталов, но все равно возникали проблемы с транспортом и спецтехникой. Понятно, что это послужит неким толчком к развитию сопутствующей инфраструктуры, но поверьте, в большинстве случаев съемочные группы всё везут из Москвы.

Крупные кинокомпании выезжают куда-то за пределы Москвы только из-за уникальной специфики: так, мы снимали сериал про гоночную команду «КАМАЗ-мастер» в Татарстане, песчаные дюны — в Астраханской области, а африканские и южноамериканские пейзажи — в Казахстане. А один из наших новых сериалов мы снимали в Дагестане: там практически отсутствует киноиндустрия, всё оборудование для съемок мы тащили из Москвы, но главное тут — это горы, холодные, суровые, опасные.

Причем киношные локации — это же не только красивая природа, но и урбанистический ландшафт, заброшенные заводы и промзоны. Так, в прошлом году мне в руки попал интересный сценарий: апокалиптическая история, весь мир разрушен и по сути остался только Урал. И я точно знаю, где это снимать!

Челябинской области тяжело будет опередить тот же Пермский край, потому что там даже раньше, чем в Свердловской области, запустили рибейты (налоговый возврат — Прим.ред.), компенсируя за счет регионального бюджета часть средств, потраченных на съемки. Экспедиционные расходы, как правило, обычно настолько высоки, что рибейт далеко не всегда покрывает эту разницу. Тем не менее, хоть что-то — лучше, чем ничего, и, насколько мне известно, порядка 20 проектов будет сниматься в Пермском крае в этом году.

При этом надо понимать, что это не истории про доблестных пермских сталеваров, там снимаются и хоррор, и комедии, потому что киношники все-таки не за рибейтами едут, а за фактурой.

И с этой точки зрения Южный Урал благодаря международному аэропорту и разнообразным природным локациям может быть интересен кинопроизводителям, но в первую очередь хотелось бы, чтобы здесь, на месте, возникло локальное киносообщество. Понимаю, что может быть, кому-то это покажется старой советской ересью, но мне кажется, что даже творческие просмотры знаковых современных кинофильмов — это уже толчок к тому, что люди, которым интересно кино, начнут знакомиться, общаться. Писать сценарии, заниматься анимацией можно и в Челябинске, для этого вовсе не обязательно переезжать в Москву. А дальше просто не бояться пробивать эту стену. Тем более что рядом возрождается Свердловская киностудия, что открывает простор для творческих коллабораций.

Ранее на эту тему: «Нельзя было встать в красивую позу и заявить: «Да, я все это предсказала» — Яна Вагнер

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.