Leibniz против «Кременкульское»: победа отечественного производителя

Leibniz против «Кременкульское»: победа отечественного производителя
Иллюстрация: "Гаврюшкин и партнеры"

Два года шли разбирательства между двумя производителями печенья — немецким и российским. Спор возник из-за схожести упаковки продукции.

Противостояние двух производителей печенья — немецкого Leibniz и челябинского «Кременкульское» — на фоне схожести упаковки — это история, за которой следил весь регион. Разбирательства шли два года. Точку в споре на днях поставил Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд города Челябинска. Победа в этой, казалось, неравной схватке досталась отечественному производителю лакомства. И самое интересное, что все доводы, заложенные юристом Сергеем Гаврюшкиным ещё на стадии разбирательств в УФАС, были услышаны только в апелляционной инстанции. Ведь по сути, если бы УФАС следовало букве закона и прислушалось к юристу, то все бы могло закончиться еще на стадии разбирательства в административном органе.

Вы так на нас похожи… Ещё и рядом лежите

Ещё в апреле 2020 года в Федеральную антимонопольную службу поступило заявление от немецкой компании, которая производит и поставляет на российский рынок печенье Leibniz. Требование: признать действия ООО «Фламинго-Маркет» недобросовестной конкуренцией и привлечь к ответственности. Что же не понравилось зарубежным производителям? Упаковка «Кременкульского» печенья, которая, на их взгляд, имитировала обёртку Leibniz. Использование схожих цветов, шрифтов и даже картинки печенья — всё это, по мнению немецкого производителя, нарушало их права и даже могло стать причиной убытков компании — как финансовых, так и репутационных. Смущало производителя из Германии то, что оба печенья могут оказаться на одной полке магазина, и покупатель, не заметив разницы, сделает выбор в пользу отечественного производителя.

В качестве доказательств немецкая компания приложила транспортные накладные, согласно которым печенье Leibniz ввозилось на территорию РФ как минимум с 2007 года; результаты опроса ВЦИОМ, говорящие о том, что как не менее трети опрошенных покупателей считают упаковки двух брендов похожими; доказательства того, что компания обладает исключительными правами на товарный знак со словесным элементом Leibniz (на который, кстати, никто вовсе и не претендовал); и даже заключение Ассоциации «Некоммерческого партнёрства «Объединение корпоративных юристов», в котором целых три человека подписали — упаковки похожи.

В свою очередь ООО «Фламинго-Маркет», чтобы доказать, что при выпуске «Кременкульского» печенья ни на кого быть похожими не собиралось, а тем более не планировало имитировать чужую упаковку и нарушать нормы добросовестной конкуренции, обратилось за помощью к эксперту по авторским правам, управляющему партнёру юридической компании «Гаврюшкин и партнёры» Сергею Гаврюшкину.

Ответы с аргументами

На каждое утверждение немецкого производителя у опытного юриста нашлись свои аргументы. В первую очередь Сергей Гаврюшкин обратил внимание на то, что Административный орган вообще не дал никакой оценки тому, что упаковки выпускаемых печений, постоянно видоизменяются и полностью соответствуют фирменному стилю ООО «Фламинго-маркет», что само по себе исключает понятие имитации, а значит и недобросовестной конкуренцией признано быть не может. Кроме того, УФАС Челябинской области должно было убедительно указать, какими именно доказательствами подтверждается имитация упаковки товара, чего сделано не было — речь шла лишь об отдельных схожих элементах.

Второе: наличие транспортных накладных о ввозе товара на территорию России с 2007 года — это, безусловно, замечательно, вот только такие документы не содержат никакой информации непосредственно о дизайне упаковок, а значит и доказательств их имитации нет.

Третье: аргумент что Leibniz находится на полке рядом с «Кременкульским» — совсем не доказательство. Руководствуясь такой логикой, ООО «Фламинго-маркет» должен был сымитировать сразу всех производителей печенья, которые представлены в магазинах, чтобы уж наверняка ввести покупателей в заблуждение и быть похожим на всех.

Четвёртое: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки на основании проведённого соцопроса и мнения экспертов выдало заключение о том, что потребители могут отличить упаковки спорных печений и понимают, что выпускаются они разными производителями. И это вам не три подписи малоизвестных специалистов коммерческого объединения.

В – пятых, общие внешние признаки рассматриваемых упаковок в части формы упаковок (прямоугольная) и их цветовой гаммы, являются традиционными для товаров такого типа и не могут свидетельствовать о недобросовестности заявителя при введении в гражданский оборот спорной продукции. Такие элементы как форма упаковки печенья «Кременкульское» и «LEIBNIZ», использование на них натуралистического изображения печенья, являются стандартными и не влияют, или влияют лишь в незначительной степени, на определение сходства и/или имитации между упаковками. В свою очередь стандартные, использующиеся многими решения, не могут нести выраженной индивидуализирующей функции как сами по себе, так и в совокупности с иными факторами.

И как вишенка на торте: цвета, используемые ООО «Фламинго-маркет» — это фирменная колористика компании в целом, её брендбук. Используются они не только в печенье, а абсолютно во всей продукции: ручках, календарях конвертах, визитках, флешках и даже само здание фабрики полностью выкрашено в сине-жёлтый цвет. Неужто предприятие пошло на такую хитрость и понесло столь масштабные затраты просто для того, чтобы быть похожим на пачку печенья конкурентов?

Апелляционная судебная инстанция так прямо и указала: «Между тем, судом первой инстанции не учтено наличие в материалах дела нескольких заключений, выводы которых разнятся.», т.е. УФАС почему-то принял все доказательства заявителя и не обоснованно отверг доказательства, которые представлял юрист Гаврюшкин.

Самое главное: ООО «Фламинго-маркет» имеет исключительные права на свой дизайн упаковки, на свои видео, свою графику, шрифты и прочее.

Победа российского производителя

Несмотря на то, что объективных доказательств правоты челябинского производителя печенья «Кременкульское» у юриста набралось немало, региональный УФАС не стал в них разбираться. Как часто бывает, ответственную миссию переложили на вышестоящие инстанции — пусть суд во всём разбирается, если кого-то что-то не устраивает.

И «Фламинго-маркет» не устроило решение УФАС, которое запретило фирме выпускать печенье в спорной упаковке. Поэтому челябинский производитель подал иск в суд.

Решение Арбитражного суда Челябинской области ожидаемого успеха не принесло: постановление антимонопольщиков оставили без изменений и предложили попробовать обжаловать повыше.

И только Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по-настоящему вник в суть спора. И уже 31 мая 2022 года вынес логичное решение: апелляционную жалобу «Фламинго-маркет» удовлетворить, решение УФАС признать недействительными. И вновь разрешить выпускать «Кременкульское» печенье в брендовой упаковке производителя.

Автор: Светлана Тихоненко

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.