Leibniz против «Кременкульское»: победа отечественного производителя

Два года шли разбирательства между двумя производителями печенья — немецким и российским. Спор возник из-за схожести упаковки продукции.

Противостояние двух производителей печенья — немецкого Leibniz и челябинского «Кременкульское» — на фоне схожести упаковки — это история, за которой следил весь регион. Разбирательства шли два года. Точку в споре на днях поставил Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд города Челябинска. Победа в этой, казалось, неравной схватке досталась отечественному производителю лакомства. И самое интересное, что все доводы, заложенные юристом Сергеем Гаврюшкиным ещё на стадии разбирательств в УФАС, были услышаны только в апелляционной инстанции. Ведь по сути, если бы УФАС следовало букве закона и прислушалось к юристу, то все бы могло закончиться еще на стадии разбирательства в административном органе.

Вы так на нас похожи… Ещё и рядом лежите

Ещё в апреле 2020 года в Федеральную антимонопольную службу поступило заявление от немецкой компании, которая производит и поставляет на российский рынок печенье Leibniz. Требование: признать действия ООО «Фламинго-Маркет» недобросовестной конкуренцией и привлечь к ответственности. Что же не понравилось зарубежным производителям? Упаковка «Кременкульского» печенья, которая, на их взгляд, имитировала обёртку Leibniz. Использование схожих цветов, шрифтов и даже картинки печенья — всё это, по мнению немецкого производителя, нарушало их права и даже могло стать причиной убытков компании — как финансовых, так и репутационных. Смущало производителя из Германии то, что оба печенья могут оказаться на одной полке магазина, и покупатель, не заметив разницы, сделает выбор в пользу отечественного производителя.

В качестве доказательств немецкая компания приложила транспортные накладные, согласно которым печенье Leibniz ввозилось на территорию РФ как минимум с 2007 года; результаты опроса ВЦИОМ, говорящие о том, что как не менее трети опрошенных покупателей считают упаковки двух брендов похожими; доказательства того, что компания обладает исключительными правами на товарный знак со словесным элементом Leibniz (на который, кстати, никто вовсе и не претендовал); и даже заключение Ассоциации «Некоммерческого партнёрства «Объединение корпоративных юристов», в котором целых три человека подписали — упаковки похожи.

В свою очередь ООО «Фламинго-Маркет», чтобы доказать, что при выпуске «Кременкульского» печенья ни на кого быть похожими не собиралось, а тем более не планировало имитировать чужую упаковку и нарушать нормы добросовестной конкуренции, обратилось за помощью к эксперту по авторским правам, управляющему партнёру юридической компании «Гаврюшкин и партнёры» Сергею Гаврюшкину.

Ответы с аргументами

На каждое утверждение немецкого производителя у опытного юриста нашлись свои аргументы. В первую очередь Сергей Гаврюшкин обратил внимание на то, что Административный орган вообще не дал никакой оценки тому, что упаковки выпускаемых печений, постоянно видоизменяются и полностью соответствуют фирменному стилю ООО «Фламинго-маркет», что само по себе исключает понятие имитации, а значит и недобросовестной конкуренцией признано быть не может. Кроме того, УФАС Челябинской области должно было убедительно указать, какими именно доказательствами подтверждается имитация упаковки товара, чего сделано не было — речь шла лишь об отдельных схожих элементах.

Второе: наличие транспортных накладных о ввозе товара на территорию России с 2007 года — это, безусловно, замечательно, вот только такие документы не содержат никакой информации непосредственно о дизайне упаковок, а значит и доказательств их имитации нет.

Третье: аргумент что Leibniz находится на полке рядом с «Кременкульским» — совсем не доказательство. Руководствуясь такой логикой, ООО «Фламинго-маркет» должен был сымитировать сразу всех производителей печенья, которые представлены в магазинах, чтобы уж наверняка ввести покупателей в заблуждение и быть похожим на всех.

Четвёртое: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки на основании проведённого соцопроса и мнения экспертов выдало заключение о том, что потребители могут отличить упаковки спорных печений и понимают, что выпускаются они разными производителями. И это вам не три подписи малоизвестных специалистов коммерческого объединения.

В – пятых, общие внешние признаки рассматриваемых упаковок в части формы упаковок (прямоугольная) и их цветовой гаммы, являются традиционными для товаров такого типа и не могут свидетельствовать о недобросовестности заявителя при введении в гражданский оборот спорной продукции. Такие элементы как форма упаковки печенья «Кременкульское» и «LEIBNIZ», использование на них натуралистического изображения печенья, являются стандартными и не влияют, или влияют лишь в незначительной степени, на определение сходства и/или имитации между упаковками. В свою очередь стандартные, использующиеся многими решения, не могут нести выраженной индивидуализирующей функции как сами по себе, так и в совокупности с иными факторами.

И как вишенка на торте: цвета, используемые ООО «Фламинго-маркет» — это фирменная колористика компании в целом, её брендбук. Используются они не только в печенье, а абсолютно во всей продукции: ручках, календарях конвертах, визитках, флешках и даже само здание фабрики полностью выкрашено в сине-жёлтый цвет. Неужто предприятие пошло на такую хитрость и понесло столь масштабные затраты просто для того, чтобы быть похожим на пачку печенья конкурентов?

Апелляционная судебная инстанция так прямо и указала: «Между тем, судом первой инстанции не учтено наличие в материалах дела нескольких заключений, выводы которых разнятся.», т.е. УФАС почему-то принял все доказательства заявителя и не обоснованно отверг доказательства, которые представлял юрист Гаврюшкин.

Самое главное: ООО «Фламинго-маркет» имеет исключительные права на свой дизайн упаковки, на свои видео, свою графику, шрифты и прочее.

Победа российского производителя

Несмотря на то, что объективных доказательств правоты челябинского производителя печенья «Кременкульское» у юриста набралось немало, региональный УФАС не стал в них разбираться. Как часто бывает, ответственную миссию переложили на вышестоящие инстанции — пусть суд во всём разбирается, если кого-то что-то не устраивает.

И «Фламинго-маркет» не устроило решение УФАС, которое запретило фирме выпускать печенье в спорной упаковке. Поэтому челябинский производитель подал иск в суд.

Решение Арбитражного суда Челябинской области ожидаемого успеха не принесло: постановление антимонопольщиков оставили без изменений и предложили попробовать обжаловать повыше.

И только Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по-настоящему вник в суть спора. И уже 31 мая 2022 года вынес логичное решение: апелляционную жалобу «Фламинго-маркет» удовлетворить, решение УФАС признать недействительными. И вновь разрешить выпускать «Кременкульское» печенье в брендовой упаковке производителя.

Автор: Светлана Тихоненко

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.