«Псевдорешения всегда привлекательны с точки зрения демонстрации мнимого решения проблемы. На деле же теряются большие деньги и время, а настоящее решение откладывается, становясь все более сложным».
Именно такая ситуация сложилась вокруг расширения улицы Худякова — хотя на деле речь идет о фундаментальных предпосылках «транспортного коллапса» в Челябинске.
В стремительно разрастающейся северо-западной зоне Челябинска уже сосредоточена треть населения мегаполиса (на территории трех городских районов: Центрального, Калининского, Курчатовского). Невиданная прежде концентрация населения при минимуме рабочих мест и недостаточной социальной инфраструктуре предопределяет беспрецедентный для большого города размер дневной маятниковой миграции.
В последние годы это связано с тем, что прежде основная транспортная магистраль этого направления, — улица Труда быстро застраивается и превращается в торговую и жилую. Она всё больше теряет свои коммуникационные свойства активного передвижения транспорта, приобретая прямо противоположные качества «бутылочного горлышка» на ключевых коммуникациях.
Изменение транспортных потоков наглядно иллюстрирует известный закон сообщающихся сосудов - примерная равнозначность рассматриваемых маршрутов очевидна (например, см. альтернативные маршруты вечерней поездке от ЮУрГУ к ЧелГУ).
Отсутствие серьезного анализа сложившихся характеристик городской среды и настоящих причин возникновения пробок открывает возможности продвижения весьма сомнительных «косметических» решений как для улицы Худякова, так и для других городских магистралей. Перспективы неизбежного роста транспортных потоков по многим направлениям выглядят всё более очевидными, а псевдорешения, вроде расширения улиц на отдельных участках, — все более неэффективными.
Сохранение такой ситуации становится предвестником новых серьёзных проблем, а предлагаемые городскими властями перспективы пространственного преобразования города выглядят откровенной «маниловщиной».
Нынешняя активизация массовой застройки этой прежде дачной территории с крайне ограниченными возможностями коммуникаций означает пространственную и социально-экономическую авантюру с непредсказуемыми последствиями. В недавно утвержденном новом генплане Челябинска нет даже намёка на комплексную интеграцию пригородной жилой зоны с остальной территорией города.
Возникает вопрос — причем тут давно прошедшая и принципиально иная эпоха, когда новых районов еще не было, как и тысяч автомобилей и пробок на дорогах?
Скажем со всей определенностью: практика продвижения коммерчески обусловленных «косметических» решений, зачастую ошибочных и безграмотных, губительна для городских перспектив. Она приводит лишь к потере времени, одновременно ускоряя разрастание угроз транспортного коллапса, проявляющихся сейчас в Челябинске. Ситуация на улице Худякова и Шершневской плотине — один из индикаторов таких угроз, который уже «обозначен красным».