«В городском планировании нельзя идти по пути быстрых побед» — Дмитрий Наринский

«Вместо логичного маршрута муниципалитеты хватаются за набор частных решений. Это всё равно, что перемешать паззлы из десяти коробок и пытаться вслепую собрать цельную картинку из фрагментов».

В прошлом году в Челябинске был принят генеральный план, который регламентирует базовые принципы градостроительной политики на ближайшие двадцать лет. Однако сегодня города все чаще переходят к заземленным мастер-планам и комплексному развитию территорий. О новых подходах к пространственному проектированию на бизнес-форуме «Будущее города» рассказал Дмитрий Наринский, профессор факультета городского и регионального развития Высшей школы экономики, эксперт Союза архитекторов России в области градостроительства и территориального планирования.

Основная тема, которая сейчас наиболее активно обсуждается в рамках градостроительной деятельности, — это комплексное развитие территорий. Почему так происходит?

— Это весьма симптоматично, потому что означает, как мне представляется, смену фокуса внимания. Уже очевидно, что только благоустройства недостаточно, всё более заметен становится переход к широкому пониманию проблем городского развития. Это прежде всего базовая инфраструктура: социальная, транспортная и та, которую теперь принято называть коммунальной, хотя еще совсем недавно она именовалась инженерной. Всё это в совокупности — жизнеобеспечивающая структура города, отвечающая за начальный, базовый уровень комфорта, который должен быть просто по умолчанию.

Очевидно, что, если есть проблемы с канализацией, горожан вряд ли будут радовать красивые дорожки в парке.

При этом, что греха таить, огромное количество российских городов имеет очень слабо развитые инженерные системы. Более того, в последние годы мы опережающими темпами наращиваем жилищное строительство, во многом опираясь на те заделы, которые были сделаны еще в советский период. И это важный переломный момент: наконец-то приходит осознание, что мы долгие годы эксплуатировали то, что досталось от предыдущих поколений, а сейчас пришло время создавать новый базис, необходимо заложить серьезную, качественную основу будущего городского развития.

В чем принципиальная разница старого и нового подходов?

— В фокусе внимания современных программ комплексного развития территории — понимание того, что строительство жилья не может быть оторвано от целого ряда смежных сфер.

Прежде под комплексной застройкой понимали в лучшем случае аналог советского подхода: в хорошем микрорайоне должна быть школа, детский садик, иногда даже больница или библиотека. Нынешнее понимание этого термина значительно шире и выходит за рамки чисто строительных задач.

Сегодня проектировщики обязаны думать не только о физической коробке многоквартирного дома, но и о благоустройстве прилегающих улиц, ливневой канализации, остановках общественного транспорта, маршрутной сети… Мы не можем бесконечно перегружать, переуплотнять жителями отдельные районы города.

Однако то, о чём вы говорите, силами застройщиков сделать невозможно. Получается, при комплексном развитии территорий всегда должна быть связка с администрацией города, привлечение бюджетных средств?

— Безусловно. Здесь возлагается значительная доля ответственности прежде всего на региональную власть. Из федерального бюджета сегодня направляется значительный объем финансирования на решение этих конкретных задач. И, соответственно, от того, насколько власти региона и конкретного города будут заинтересованы в комплексном развитии территорий, насколько они будут готовы вникать в требования проработки проектов, и зависит, сколько денег получится привлечь. Дело в том, что недостаточно просто формально заполнить заявку: каждый проект необходимо подвергнуть критическому анализу. И в этом тоже важное отличие: уже недостаточно просто обозначить: «Вот здесь мы построим двадцать новых домов». Это должен быть комплексный проект, включающий разные аспекты, с проработанной идеей, концепцией. И он должен быть определенным образом упакован, снабжен детальными финансовыми и экономическими расчетами. Не надо относиться к этому так, что бюджетные расходы — это просто разбрасывание денег. Нет, здесь также важна определенная экономическая целесообразность, просто она несколько отличается от коммерческой. Но это тоже поддается в том числе и экономическому анализу.

Какие регионы уже заметно продвинулись в этом плане?

— Всё пока еще на старте буквально, первые заявки появились только в конце прошлого года. Одно можно твердо сейчас сказать: в регионах ситуация складывается по-разному, здесь действительно многое зависит от заинтересованности и компетенций местных властей. Понятно, что далеко не всегда регион может опереться на свои кадры. Но рынок готов предложить первоклассных специалистов, было бы желание погрузиться в эту тему. Вот сейчас, к примеру, идет процесс подготовки двадцати пяти мастер-планов по Дальневосточному федеральному округу — это некая такая установка сверху. Тем не менее именно от региона зависит, какую команду удастся привлечь в проект и каким образом в конечном итоге он будет реализован. Мяч на их стороне. Как говорится, насильно мил не будешь. Там, где нет четко артикулированного запроса, не возникнет и предложение.

Вообще, как мне кажется, наиболее успешными будут те кейсы, где будет налажена коллаборация, сотрудничество между приглашенными экспертами и местными командами, которые тем самым будут подтягиваться до современных требований к проектной деятельности. Это ведь не только физическое проектирование, но и общий подход, алгоритмы выработки решений. Мы, к сожалению, иногда попадаем под магию чертежа и наивно полагаем, что всё, что есть на бумаге, точно состоится. А в реальности приходится еще приложить немало усилий, чтобы это реализовалось.

Ни один чертеж не тождественен конечному проекту. Так что само по себе привлечение пусть даже самого авторитетного и именитого внешнего консультанта не даст особенного эффекта. В регионе должны остаться готовые, обученные кадры, квалификация которых соответствует уровню проекта, и которые будут готовы в дальнейшем подхватить и продолжать это направление. Чтобы всё это стало для них родным детищем, а не спущенной сверху директивой.

Почему сегодня всё больше городов переходит в пространственном проектировании от генпланов к мастер-планированию?

— Это связано с тем, что в нынешнем виде генеральный план сильно выхолощен. Мы вошли в полосу, когда муниципальным властям необходимо оперативно принимать те или иные серьезные решения. И в этом смысле генеральные планы как элемент долгосрочного планирования сейчас переживают системный кризис. Вторая причина в том, что за предыдущие годы уже не раз предпринимались более или менее успешные попытки упрощения содержания, процедуры разработки и подготовки проектной документации, и в этом стремлении к упрощению мы дошли до превращения генерального плана в скорее технический документ, чем стратегический. Вопрос связки социально-экономического и пространственного развития  повис в вакууме.

И как раз мастер-план пытается заполнить образовавшуюся пустоту и обеспечить преемственность решений в сфере социально-экономического развития, перевести их в пространственную плоскость. Потому что в ряде случаев доходит до абсурда: иногда жилищное строительство в городе идет в полном отрыве от транспортного развития: появления новых маршрутов общественного транспорта, прокладки дорог.

Ведомственная разобщенность — общая проблема российских городов, которая на уровне государства выражается в нестыковке национальных проектов. Фактически мастер-планы и становятся такой единой платформой для сборки различных решений, чтобы каждое в отдельности вносило свой вклад в синергетический эффект. К сожалению, довольно часто какие-то мелкие, но существенные противоречия незаметны при рассмотрении отдельной программы, а стыковки между программами так и не происходит.

Даже самый простейший стеллаж продается в комплекте с чертежом сборки. Хотя, казалось бы, что может быть проще: четыре стойки, пять полок, двадцать шурупов. И сейчас складывается впечатление, что в городском пространственном планировании нет этого чертежа сборки, и поэтому нет понимания ни путей развития, ни желаемого результата. А отталкиваться в каждом конкретном случае стоит прежде всего от детального анализа и ранжирования накопившихся проблем, а затем сгенерировать облако целей и также распределить их по степени приоритетности. И дальше уже создавать целостный образ будущего и выносить его на обсуждение с жителями города. К сожалению, такие, в общем-то, банальные и даже уже набившие оскомину вещи часто совершенно упускаются из вида.

И вместо этого логичного маршрута от общего к частному муниципалитеты хватаются за набор частных решений в надежде, что эти случайные и разрозненные шаги волшебным образом потом сложатся в единую стройную систему. Это всё равно что перемешать паззлы из десяти разных коробок и пытаться вслепую собрать цельную картинку из разрозненных фрагментов.

Это гонка за быстрыми победами, нежелание заниматься невидимой, рутинной работой?

— Это не рутинная работа, а наоборот, как мне кажется, фундаментальная. Да, конечно, всегда манит путь быстрых побед. Но как раз история с комплексным развитием территорий, продвижение мастер-планирования и задача инфраструктурного развития сейчас создают ситуацию, где будет требоваться осмысленное отношение к будущему.

Ранее на эту тему: Будущий Челябинск: современный, компактный, зеленый

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.