Будущий Челябинск: современный, компактный, зеленый

Актуальные проблемы и лучшие практики в сфере градостроительства, благоустройства, озеленения и создания комфортной городской среды обсуждались на бизнес-форуме «Будущее города».

Каждый год форум собирает на своей площадке авторитетных спикеров, широко известных в профессиональной, которые делятся многолетним опытом и успешными практиками, реализованными в российских регионах, а также представителей власти и бизнеса. В рамках панельных дискуссий на широкое обсуждение выносятся актуальные проблемы в сфере жилищного и коммерческого строительства, общественного транспорта и современной городской среды. Мероприятие, организатором которого выступает «Деловой квартал», проводится при поддержке администрации Челябинска и губернатора Челябинской области Алексея Текслера.

В этом году тема форума была обозначена как «Будущее города: среда, образование, кадры», что отражает наиболее острые проблемы и серьезные вызовы, с которыми столкнулось большинство российских городов. Уклад экономики страны постепенно меняется, и крупным промышленным центрам приходится перестраивать векторы развития, чтобы не отставать от современных урбанистических трендов и не проиграть в гонке за талантливых специалистов и перспективные инновационные проекты.

«Форум проводится уже четвертый год, и каждый раз я начинаю приветствие с того, что начало года сопровождается новым вызовом. Однако количество гостей в зале говорит о том, что каждый из них был принят и пройден, — отметила, открывая мероприятие, директор «Делового квартала» в Челябинске Татьяна Елизарова. — Рынки меняются, логистические цепочки, бизнес-стратегии, рекламное поле — мы живем на таких скоростях, что натренированности нашей предпринимательской мышцы можно позавидовать. Если говорить о «Деловом квартале», то мы всегда выбираем сторону предпринимателей и действуем только в их интересах, видя своей задачей освещать бизнес-поле нашей области. Нам тоже пришлось поменяться, отказаться от привычных соцсетей, чтобы предлагать еще более полный продукт на рекламном рынке, который объединяет все площадки для размещения контента. Изменениям, наметившимся трендам, перестройке процессов и посвящен форум, на котором выступают исключительно практики, те, кто профессионально занимаются развитием городской среды, образованием и кадрами как со стороны бизнеса, так и со стороны властных структур».

«Прежде всего, бизнес-форум интересен благодаря большому объему информации о перспективах развития Челябинска в ближайшие годы, возможности узнать мнения экспертов рынка, получить расширенную аналитику по различным направлениям и, конечно, живому общению. Для партнеров мероприятия это дополнительная возможность заявить о своей компании, встретиться с целевой аудиторией и наметить далеко идущие планы по продвижению», — говорит генеральный директор Автоцентра Керг Олег Байтингер.

Строительная индустрия в условиях турбулентности: новые вызовы и риски

Резкий рост стоимости стройматериалов, повышение ипотечных ставок и низкая рентабельность проектов — это лишь часть проблем, с которыми столкнулась строительная сфера на волне новых санкций. Как адаптировать бизнес к изменившимся рыночным реалиям, крупнейшие застройщики и девелоперы региона, представители стройиндустрии и инвесторы обсудили на одной из панельных дискуссий бизнес-форума.

В последние два года темпы строительства жилья на Южном Урале, как и в целом по стране, не только не просели на фоне пандемии, но даже демонстрировали впечатляющую динамику прироста: спрос на квадратные метры в новостройках подогревался рекордно низкими ипотечными ставками.

«Льготная ипотека выступала важным драйвером, но в то же время — это все-таки инструмент экстренной поддержки рынка в условиях пандемии, эдакий «костыль». И за два года мы на этих «костылях» научились бегать достаточно быстро и ловко, но есть опасения, что за это время немного разучились ходить. И вот это уже становится серьезной рыночной проблемой, — отмечает руководитель комитета по аналитике Российской гильдии управляющих и девелоперов Михаил Хорьков. — Льготная ипотека должна не тушить пожар, а выступать инструментом развития строительной отрасли, качественной трансформации предложения. При этом поддержка государства должна быть точечной, с учетом рыночной ситуации в конкретном регионе, а шаблонные меры на всю страну чаще всего оказываются не слишком эффективными, потому что ориентированы в большей степени на параметры столичных городов и крупных федеральных застройщиков».

По мнению эксперта, резкого торможения строительной отрасли не произойдет, даже в случае серьезного кризиса, однако ввод многоквартирного жилья снижается уже на протяжении нескольких лет, с 2015 года, и серьезно углубляются территориальные и качественные диспропорции российского рынка. «Базовый показатель — объем жилья в стадии строительства. Сейчас в России строится порядка 92 млн кв. м., эта цифра близка к показателю двухлетней давности, когда в стране запускалась программа льготной ипотеки. И это лишний раз показывает, что низкие кредитные ставки не слишком влияют на объем предложения», — говорит Михаил Хорьков. При этом, как отмечает эксперт, рынок остается крайне концентрированным: 60% в объеме строящегося по стране жилья приходится всего на двадцать городов, многие из которых являются пригородами Москвы и Санкт-Петербурга.

«Челябинск за последние два года сократил объем текущего строительства на 25%, что, конечно, не самый лучший сигнал для города. Зато средняя площадь новых квартир в Челябинске чуть больше среднего показателя по стране — 53 кв. м, а, к примеру, в Ленинградской области это 39 кв. м: застройка целых микрорайонов современными аналогами общежитий может стать большой проблемой в долгосрочной перспективе», — полагает Михаил Хорьков.

В качестве серьезных вызовов, которые стоят сегодня перед строительной отраслью, эксперт отмечает гигантский рост стоимости строительных материалов и техники. «Причем разница между себестоимостью строительства и ценой нового жилья в столичных регионах составляет около 60-80%, а в регионах — всего 10-20%. Понятно, что региональный рынок недополучает средств, в связи с чем качественный и количественный выбор новостроек будет существенно сужаться. Девелоперы постепенно адаптируются к изменившейся рыночной конъюнктуре, но даже с учетом льготной ипотеки им не удастся переложить возросшие затраты на плечи покупателей. По-прежнему высокая концентрация строек сохранится в столице, а в регионах темпы строительства заметно снизятся, малые города и вовсе останутся без новостроек, если не будет предпринято кардинальных мер на федеральном уровне. В любом случае потребуется тонкая настройка потребительских стимулов, иначе льготная ипотека просто-напросто превратится в программу по переселению в столичные города», — прогнозирует Михаил Хорьков.

Андрей Мурдид, президент Челябинского межрегионального Союза строителей, затронул проблему регуляторной гильотины, высказав экспертное мнение относительно того, что можно сделать для снятия препон для реализации строительных проектов. «После февральских событий наступил некий ступор, и неопределенность все еще сохраняется. Основные проблемы застройщиков связаны с резким ростом стоимости стройматериалов, и прежде всего металла, что, безусловно, несет определенные риски: в сложившихся условиях застройщики будут стремиться во что бы то ни стало завершить текущие объекты, потому что это дешевле, чем остановить и заморозить стройку, но вот заходить на новые объекты будут уже с большой осторожностью. Земельные участки всегда нарабатываются на несколько лет вперед, но, учитывая экономическую ситуацию в стране, наблюдается некоторое торможение — скорее всего, многие застройщики поставят запланированные проекты на паузу», — прогнозирует эксперт строительной отрасли.

Новый облик Челябинска: комплексное развитие территорий и знаковые спортивные проекты

В прошлом году был принят генеральный план, который регламентирует базовые принципы градостроительной политики в Челябинске на ближайшие двадцать лет. Как отмечает главный архитектор города Павел Крутолапов, в качестве базовых ценностей заявлено создание современного компактно расположенного города с бережливым и рациональным использованием пространства, построенного по принципу полицентричности, а также развитие городской среды человеческого масштаба, связанности районов и удобства передвижения, сохранность природных ландшафтов.

«Сегодня в черте города расположены 3,5 тыс. гектаров промышленных территорий, многие из которых появились еще в советское время и сейчас не используются по прямому назначению, утратили логистические связи. Даже самая скромная оценка потенциала этих территорий          позволила выделить 500 гектаров для строительства жилья, что даст возможность разместить в городе еще порядка 115 тыс. жителей, и эта переоценка продолжится в будущем», — рассказал Павел Крутолапов.

Кроме того, в генплане закреплено понятие исторического центра города. Для исторического центра будет разработан отдельный мастер-план, который установит четкие правила игры, в том числе охранные зоны памятников архитектуры и допустимую высотность застройки. «Очень часто вокруг исторических зданий возникают жаркие дебаты, активисты и защитники старины кричат: «Руки прочь от культурного наследия!», ратуя за то, что проводить реконструкцию купеческих особняков можно только в полном соответствии с технологиями позапрошлого века — к примеру, замешивать штукатурку на яичной скорлупе, и никак иначе. И заканчивается это тем, что особняки попросту горят. Если нет шанса адаптировать здание под современные реалии, памятник истории обречен на смерть. Кроме того, рядом с каждым объектом культурного наследия образуются пояса охранных зон, в которых запрещено любое строительство, поэтому в центре города возникают заброшенные пустыри. Подход нужно в корне менять: в историческом центре можно и нужно строить, и при этом не обязательно слепо подражать — главное, не выбиваться из контекста исторической застройки», — считает Павел Крутолапов.

Поскольку существующие границы города жестко закреплены, а свободных земельных участков в пределах городской черты практически не осталось, на первый план выходит комплексное развитие застроенных территорий.

«Программа Комплексного развития территорий — это доработанный механизм получения застройщиками земельных участков для строительства. Федеральный закон появился лишь в конце 2020 г., еще год потребовалось региональному правительству, чтобы закрыть белые пятна. В 2021 г. областью выпущено шесть законодательных актов, регулирующих действие КРТ. Поэтому фактическая реализация задерживается.  ЮУ КЖСИ готовится зайти по КРТ на участок в центральной части города, есть понимание по масштабу застройки, по обязательному строительству образовательных объектов, общегородскому благоустройству на прилегающей территории. В этом смысл КРТ — сюда заложены в том числе городские интересы», — говорит Владимир Атаманченко, генеральный директор «Южно-Уральской Корпорации жилищного строительства и ипотеки».

Сегодня в Челябинске прорабатывается порядка сорока подобных проектов в разных районах города, в том числе на месте Каширинского рынка, около старого элеватора, на Копейском шоссе.

«В рамках принятой недавно долгосрочной стратегия социально-экономического развития Челябинск останется крупным промышленным центром, но на ином уровне: город должен стать центром технологических инноваций и экологических компетенций. А значит, должна появиться современная городская среда и удобный общественный транспорт, строиться качественное разноформатное жилье, должны быть созданы условия для развития человеческого капитала и привлечения инвестиций», — говорит Владимир Шамне, заместитель главы города Челябинска по строительству. В ближайшие годы в Челябинске будут реализованы крупные и значимые проекты: так, для улучшения экологического фона следом за рекультивацией городской свалки планируется создать систему по переработке вторсырья и шлакоотвалов промышленных предприятий и построить несколько мусоросжигательных заводов, провести реконструкцию очистных сооружений. Кроме того, в соответствии с генпланом в городе будет создан зеленый каркас, который подразумевает массовое озеленение территорий вокруг промышленных площадок, а также каскад парков в пойме реки Миасс на всем протяжении от Челябинского городского до Каштакского бора. Масштабной реконструкции давно ждет и еще одно знаковое общественное пространство и любимое место прогулок горожан — Парк культуры и отдыха им. Гагарина. Опытом поиска новых смыслов для культового места с историческим и культурным бэкграундом, а также организации массовых мероприятий в постпандемийной реальности с участниками бизнес-форума поделился креативный директор Парка Горького в Москве Алексей Баранов

«Для увеличения темпов озеленения необходим комплексный подход, который основан на анализе проблем общественных пространств, и одна из них — низкое качество исполнения контрактов. Тендеры зачастую выигрывают недобросовестные подрядчики, которые сильно опускаются в цене, а затем, пользуясь пробелами в местном законодательстве, избегают ответственности. Санитарная и формовочная обрезка нередко производится с грубейшими нарушениями. Чиновники не являются специалистами в ландшафтном дизайне, не разбираются в тонкостях агротехники, поэтому необходимы грамотные исполнители и экспертный контроль за контрактами. Необходимо четко прописать, детализировать не только выбор посадочного материала, но и все работы по уходу за растениями, в том числе регулярность и норму полива», — считает Ольга Королёва, советник губернатора Челябинской области по озеленению, руководитель рабочей группы «Городское озеленение».

Рассказывая об основных направлениях градостроительной политики, Владимир Шамне отметил, что повышение средней стоимости квадратного метра в Челябинске позволило изменить отношение к застройке города: появился стимул строить не только типовое бюджетное жилье, но и реализовывать интересные архитектурные проекты с качественным благоустройством прилегающей территории. «В прежние годы активное строительство микрорайонов на окраинах города происходило фактически без создания соответствующей инфраструктуры, и сейчас мы исправляем этот перекос. За последние четыре года в Челябинске построено более 30 детских садов, скоро проблема с очередями будет полностью закрыта. Теперь необходимо строить школы — новые, современные, которые задают совершенно новый формат образования. Еще одно важное направление — развитие детского и массового спорта: помимо знаковых спортивных объектов: «РМК-Арены», центра экстремальных видов спорта, академии тенниса, лыжероллерной трассы — в каждом районе города появятся ФОКи с разной специализацией», — рассказал Владимир Шамне.

Метротрам вместо ржавых ПАЗиков

Разговор о перспективах развития города был бы невозможен без обсуждения обновленной транспортной модели и маршрутной сети. «Городской общественный транспорт Челябинска деградировал последние 15-20 лет. Складывается ощущение, что чиновники об этих проблемах знали только понаслышке, потому что сами трамваями и троллейбусами не пользовались: поблизости от городской администрации нет ни одной остановки общественного транспорта. На дорогах было засилье маршруток, на маршрут выходили старые, ржавые троллейбусы, трамваи. Разом изменить ситуацию и разрешить проблему, которая назревала долгие годы, было невозможно, здесь необходим комплексный подход: если, допустим, просто обособить трамвайные пути или закупить парк новых автобусов, общественный транспорт все равно будет стоять в пробках, — рассказывает заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров. — Чтобы перезагрузить систему целиком, необходимо было разработать четкие стандарты, составить схему территориального планирования. Кроме того, огромную проблему представлял агломерационный транспорт — маршрутки из пригорода, которые никак не поддаются контролю. После передачи общественного транспорта на уровень области удалось увязать все маршруты в единую сеть, а существенное увеличение финансирования позволило запустить три грандиозных проекта: троллейбусную концессию, обновление всей трамвайной сети, в том числе строительство новой линии, и метротрам».

Напомним, проект челябинского метротрама из трех веток, которые, благодаря комбинации подземных и наземных путей, свяжут все районы города, был презентован в прошлом году. К концу 2025 г. предстоит достроить две подземные станции, 7,2 км туннелей и 3,9 км наземных линий. Вложения в строительство метротрама составят порядка 73 млрд руб., практический этап строительства стартует уже в этом году, размер инвестиций составит порядка 8,3 млрд руб. С учетом непростой ситуации на год отложено начало реконструкции трамвайных депо №1 и №2, несколько уменьшился размер финансирования модернизации путевого хозяйства, затрат на модернизацию тяговых подстанций и строительство новых платформ, оптимизацию светофорного регулирования и оборудование конечных станций. В дорожной карте по подземной составляющей метротрама также пока нет изменений. Все запланированные на 2022 г. мероприятия — проектно-изыскательские работы, строительство станции «Торговый центр» и перегонных туннелей — сохраняются в прежних объемах финансирования.

Впрочем, даже если оставить планы по строительству метротрама за скобками, Челябинск ждет кардинальное обновление общественного транспорта. По словам Александра Егорова, на основе детального анализа транспортных коридоров и потока пассажиров разработана новая маршрутная сеть, выявлены улицы, где необходимо создать выделенные полосы для общественного транспорта, выделены значительные средства на обновление подвижного состава. «Если у человека в руках айфон, он вряд ли сядет в старый ржавый ПАЗик», — афористично замечает Александр Егоров. По его словам, в прошлом году закуплено 259 больших автобусов, низкопольных, на газомоторном топливе, и 30 современных троллейбусов. В этом году объявлена закупка на 30 трамваев. «Важный момент — ремонт трамвайных путей, узлов и строительство современных платформ, без которых никто в здравом уме не будет пользоваться трамваем, выходя под колеса автомобилей прямо на проезжую часть», — говорит Александр Егоров. В прошлом году в Челябинске появилось уже 12 платформ, в этом году проектируется еще 57, при этом единый стандарт распространится и на другие города области с трамвайной сетью — Магнитогорск и Златоуст. В ближайших планах — продлить трамвайную линию в Ленинский район через эстакаду у железнодорожного вокзала.

«Конечно, без изменения маршрутной сети невозможно было перевести всех перевозчиков на регулируемый тариф, создать единый проездной билет и учесть все социальные льготы. Мы убрали дублирующие маршруты и планируем переориентировать поток пассажиров на транспорт большой вместимости», — пояснил Александр Егоров.

И.о. заместителя директора Челябинского филиала «Ростелеком» Юрий Шитяков представил модель умных остановок городского транспорта, которые отличает не только современный лаконичный дизайн, но и яркий информационный экран, кнопка экстренной помощи, оперативное оповещение о происшествиях, круглосуточное видеонаблюдение и бесплатный wi-fi. Кроме того, сейчас в разработке находится проект создания платных парковочных пространств, которые позволят разгрузить деловой центр города, снизить загазованность и привнести в бюджет средства, которые могут быть направлены на благоустройство и озеленение.

Проекты государственно-частного партнерства в транспортной сфере пока не получили широкого распространения: первая концессия — трамвай «Чижик» — появилась в Санкт-Петербурге, затем — в Таганроге, строится трамвайная ветка в Верхней Пышме. В рамках концессионного соглашения с «Синара – Городские транспортные решения Челябинск», которое было подписано в конце прошлого года, в Челябинске полностью обновят контактную троллейбусную сеть и подвижной состав (планируется закупить 168 троллейбусов, в том числе 98 — с системой увеличенного автономного хода, что позволит запустить маршруты в отдаленные спальные микрорайоны), построят 4,5 км новых линий, модернизируют два депо и приведут в порядок энергохозяйство. Группа Синара собирается завершить инвестиционную фазу по обновлению троллейбусной инфраструктуры до конца 2023 г., рассказал на бизнес-форуме Илья Таболин, генеральный директор компании «Синара – Городские транспортные решения Челябинск».

«На протяжении нескольких месяцев мы скрупулезно делали топографическую съемку дорог и инфраструктуры, — рассказал он. — Существующая контактная сеть находится в довольно плачевном состоянии и требует масштабной реконструкции. Там, где во время дорожной революции в Челябинске расширяли дороги, провода висят над второй или даже третьей полосой. Разумеется, эти ошибки надо исправлять. Есть сложные участки, где нужно разводить троллейбусы с другим транспортом: например, перекресток проспектов Ленина и Свердловского. Тонкостей много. Сейчас проектируем реконструкцию контактной сети протяженностью 76 км, а также подстанции, уже летом начнется реконструкция двух депо. Текущая геополитическая ситуация, конечно, влияет на происходящие в экономике процессы, но мы строим свою работу, исходя из принципа максимально полного использования отечественных систем и оборудования. На сегодняшний день реализация проекта идет в штатном режиме».

Еще двадцать лет назад троллейбус в Челябинске перевозил порядка 150 млн пассажиров в год, с появлением коммерческих перевозчиков на автобусах малого класса пассажиропоток просел в семь раз. Как отметил, выступая на форуме, вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Александр Морозов*, с обывательской точки зрения подчас кажется, что гораздо проще и дешевле пустить по маршруту несколько автобусов, чем вкладываться в развитие троллейбусной и трамвайной сети. Но в долгосрочной перспективе именно эта стратегия оказывается выигрышной, поскольку позволяет кардинально сократить загрязнение воздуха и снизить вероятность ДТП.

«Для пассажиров автобуса риск попасть в ДТП в 40 раз ниже, чем на авто, а для трамвая — в 130 раз. И только рельсовый транспорт гарантирует фиксированное время поездки, если трамвай или троллейбус двигаются по выделенной полосе, поэтому электротранспорту необходимо дать зеленый свет на перекрёстках. Кроме того, эксплуатационные расходы на трамвае на 40% ниже, чем на автобусе — но лишь при условии большого пассажиропотока. Пустой трамвай стоит сумасшедших денег».

При этом главный мировой тренд, как отметил эксперт, это интеграция разных видов общественного транспорта, и с этой точки зрения строительство метро в Челябинске совершенно не рационально, а в связке с городской трамвайной сетью становится вполне интересным и жизнеспособным проектом.

Разумеется, кардинальная перестройка системы общественного транспорта невозможна без тотальной оцифровки. О цифровых решениях для развития региона, а в частности о сервисах по аналитике городской среды и омниканальных коммуникациях рассказала Елена Фатеева, менеджер по внедрению цифровых решений компании «Мегафон». «Сервисы на базе технологий Big Data собирают аналитику о жизни города, образе жизни и потребительском поведении жителей, позволяют выявить взаимосвязь территорий, точки притяжения, смоделировать транспортные потоки в разрезе суток. Это может быть интересно не только городским властям для развития дорожно-транспортной сети и строительства социально значимых объектов, но и для бизнеса, который получает рекомендации, где открыть магазин или офис, как привлечь заинтересованную аудиторию», — рассказала эксперт.

«Деловой квартал» выражает благодарность партнерам бизнес-форума «Будущее города»: Автоцентру Керг, официальному дилеру Volkswagen, а также Агентству инвестиционного развития Челябинской области, компании «Ростелеком», «Челябинскому Инновационному Центру», «Научно-исследовательскому институту по измерительной технике — Радиотехнические комплексы» (АО НИИИТ-РК), компании «Металл-база» и клинике Atis Faber.

* - выполняет функции иностранного агента

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.