По мнению Владимира Муругова, основателя ГК «Калинка», лидерство в бизнесе и триатлоне имеет общую природу: и там, и там необходимы системный подход, железная дисциплина, выдержка и здоровые амбиции.
Владимир Муругов — основатель Группы компаний «Калинка», современного мясоперерабатывающего производства с высокотехнологичным оборудованием, собственной логистикой и представительствами в нескольких регионах. А еще он настоящий приверженец спорта и правильного питания, за его плечами уже марафоны в Дубае, Валенсии, Барселоне, Мюнхене и Стамбуле.
Своими правилами жизни и бизнеса Владимир Муругов поделился с DK.RU:
1. Как пробежать первый в жизни марафон? Очень просто: серьезно заболеть и сильно-сильно захотеть жить. Я бегать начал только в 52 года. Разными видами спорта на любительском уровне занимался с детства, но бег на длинные дистанции — это было точно не моё. И когда я в очередной раз проходил плановое обследование, врачи огорошили диагнозом: уже просматриваются серьезные проблемы с сосудами, на стенках сосудов появились холестериновые бляшки, так что в любой момент может случиться инсульт. И рекомендации звучали просто: сбросить вес — килограмм пятнадцать, а то и все двадцать, наладить правильное питание и заняться спортом. Казалось бы, ничего сверхъестественного. Но кто всерьез задумывается об этом, пока здоровье не подводит?
2. Поначалу я даже не предполагал, насколько глубоко спорт и ЗОЖ «прорастут» в мою жизнь. Мало что способно сравниться с тем взрывом эмоций, который испытываешь, когда пересекаешь финишную черту! Снова и снова заставляю себя выходить на дистанцию, чтобы ощутить этот драйв. Увлечение бегом постепенно трансформировалось в серьезные занятия триатлоном. Между спортом и бизнесом общего больше, чем кажется на первый взгляд. Устойчивый бизнес — это тоже длинная дистанция, марафон. Необходима выносливость — как физическая, так и эмоциональная. Конечно, подготовка к соревнованиям идет годами и требует максимальной концентрации и выдержки. Поэтому у меня 12 тренировок в неделю — утром и вечером, за исключением понедельника — и в зале, и на улице.
3. Я не стесняюсь хвастаться достижениями — как перед детьми (обе моих дочери, Елена и Маргарита, работают в «Калинке»), так и перед командой. Тем самым я подаю пример, устанавливаю высокую планку. Мое призвание — быть наставником, постоянно передавать знания и опыт. Мне эта роль близка и понятна, наверное, я это перенял от мамы, которая, будучи заслуженным учителем Казахской ССР с 40-летним стажем, все равно готовилась к каждому уроку, как к первому.
4. У меня с детства комплекс отличника. Хочется быть лидером во всем. Поэтому я сам постоянно учусь, и не только классическим бизнес-дисциплинам, но и смежным — просто чтобы мозг не застаивался. В пятьдесят лет я не постеснялся сесть на студенческую скамью вместе с молодыми. Мир не стоит на месте, важно идти в ногу со временем. Первый управленческий опыт я приобрел еще более 30 лет назад, когда стал заместителем начальника участка на шахте в Караганде. Работа под землей сопряжена с большим риском, поэтому там были очень жесткая дисциплина и серьезные требования к технике безопасности, вся работа строилась системно. Эти подходы я перенял и позже внедрил на «Калинке». Это только кажется, что специфика у добычи угля и у мясопереработки разная. На самом деле, везде применяются одни и те же управленческие действия, приходится мотивировать персонал на достижение результатов.
5. Я — за командный подход. И подоплека у этого сугубо практическая. Я шучу, что я — меркантильный человек, поэтому с удовольствием перепоручаю все то, что с тем же успехом могут сделать за меня другие люди. Несколько лет назад я передал оперативное управление профессиональной команде, которую кропотливо собирал и обучал. Не устаю повторять, что моя главная ценность — в том, что я совершил больше ошибок, чем любой из них. В управленческой команде — порядка 20 ключевых сотрудников, и годовой бонус каждого из них (весьма и весьма приличный, к слову) напрямую зависит от прибыли компании, поэтому они кровно заинтересованы в финансовом успехе общего дела. По большому счету, они все мини-акционеры «Калинки». А я как основатель получил возможность передать дела детям и консультирую их по стратегии развития, чтобы они не сбились с верного курса.
6. Я основал компанию в кризис 1998 года, когда обанкротившийся контрагент рассчитался со мной за поставку партии мяса тремя маленькими цехами. А до этого – вытянул из ямы убыточное предприятие «Российские колбасы». Так что нынешнего кризиса не боюсь. Западные санкции — вещь, конечно, не слишком приятная. Но для пищевой индустрии совершенно не критичная. Когда случился шок, мы были в растерянности, наверное, только в первый день. А потом стали искать возможности, как воспользоваться ситуацией. Голода в стране точно не будет, ни при каком раскладе. Свинину вырастим, корма есть. Зависимость от импортных поставок невысока. Пусть политикой занимаются политики, разбираются, кто там прав. Бизнес все равно не замрет, рынок как-нибудь подстроится.
7. Чтобы выживать в бизнесе, мало бежать. Надо бежать очень быстро. Пандемия спровоцировала системный кризис во многих сферах. В кризис всем пришлось непросто. И проблемы у всех были одинаковые. Поэтому единственное, что оставалось, — аккумулировать все свои ресурсы и выложиться на полную, чтобы бежать быстрее других, как в спорте.
8. Люди всегда идут за лидером. Важно уметь своей энергетикой заражать коллектив. Особенно в кризис. А если сам сидишь унылый и поникший, упадническое настроение по коллективу расползается со скоростью лесного пожара. И тогда пиши пропало. И в моей жизни были такие моменты. Кризисный 2008 год мы пережили без серьезных потерь, более того, даже заработали самую высокую прибыль в истории компании. А затем, став лидерами рынка, расслабились и отдали конкурентам большую долю рынка. Когда положение дел уже грозило стать критическим, мне пришлось вернуться к оперативному управлению, чтобы разобраться: как вышло так, что «Калинка» стремительно теряет завоеванные позиции. Года три разбирался, чуть в депрессию сам себя не вогнал. И как раз в это время пробежал первый свой километр, получил огромный заряд эндорфинов и как-то сразу воспрял духом. Так что верный совет, когда впадаешь в уныние и не видишь выхода из сложной ситуации — просто надевай кроссовки и беги. Через час все пройдет. И решение само собой в голове сложится, даже и не одно. Это правда работает, сто процентов.
9. То, что в СССР была самая вкусная колбаса, — миф, конечно. Я в этом неплохо разбираюсь: до сих пор все ГОСТы в памяти крепко вбиты, могу каждую рецептуру повторить в любой момент. Дело в том, что пищевые привычки и предпочтения людей со временем меняются. Мы уже не сможем есть колбасу по рецептуре 1936-ого года, так как ингредиентные компании полностью изменили пищевые привычки потребителей. Новые технологии и рецептуры подразумевают гораздо большее количество специй и пряностей, которые делают вкус колбас и готовых блюд более ярко выраженным. И сегодня советская «Докторская» показалась бы вам слишком пресной, безвкусной.
10. Было время, когда мне начинало казаться, что жизнь удалась и я всего на свете уже достиг. И я расслабился. Жил в свое удовольствие: охота, рыбалка, активный отдых — словом, стандартный мужской набор увлечений. И путешествия: за десять лет я объехал, без преувеличения, весь мир. Поверьте на слово — это очень быстро надоедает. Человеку нужна цель. И я долго мучился, искал ее. Для кого-то это стать абсолютным лидером в бизнесе, для другого — заработать сто миллионов долларов. Мне жизненную цель подсказала бабушка, которая не дожила всего 25 дней до своего 101-летия. Я тоже поставил себе цель дожить до ста лет. План прост: правильное питание, физическая активность, чтобы тело не застаивалось, и постоянные тренировки мозга, чтобы избежать старческой деменции. Это, к слову, имеет приятный «побочный эффект»: сейчас, накануне своего 60-летия, я чувствую себя гораздо более крепким, выносливым и здоровым, чем десять лет назад.
11. Я пробовал силы в разных сферах: инвестировал серьезные суммы в ценные бумаги, коммерческую недвижимость, открыл собственный кондитерский цех, фитнес-клуб. Но в итоге пришел к заключению, что настоящий профессионал не может быть широкого профиля. Он всегда бьет в одну точку. Сегодня все направления бизнеса «Калинки»: производство мясной продукции, логистика, развитие розничной сети — плотно увязаны друг с другом, и этот симбиоз многократно усиливает позиции компании на рынке.
12. На сегодняшний я передал детям компанию с планом развития компании до 2030 года: сессии стратегического планирования мы проводим не раз в год, а раз в квартал, четко отслеживая динамику: что сделано за квартал, какой эффект это дало. Ключевые направления: фокус на готовую продукцию, развитие сети фирменных магазинов и столовых. Располагая большим автопарком, компания может стать надежным дистрибьютором для федеральных компаний, которые производят пищевую продукцию, требующую особых условий хранения при перевозке. Важный аспект — забота об экологии, переработка отходов. Получена лицензия на образовательную деятельность и планируется создать полноценный корпоративный университет. Когда есть четкий план развития и каждый сотрудник досконально знает, что ему следует сделать сегодня, завтра, послезавтра, через месяц, через год, то компания становится устойчивой к внешним угрозам. Тактика все время корректируется с учетом меняющейся рыночной конъюнктуры, но сама стратегия остается неизменной. Так что нет оснований бояться завтрашнего дня.