«Самое сложное — объяснить, что мы продаем не очки, а хорошее зрение», — Артём Власенко

«Бизнес — это бирюзовый океан. Не хочется проливать кровь в бизнес-войнах. Я не стремлюсь к абсолютному, бескомпромиссному лидерству. Если работать честно и корректно, места на рынке хватит всем».

Первый «Оптик-Центр» открылся в центре Челябинска 22 года назад, а сегодня сеть насчитывает уже 24 оптики. Салоны «Оптик-Центр» есть в Магнитогорске, Озерске, Копейске. «Оптик-Центр» — это «супермаркет хорошего зрения»: интернет-магазин, мастерская по изготовлению и ремонту очков, служба доставки, а с 2007 года — еще и сеть офтальмологических клиник. Сейчас под брендом «Оптик-Центр» в Челябинске работают три диагностических центра, а в прошлом году открылся хирургический центр высотой в шесть этажей. О том, почему бескомпромиссная гонка за лидерством в долгосрочной перспективе оказывается проигрышной в сравнении со стратегией голубого океана, и других правилах бизнеса Артём Власенко рассказал «Деловому кварталу».

1. Прежде чем браться за что-то, необходимо все изучить от и до, до каждой мелочи. И лучше — не в теории, а самому пройти этот путь. Не боятся начинать с азов. Проводником в мир офтальмологии для меня, студента Челябинской медицинской академии, стала Ольга Анатольевна Павленко, заведующая отделением Челябинской железнодорожной больницы: она делилась знаниями и опытом, привозила книги с научных конференций, которых иначе было просто не достать и которые я прочитывал от корки до корки. Поэтому в интернатуре я знал и понимал уже гораздо больше своих однокурсников, имел даже наглость вступать в полемику с заведующим кафедрой глазных болезней. После окончания академии я три года проработал хирургом в железнодорожной больнице, а затем ушел в бизнес. Этот опыт многое дал: сегодня мы с врачами клиники разговариваем на одном языке.

2. Построить здание клиники, найти деньги — не самое сложное. Главное — войти в эти стены с хорошей командой. С людьми, которые не только являются первоклассными специалистами, но и разделяют твои взгляды, жизненные принципы. Если человек подвел, причем намеренно, ему больше нет места ни в моей компании, ни в моей жизни. Взрослых людей бесполезно перевоспитывать, поэтому расстаемся без сожалений. Иногда сомневаюсь, не слишком ли высоко задрана планка, а потом смотрю на коллектив: со многими работаем уже более двадцати лет. Значит, все делаю правильно.

3. В моем представлении офтальмологический бизнес — это бирюзовый океан. Не хочется проливать кровь в бизнес-войнах. Я не стремлюсь к абсолютному, бескомпромиссному лидерству, не ставлю целью сделать очки всем людям в городе. Это невозможно. Если работать честно и корректно, места на рынке хватит всем. В свое время мы вышли на крайне конкурентный рынок и смогли занять на нем свою нишу. И сейчас, спустя двадцать два года, есть «Оптик-центр», который занимает около 50% рынка, и все остальные. Думаю, потенциал дальнейшего расширения здесь исчерпан. Возможно, пойдем в другие регионы страны. Как мне кажется, коллегам надо бояться не «Оптик-центра», а крупных федеральных сетей, которые неприкрыто демпингуют, встают дверь в дверь и переманивают кадры. Мы придем не конкурировать, а вместе с игроками развивать отрасль.

4. Иногда изумляешься, с каким упорством владельцы и управляющие бизнеса борются со своими клиентами: ищут любую лазейку, чтобы не вернуть деньги за тот товар, который не устроил покупателя, обвиняют в лукавстве и потребительском экстремизме. Это сквозит у большинства игроков на рынке. Да, это тоже встречается, но это минимальный процент: может, один человек из сотни. И, рассуждая так, ты обижаешь остальных 99 человек. Мы ни разу не были в суде. Если человек, который вчера приобрел очки, вернулся разочарованным, никто не будет уговаривать его: «Поносите еще немного, привыкните». Или заявлять: «Напишите заявление, через неделю рассмотрим». Мы просто вернем деньги — с улыбкой на лице, с легким сердцем и надеждой, что однажды этот человек вернется за новой парой очков. Иногда вот это мое отношение, щепетильность, граничат с каким-то сумасшествием. Но я уверен: мы успешны, потому что другие. Если будем как все – потеряемся в конкурентном поле.

5. Пионерам всегда летят стрелы в спину. Но я искренне верю, что сеть из Челябинска может стать лучшей в стране. Надо метить к звездам, тогда окажешься на вершине.

6. Прошли те времена, когда во время открытия каждого нового салона выстраивалась очередь и приходилось порционно запускать людей. Сейчас рынок крайне насыщенный. Мы как сильный игрок можем позволить себе смелые эксперименты, как открытие креативного, молодежного пространства C-U. Или, допустим, попробовать зайти в нишу спортивных очков, которая традиционно была «хлебом» магазинов спорттоваров. Поиск новых идей, брендов, подходов не прекращается никогда.

7. Безусловно, я просчитываю новые проекты, экономику бизнеса. Но делаю это далеко не так скрупулезно, как требуют учебники. Где точный, досконально выверенный расчет, сугубо практический подход, там, как мне кажется, неизбежно теряется что-то важное, что порой не выразить словами. Я иду по другому пути — создавая комфорт и для пациентов, и для врачей, специалистов. Я не чужд классике бизнеса, но успех зачастую связан с нестандартным подходом. Иногда стоит рискнуть, довериться интуиции. И выиграть главный приз.

8. Я не гонюсь за ежесекундной выгодой. Я всегда знал, что строю бизнес вдолгую. Придерживался выбранной стратегии лет десять, а затем проводил отсечку.

«Самое сложное — объяснить, что мы продаем не очки, а хорошее зрение», — Артём Власенко 1

9. Собственник бизнеса должен смотреть вдаль, на перспективу: так рождаются крутые, масштабные идеи. Кажется, вот только построили клинику, а я уже строю новые планы. Мои мечты и проекты подчас и мне самому кажутся несбыточными, недостижимыми, а спустя время оказывается, что и решение было интуитивно принято правильное, и момент выбран самый подходящий. Так было и с клиникой. Все-таки пандемия, не самое простое время, чтобы ввязываться в такие крупные инвестпроекты — а мы построили за рекордный срок, за год и четыре месяца. Сегодня приходишь и видишь: в гардеробе нет свободных крючков. Значит, все хорошо. За год я провел, наверное, пятьдесят экскурсий по клинике: для чиновников, коллег по бизнесу, детей. Идешь и хочется показать, сколько людей в клинике. А в коридорах очередей нет, потому что все грамотно спланировано, при том, что у ведущих специалистов клиники прием расписан на две-три недели вперед. И получается, как в том анекдоте: «Видишь людей? А они есть!»

10. Пожалуй, самое сложное — объяснить сотрудникам, что мы продаем не очки, а хорошее зрение. Многие пациенты десятилетиями мучаются с плохим зрением, комплексуют, ненавидят очки, но уверены: ничего нельзя сделать. А это не так. И наша задача — не просто предложить очки в красивой и модной оправе, а максимально расширить угол зрения на проблему, используя практически все известные в мире методики. К примеру, можно взять не готовые очки, а сделать на заказ, и линзы выбрать не просто с диоптриями, а еще и фотохромные или специальные для вождения. Или взять не только очки, а еще и контактные линзы, чтобы было удобно спортом заниматься. Или вообще сделать операцию и забыть о плохом зрении навсегда. Чтобы люди знали: всегда есть альтернатива.

11. Скажи мне, какие очки ты носишь, и я скажу, кто ты. Оправа очков — важный элемент имиджа. За пару десятилетий накопились интересные наблюдения: так, очки в роговой оправе выбирают интеллигенты и интеллектуалы. Для окружающих люди в очках выглядят успешнее остальных, потому что изначально их носили только состоятельные люди и до сих пор очки воспринимаются как символ успеха. Люди в очках вызывают больше доверия, особенно если оправа тяжелая и массивная, например, роговая. Очки в круглой оправе предпочитают люди творческие, а в тонкой металлической оправе — те, кто, напротив, не стремится быть на виду. Оправы ярких тонов подчеркивают оригинальность и вкус своего владельца, его творческую энергию, энтузиазм и уверенность в себе.

12. Быть амбассадором бренда — одна из приятных обязанностей собственника бизнеса. Я — лицо компании в публичном пространстве, поэтому просто не имею морального права появиться где-то в плохих очках. Предпочитаю разные оправы: чередую их в зависимости от настроения, подбираю под одежду… В моей коллекции за последние четыре года скопилось, наверное, уже пятнадцать пар очков, а то и больше. И дело не только в модных трендах. Нельзя носить одну пару всю жизнь: меняется рефракция, становится неудобно. Кроме того, новые очки — это всегда новые эмоции.

13. Следовать только вкусам потребителя — ошибка. Мой бизнес стоит на границе офтальмологии и моды. Выбирая оправы для ассортимента, я отдаю предпочтение ярким цветам, необычным формам. Серое, черное, коричневое всегда хорошо продается, но хочется знакомить людей с мировыми модными трендами, подталкивать их стать смелее.

14. Если назвать слово, которое меня в той или иной степени определяет, то это curiosity, любопытство. Мне все на свете интересно. Любопытные люди всегда генерят идеи, мечтают, и их энергия двигает мир вперед.  

15. Я не вижу себя вне Челябинска. От рассуждений, что пора уезжать, становится не по себе: неужели участь промышленного миллионника — это город-призрак? А что мы сделали, чтобы жить лучше? Я чувствую ответственность за Челябинск, бизнес, сотрудников. Стараюсь дать людям возможность работать и жить в благополучии и создаю красоту вокруг себя. Не только клиника, но и все пространство вокруг нее стало приятным местом: парковка, ландшафтный дизайн, стела. Мне приятно тратить деньги на красивые вещи. Делаю это с легкостью, потому что верю: красота спасет мир.

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.