«Самое сложное — объяснить, что мы продаем не очки, а хорошее зрение», — Артём Власенко

«Бизнес — это бирюзовый океан. Не хочется проливать кровь в бизнес-войнах. Я не стремлюсь к абсолютному, бескомпромиссному лидерству. Если работать честно и корректно, места на рынке хватит всем».

Первый «Оптик-Центр» открылся в центре Челябинска 22 года назад, а сегодня сеть насчитывает уже 24 оптики. Салоны «Оптик-Центр» есть в Магнитогорске, Озерске, Копейске. «Оптик-Центр» — это «супермаркет хорошего зрения»: интернет-магазин, мастерская по изготовлению и ремонту очков, служба доставки, а с 2007 года — еще и сеть офтальмологических клиник. Сейчас под брендом «Оптик-Центр» в Челябинске работают три диагностических центра, а в прошлом году открылся хирургический центр высотой в шесть этажей. О том, почему бескомпромиссная гонка за лидерством в долгосрочной перспективе оказывается проигрышной в сравнении со стратегией голубого океана, и других правилах бизнеса Артём Власенко рассказал «Деловому кварталу».

1. Прежде чем браться за что-то, необходимо все изучить от и до, до каждой мелочи. И лучше — не в теории, а самому пройти этот путь. Не боятся начинать с азов. Проводником в мир офтальмологии для меня, студента Челябинской медицинской академии, стала Ольга Анатольевна Павленко, заведующая отделением Челябинской железнодорожной больницы: она делилась знаниями и опытом, привозила книги с научных конференций, которых иначе было просто не достать и которые я прочитывал от корки до корки. Поэтому в интернатуре я знал и понимал уже гораздо больше своих однокурсников, имел даже наглость вступать в полемику с заведующим кафедрой глазных болезней. После окончания академии я три года проработал хирургом в железнодорожной больнице, а затем ушел в бизнес. Этот опыт многое дал: сегодня мы с врачами клиники разговариваем на одном языке.

2. Построить здание клиники, найти деньги — не самое сложное. Главное — войти в эти стены с хорошей командой. С людьми, которые не только являются первоклассными специалистами, но и разделяют твои взгляды, жизненные принципы. Если человек подвел, причем намеренно, ему больше нет места ни в моей компании, ни в моей жизни. Взрослых людей бесполезно перевоспитывать, поэтому расстаемся без сожалений. Иногда сомневаюсь, не слишком ли высоко задрана планка, а потом смотрю на коллектив: со многими работаем уже более двадцати лет. Значит, все делаю правильно.

3. В моем представлении офтальмологический бизнес — это бирюзовый океан. Не хочется проливать кровь в бизнес-войнах. Я не стремлюсь к абсолютному, бескомпромиссному лидерству, не ставлю целью сделать очки всем людям в городе. Это невозможно. Если работать честно и корректно, места на рынке хватит всем. В свое время мы вышли на крайне конкурентный рынок и смогли занять на нем свою нишу. И сейчас, спустя двадцать два года, есть «Оптик-центр», который занимает около 50% рынка, и все остальные. Думаю, потенциал дальнейшего расширения здесь исчерпан. Возможно, пойдем в другие регионы страны. Как мне кажется, коллегам надо бояться не «Оптик-центра», а крупных федеральных сетей, которые неприкрыто демпингуют, встают дверь в дверь и переманивают кадры. Мы придем не конкурировать, а вместе с игроками развивать отрасль.

4. Иногда изумляешься, с каким упорством владельцы и управляющие бизнеса борются со своими клиентами: ищут любую лазейку, чтобы не вернуть деньги за тот товар, который не устроил покупателя, обвиняют в лукавстве и потребительском экстремизме. Это сквозит у большинства игроков на рынке. Да, это тоже встречается, но это минимальный процент: может, один человек из сотни. И, рассуждая так, ты обижаешь остальных 99 человек. Мы ни разу не были в суде. Если человек, который вчера приобрел очки, вернулся разочарованным, никто не будет уговаривать его: «Поносите еще немного, привыкните». Или заявлять: «Напишите заявление, через неделю рассмотрим». Мы просто вернем деньги — с улыбкой на лице, с легким сердцем и надеждой, что однажды этот человек вернется за новой парой очков. Иногда вот это мое отношение, щепетильность, граничат с каким-то сумасшествием. Но я уверен: мы успешны, потому что другие. Если будем как все – потеряемся в конкурентном поле.

5. Пионерам всегда летят стрелы в спину. Но я искренне верю, что сеть из Челябинска может стать лучшей в стране. Надо метить к звездам, тогда окажешься на вершине.

6. Прошли те времена, когда во время открытия каждого нового салона выстраивалась очередь и приходилось порционно запускать людей. Сейчас рынок крайне насыщенный. Мы как сильный игрок можем позволить себе смелые эксперименты, как открытие креативного, молодежного пространства C-U. Или, допустим, попробовать зайти в нишу спортивных очков, которая традиционно была «хлебом» магазинов спорттоваров. Поиск новых идей, брендов, подходов не прекращается никогда.

7. Безусловно, я просчитываю новые проекты, экономику бизнеса. Но делаю это далеко не так скрупулезно, как требуют учебники. Где точный, досконально выверенный расчет, сугубо практический подход, там, как мне кажется, неизбежно теряется что-то важное, что порой не выразить словами. Я иду по другому пути — создавая комфорт и для пациентов, и для врачей, специалистов. Я не чужд классике бизнеса, но успех зачастую связан с нестандартным подходом. Иногда стоит рискнуть, довериться интуиции. И выиграть главный приз.

8. Я не гонюсь за ежесекундной выгодой. Я всегда знал, что строю бизнес вдолгую. Придерживался выбранной стратегии лет десять, а затем проводил отсечку.

«Самое сложное — объяснить, что мы продаем не очки, а хорошее зрение», — Артём Власенко 1

9. Собственник бизнеса должен смотреть вдаль, на перспективу: так рождаются крутые, масштабные идеи. Кажется, вот только построили клинику, а я уже строю новые планы. Мои мечты и проекты подчас и мне самому кажутся несбыточными, недостижимыми, а спустя время оказывается, что и решение было интуитивно принято правильное, и момент выбран самый подходящий. Так было и с клиникой. Все-таки пандемия, не самое простое время, чтобы ввязываться в такие крупные инвестпроекты — а мы построили за рекордный срок, за год и четыре месяца. Сегодня приходишь и видишь: в гардеробе нет свободных крючков. Значит, все хорошо. За год я провел, наверное, пятьдесят экскурсий по клинике: для чиновников, коллег по бизнесу, детей. Идешь и хочется показать, сколько людей в клинике. А в коридорах очередей нет, потому что все грамотно спланировано, при том, что у ведущих специалистов клиники прием расписан на две-три недели вперед. И получается, как в том анекдоте: «Видишь людей? А они есть!»

10. Пожалуй, самое сложное — объяснить сотрудникам, что мы продаем не очки, а хорошее зрение. Многие пациенты десятилетиями мучаются с плохим зрением, комплексуют, ненавидят очки, но уверены: ничего нельзя сделать. А это не так. И наша задача — не просто предложить очки в красивой и модной оправе, а максимально расширить угол зрения на проблему, используя практически все известные в мире методики. К примеру, можно взять не готовые очки, а сделать на заказ, и линзы выбрать не просто с диоптриями, а еще и фотохромные или специальные для вождения. Или взять не только очки, а еще и контактные линзы, чтобы было удобно спортом заниматься. Или вообще сделать операцию и забыть о плохом зрении навсегда. Чтобы люди знали: всегда есть альтернатива.

11. Скажи мне, какие очки ты носишь, и я скажу, кто ты. Оправа очков — важный элемент имиджа. За пару десятилетий накопились интересные наблюдения: так, очки в роговой оправе выбирают интеллигенты и интеллектуалы. Для окружающих люди в очках выглядят успешнее остальных, потому что изначально их носили только состоятельные люди и до сих пор очки воспринимаются как символ успеха. Люди в очках вызывают больше доверия, особенно если оправа тяжелая и массивная, например, роговая. Очки в круглой оправе предпочитают люди творческие, а в тонкой металлической оправе — те, кто, напротив, не стремится быть на виду. Оправы ярких тонов подчеркивают оригинальность и вкус своего владельца, его творческую энергию, энтузиазм и уверенность в себе.

12. Быть амбассадором бренда — одна из приятных обязанностей собственника бизнеса. Я — лицо компании в публичном пространстве, поэтому просто не имею морального права появиться где-то в плохих очках. Предпочитаю разные оправы: чередую их в зависимости от настроения, подбираю под одежду… В моей коллекции за последние четыре года скопилось, наверное, уже пятнадцать пар очков, а то и больше. И дело не только в модных трендах. Нельзя носить одну пару всю жизнь: меняется рефракция, становится неудобно. Кроме того, новые очки — это всегда новые эмоции.

13. Следовать только вкусам потребителя — ошибка. Мой бизнес стоит на границе офтальмологии и моды. Выбирая оправы для ассортимента, я отдаю предпочтение ярким цветам, необычным формам. Серое, черное, коричневое всегда хорошо продается, но хочется знакомить людей с мировыми модными трендами, подталкивать их стать смелее.

14. Если назвать слово, которое меня в той или иной степени определяет, то это curiosity, любопытство. Мне все на свете интересно. Любопытные люди всегда генерят идеи, мечтают, и их энергия двигает мир вперед.  

15. Я не вижу себя вне Челябинска. От рассуждений, что пора уезжать, становится не по себе: неужели участь промышленного миллионника — это город-призрак? А что мы сделали, чтобы жить лучше? Я чувствую ответственность за Челябинск, бизнес, сотрудников. Стараюсь дать людям возможность работать и жить в благополучии и создаю красоту вокруг себя. Не только клиника, но и все пространство вокруг нее стало приятным местом: парковка, ландшафтный дизайн, стела. Мне приятно тратить деньги на красивые вещи. Делаю это с легкостью, потому что верю: красота спасет мир.

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.