«Социальный бизнес может быть маржинальнее классического»

Решать самые острые проблемы общества и зарабатывать на этом — звучит странно или логично? Почему социальный бизнес — не благотворительность, какие здесь работают законы и инструменты — читайте далее.

Социальное предпринимательство — относительно новая форма деятельности, внесённая в российские реестры лишь три года назад. Что отличает социальный бизнес? Решение социальных проблем в ходе работы и широкие льготные опции.

Соцпредприниматели могут получить поддержку от государства в виде льгот и субсидий, права пользования государственным или муниципальным имуществом, а также информационную, консультационную и методическую поддержку, содействие в поиске деловых партнеров (в том числе на ярмарках, деловых конгрессах, выставках) и помощь в организации обучения сотрудников. При этом социальный бизнес остаётся бизнесом, и никто не может запретить ему получать существенную прибыль. Представители различных структур, занятых развитием социального предпринимательства, собрались на форуме Общественной палаты в Москве, чтобы обсудить современные тенденции в этой сфере.

Директор магистерской программы «Менеджмент» СПбГУ Юлия Арай рассказала, что 15 лет назад бизнес и социальное предпринимательство были разделены гораздо серьёзнее и лишь в последние годы наметилась тенденция к сочетанию бизнеса и НКО.

Сегодня мы видим, что многие социальные предприниматели имеют две организационно-правовые формы и сочетают признаки разных финансовых моделей. Определённо они сейчас стали сложнее, потому что сочетание коммерческой и некоммерческой формы работы позволяет достичь устойчивости, — заявила Юлия Арай.

По её словам, удачное решение для социального бизнеса — кросс-платформенные решения, когда одна коммерческая деятельность даёт ресурсы для другой. При этом прибыль может приносить и непосредственно социальная деятельность. О своём опыте рассказал создатель кадрового агентства для людей с особенностями развития «Особая сборка» Игорь Ананьев.

Мы перенесли в условия рыночной экономики модель советских учёных, которая позволяет массово трудоустраивать людей с расстройствами аутистического спектра и особенностями развития. Мы трудоустраиваем их на простейшие работы за среднерыночные зарплаты, и на их услуги всегда хороший спрос. Наши ребята чётко выполняют инструкцию, очень лояльны к работодателю, а по мере своей трудовой деятельности социализируются и могут выходить на открытый рынок труда, — поделился он.

«Социальный бизнес может быть маржинальнее классического» 1

Игорь Ананьев подчеркнул, что всю социальную деятельность — психологическую поддержку подопечных, сотрудничество с тьюторами и так далее — компания обеспечивала самостоятельно.

Представитель комиссии по развитию экономики Общественной палаты Евгения Дмитриева считает, что новое поколение уже отказалось от стереотипа «на социальных проектах неловко зарабатывать».

Мы боремся с убеждением, что социальное предпринимательство убыточно. Как только инвесторы слышат слово «благотворительность», приходится долго объяснять, что это устойчивый бизнес, он приносит доход и прибыль. Иногда мы видим, что социальные бизнесы обладают даже более высокой маржинальностью, чем классические, — отмечает она.

Особенно прибыльными и привлекательными для инвесторов Евгения Дмитриева назвала проекты, связанные с цифровыми сервисами и другими технологиями.

Да, социальный бизнес часто далек от «цифры», но есть очень успешные проекты именно такого плана, которые привлекают международные инвестиции и быстро растут. Я часто слышу, что для такого проекта нужно собрать IT-команду, это долго, дорого и так далее, но сейчас есть очень простые инструменты, доступные действительно каждому, — утверждает член ОП.

Исполнительный директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Юлия Жигулина соглашается с тем, что личные сантименты в успешном социальном бизнесе не должны затмевать дело.

Для социального предпринимателя эффект — это решение той или иной острой социальной проблемы, изменение качества жизни некой целевой аудитории. Да, для лидера социального бизнес-проекта это зачастую личная боль, отсюда приходит личное понимание, как нужно решать конкретную проблему. Но инвесторов интересуют цифры, поэтому мы считаем социальный эффект и в денежном выражении. Я могу вам сказать, что в среднем один рубль вложенных денег сейчас окупается втрое.

Андрей Андрусов отметил, что социальная составляющая сегодня важна для любого бизнеса. Имидж любого предприятия влияет на тактику инвесторов, стоимость акций и так далее. Инвесторы ищут, как можно стать полезными обществу, соглашается Валерия Завгородняя, программный директор Impact Hub Moscow. Однако ключевое для человека, вкладывающего во что-то свои деньги — всё-таки прибыль.

Социальный эффект бизнеса основан на его устойчивости. То, что живёт исключительно на деньги «доноров» и гранты, нестабильно. Инвестор не придёт в проект, который генерирует убыток. Важно обучение социальных предпринимателей, потому что в это зачастую приходят люди далёкие от бизнеса. Они не владеют инструментами самопрезентации, финансовыми инструментами, не составляют какой-то бизнес-модели, руководствуясь исключительно целью «причинять добро». Когда мы спрашиваем их о потенциальных источниках финансирования, все называют внешние источники и никто не задумывается о внутренних, — говорит Валерия Завгородняя.

Неопытные предприниматели действительно сталкиваются с самыми разными проблемами: так, создатель инклюзивной мастерской Vareniki, в которой работают выпускники детских домов Пензенской области, Анна Чупракова была готова ко многому, но не к тому, что её продукцию отклонят потребители.

Мы провели предварительное исследования рынка, но не спрогнозировали один момент: готовы ли люди есть продукцию, изготовленную руками бывших детдомовцев. Мы опросили людей, только когда уже открывали цех, и часть признались, что не готовы. В Москве мы написали бы крупными буквами на упаковке, кто это делает и зачем. Мы очень хотим этим проектом в том числе доказать людям, что выпускники детских домов такие же люди и им можно доверять, они, условно говоря, не плюнут в пельмень, — рассказывает она.

«Социальный бизнес может быть маржинальнее классического» 2

Несмотря на трудности, социальный предприниматель ищет пути развития для бизнеса и настаивает на том, что такие проекты гораздо полезнее обществу, чем традиционные пособия для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Многоплановый бизнес, решающий социальные проблемы, может сейчас оказаться особенно нужным государству и людям.

Социальное предпринимательство заходит в те сферы, где не справляются другие участники системы, оно привыкло работать в турбулентной ситуации, а кризисы порождают спрос на продукты и решения социальных предпринимателей, — резюмирует Евгения Дмитриева.

Читайте также: «В сфере благотворительности действуют те же законы, что и в бизнес-среде»

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.