«При любом раскладе эта ниша останется»: опыт предпринимателя с непопулярным бизнесом

«Что делать? Для начала — очистить голову от инфошума, не погружаться в лишнюю тревогу, сконцентрироваться на ежедневных рабочих задачах. Кризис — время не воевать, а сотрудничать с конкурентами».

Десять лет назад Борис Топильский начинал собственный бизнес, имея всего пять тысяч в кармане. А в прошлом году оборот компании, которая развивается по франшизе в пятидесяти городах страны, составил без малого 1 млрд руб. О полном драматических моментов пути становления бизнеса основатель и генеральный директор «Вторпроекта» Борис Топильский рассказал в интервью CHEL.DK.RU.

Главная ошибка начинающих предпринимателей — не делать

Борис Топильский — из числа тех, кого принято называть self-made men: он запустил бизнес по сбору вторсырья в Челябинске фактически без стартового капитала и за десять лет построил компанию «Вторпроект» с оборотом в 950 млн руб. и подразделениями в 50 городах страны.

Вопрос, может быть, до крайней степени банальный, но необходимый: как вообще пришла в голову идея построить бизнес по сбору вторсырья?

— Я на самом деле еще до армии много чем пробовал заниматься. В том числе — создавал сайты для разных компаний, даже свой молодежный портал сделал. Попутно неплохо разобрался в интернет-маркетинге. У родителей одного из моих друзей был небольшой семейный бизнес — пункт приема вторсырья: макулатуры, стеклотары и прочего. Так вот, они предложили запустить рекламную кампанию в интернете о том, что скупают старый картон по два рубля за килограмм. Я уже примерно представлял, как всё это раскрутить, потому что эту историю уже на грузчиках отработал. И я договорился, что буду брать маленький процент с каждой заявки. Но заявок оказалось так много, что бизнес просто не справился, захлебнулся в их потоке.

Больше десяти лет прошло, а я до сих пор прекрасно помню тот вечер: я только-только вернулся из армии, планов на жизнь, идей, как зарабатывать, не было никаких. Мы сидели с друзьями на челябинском Арбате, пили пиво, и я предложил: «А может, вторсырьем займемся?»

Стартового капитала, понятное дело, не было никакого. Это серьезно, без всякого преувеличения. Мне вот отец, допустим, пять тысяч дал. Один из друзей взял в банке кредит — тысяч девяносто, кажется. Купили разбитую «газель», еще карбюраторную, начали по городу кататься и собирать картон.

И, как говорится, всё закрутилось?

— Если бы (усмехается. — Прим. ред.). В машинах никто из нас, понятное дело, не разбирался, и поэтому я вообще не придал значения, когда загорелась какая-то красная лампочка на приборной доске. И через неделю «приехал» на капитальный ремонт двигателя. За который мы отдали тысяч тридцать. Но на этом история не закончилась: в течение двух месяцев было еще две капиталки. Машина вечно стояла в ремонте. Хотя вообще «газель» — машина на века, практически неубиваемая, с ней не пропадешь даже в самые лихие времена.

Как нарабатывалась база?

— Поначалу я договаривался с маленькими магазинами, которые выбрасывают каждый день по 10-20 кг макулатуры. Закупочные цены на картон на комбинате в то время были совсем невысокими, меньше двух рублей за килограмм. Так что, сделав несколько рейсов на «газели» и сдав четыреста килограммов, я выручал за день рублей семьсот всего. Компаньонам казалось, что дело не стоит выеденного яйца. Потом я пошел туда, с кем никто не работал: «Красное&Белое» в то время была еще локальным проектом, а не федеральной сетью с 15 тыс. магазинов. И я за маленькую копеечку объезжал 100-150 магазинов. Сделал тент высотой 2,4 метра, чтобы за раз загружать тонну макулатуры — у меня была, наверное, самая высокая «газель» в городе.

Так или иначе, в первые полгода денег не было. Вообще. Постоянно занимали у родственников, друзей, знакомых. Короче, улетели в глубокие минуса. Переживали, конечно, до седины. Один из бизнес-партнеров в первый же год сдался, ушел. Второй протянул еще примерно с год.

У вас нет обиды на это?

— Нет, я сам виноват. В партнерстве надо уметь работать. А я всё время неосознанно перекладывал ответственность, винил их во всех проблемах. Когда мы расстались, я понял, что дело было не в партнерах. А во мне. В партнерстве гораздо быстрее достигаешь целей, чем в одиночку. Если грамотно распределить зоны ответственности, это приносит плоды достаточно быстро. Главное — не вторгаться на чужую территорию.

И все-таки почему они ушли, а вы нет?

— Не хватило терпения, наверное.

Бизнес с нуля всегда тяжело начинать. А у меня просто не было пути назад, даже мысли такой в голове не было. Я же с детства упертый. И предпринимательская жилка уже тогда была.

Я в школе продавал диски с фильмами: покупал «болванки» за пять рублей, брал в прокате на вечер какую-нибудь новинку за десятку и переносил в свой компьютер, раскидывал прайс-листы по классам и собирал заявки. За сорок рублей расходилось просто влет.

Сейчас о такой высокой маржинальности, наверное, остается только мечтать?

— Ну да (усмехается. — Прим. ред.).

Словом, я с детства знал, что стану заниматься бизнесом. Не пойду на завод. Так что выбора не было: уперся лбом — и вперед. Денег не было, но я видел перспективу, знал, что, если объемы вырастут, будет совершенно другая выручка. Чуйка, наверное, какая-то была. Ну и сдаваться я просто очень уж не люблю. Считаю, что это проявление слабости, что ли. Я не особо этим горжусь, иногда действительно разумнее вовремя отказаться от провальной идеи, а мне характер не дает.

Оглядываясь назад, на эти десять лет, какая самая большая ошибка начинающих предпринимателей, как вам кажется?

— Не делать. Мечтать, строить планы — и при этом не делать ровным счетом ничего. Предприниматель — это не самый умный человек точно. Предприниматель — это самый деятельный. Который каждый день делает для достижения цели хоть что-то. Набивает шишки, заносит ошибки в полезный опыт и снова что-то предпринимает. А те, кто годами размышляет о том, как было бы хорошо открыть свое дело, но при этом бездействует, — это не предприниматели по духу. В предпринимательство многие приходят с ложными установками, мечтают перестать работать «на дядю». Но предприниматель вкалывает больше всех наемных сотрудников, с утра до ночи, без выходных и поначалу — почти без денег.

Мне все вокруг говорили: «Не получится». Это нормально. Меня и сейчас обесценивают на каждом углу: если ты присутствуешь в социальных сетях, к этому стоит относиться как к неизбежному злу.

Вас, блогера с аудиторией порядка пятидесяти тысяч подписчиков в Ютубе и Инстаграме (запрещен на территории РФ), всё еще задевает хейт?

— Любого это задевает. Я не поверю человеку, который будет утверждать, что он совершенно равнодушен к тому, как его оценивают окружающие. Со временем я научился обращать на это меньше внимания, а когда-то резко реагировал. Сейчас просто не читаю комментарии под блогом: если вчитываться, невольно концентрируешься только на негативных отзывах и постепенно сам опускаешься до их тона. Если это конструктивная критика — без проблем. А если пишут: «Я тебя найду и лицо порежу» — просто в бан отправляю психопатов.

«При любом раскладе эта ниша останется»: опыт предпринимателя с непопулярным бизнесом 1

Есть стереотип, что бизнес по приему вторсырья — скажем так, полукриминальный. Это действительно так?

— Возможно, раньше, давно, так и было. Но сейчас — точно нет. А может, это просто мое восприятие изменилось. Люди же притягивают других людей.

И если я на заре становления бизнеса был парнем с Ленинского, который общался в стиле «чо-каво?», то стоит ли удивляться, что конкуренты сожгли мою приёмку? Я тоже долгое время думал, что бизнес — это криминал. Что честно нормальных денег не заработать. Что надо всё силой завоевывать — чуть ли не дрались с другими скупщиками за хлебные места. Но это же бред какой-то.

У меня на нервной почве начались даже панические атаки: только переступаешь порог дома — начинаешь задыхаться, падать в обморок. Заходишь в отделение банка — и полностью теряешь ориентацию в пространстве, туннельное зрение, безотчетный страх, тревога. Не спишь, не ешь, разные мысли… о смерти.

А когда есть страх смерти, это сильно влияет на мотивацию — хочется всё-всё успеть.

Стал ходить на разные бизнес-тренинги, и как будто глаза открылись: дошло, что успешный бизнес — это вообще про другое. Про инвестиции, маркетинг, команду, технологии. А там, в первобытном строе, нет будущего. Полностью сменил окружение. Недавно вот ко мне приходил друг детства, полупьяный уже с утра, на работу просился. Но нет.

Никогда не было желания, заработав стартовый капитал, заняться чем-то другим?

— Почему же? Я тестировал разные бизнесы, даже общепит открывал — на два года хватило, потом бросил, хотя деньги были нормальные. А вот история с бизнес-тренингами увлекла гораздо сильнее: несколько лет я выступал на публике как бизнес-тренер, открывал в Челябинске дом «Бизнес-молодости», был ментором начинающих предпринимателей. Очень нравилось мне это дело. Но энергии много уходит. Думаю, обязательно вернусь к образовательным проектам, когда бизнес будет крепко стоять на ногах, а пока я всецело сосредоточился на развитии сети по франшизе — это тоже своего рода менторство.

По поводу «Бизнес-молодости» были неоднозначные оценки, некоторые называли их «инфоцыганами». Вы как к этому относитесь?

— Так говорят люди, которые приходят на тренинг, не имея четко сформулированного запроса. А потом утверждают, что их разводят на деньги. Вот я, допустим, если плачу за четырехдневный курс сто тысяч, точно выжму из обучения по максимуму. А если нет конкретной цели и ты приходишь на семинар просто «ради интереса», то и уйдешь ни с чем. Конечно, я видел немало ребят, которые ходили на семинары просто потусоваться. И это тоже неплохо, потому что помогает завести полезные знакомства. Не люблю, когда люди обесценивают то, что не до конца понимают. Чужой труд всегда легко обесценить.

Макулатура — это не мусор, а деньги

За 2021 г. франчайзинговая сеть «Вторпроекта» приняла 39,5 млн т вторсырья, максимальная прибыль, которую показало партнерское подразделение компании, составила 961 тыс. руб. за месяц.

На ваш взгляд, отношение в обществе к сортировке и переработке мусора меняется?

— Да, в последние годы вокруг этого возникла целая движуха: и экотакси, и пункты приема, и акции по разделению мусора.

Строить заводы по сжиганию мусора — это тупиковый путь. Абсолютно точно. А под это выделяется много миллиардов. Ребята просто не разобрались в теме сортировки и переработки мусора. Есть же европейские технологии, давно опробованные. А сжигать — это же просто глупо.

Осознание приходит с определенным уровнем благосостояния?

— Не знаю, правда. У нас был опыт установки контейнеров для раздельного сбора отходов: один дом в Чурилово, другой — в закрытом элитном жилом комплексе. В первом случае от идеи пришлось отказаться практически сразу, а во втором это вполне нормально существовало несколько лет. Но мне бы не хотелось думать, что это связано только с уровнем доходов.

Я сам рос на Сельмаше, денег в семье вечно не хватало. Но мы же не уроды были. Не выбрасывали мусор из окна. Так что, думаю, это не столько про уровень доходов, сколько про воспитание. Вот я лично готов сортировать мусор и никогда не оставлю в лесу, на берегу озера даже стаканчик.

Какими видами вторсырья заниматься особенно выгодно?

— За все сказать не могу, потому что вторсырье подразделяют аж на 23 вида. Мы занимаемся в основном бумагой, картоном и полиэтиленом. Цены на них — не самые высокие, но зато сырья много. Если ты скупаешь картон по 3-5 рублей, а продаешь комбинату даже по 10-11 рублей, то маржа в 6 рублей — ребят, это же прекрасно по нынешним временам! Можно работать спокойно.

«При любом раскладе эта ниша останется»: опыт предпринимателя с непопулярным бизнесом 2

А рынок сбыта вообще большой?

— Да, практически в каждом регионе есть целлюллозно-бумажный комбинат, а то и не один. И многие заточены именно на переработку вторсырья, потому что это дешевле, чем целлюлоза. Из чистой целлюлозы сегодня производится только первоклассная, ультрабелая бумага.

Так что переработка вторсырья — это прямо отдельная ниша, которой еще десять лет назад вообще не было. А теперь есть крупные комбинаты, которые поставляют основу для производства бумаги в основном в Европу и даже, кстати, сырье оттуда завозят, потому что собственного остро не хватает.

Но это всё — ситуация, как вы понимаете, которая была до конца февраля. Пока валютные курсы били рекорды и границы еще не были закрыты, цены на вторсырье тоже подскочили. Но когда опустился железный занавес, начался обратный откат, потому что на внутреннем рынке нет потребности в таком объеме основы для производства бумаги.

Какой момент за прошедшие годы был самым сложным?

— Когда я в самом начале пути, когда всё, казалось бы, стало получаться, купил пресс за полтора миллиона — на тот момент это были не только все мои деньги, но и взятые в долг, кредитные, перекредитные… И он сломался через два дня. Абсолютно новый пресс. Ремонт вылился в большую сумму, плюс простой на три недели. Конечно, стресс жесткий. В тот месяц я заработал минус 500 тысяч рублей.

Не всегда мы зарабатываем деньги. Иногда — опыт. Бизнес — это риски, всегда. Поэтому предпринимательство манит так мало людей. В бизнесе можно заработать большие деньги, а можно эпично прогореть.

Почему вы приняли решение развивать бизнес по франшизе?

— Это очень тяжело — строить бизнес в одиночку: и эмоционально, и физически, и психологически. Особенно когда ставишь высокую планку. Я вот, к примеру, планирую построить комбинат по переработке вторсырья. А это, по примерным оценкам, три миллиарда. Но мало построить: надо загрузить на полную мощность, чтобы отбить затраты. Поэтому сейчас мы стараемся занять заготовительную нишу, чтобы было много сырья. На сегодняшний день в стране около 50 подразделений «Вторпроекта» в разных городах, которые собирают около 5 тысяч тонн сырья. Я бы такого не достиг один точно.

Что входит во франшизу?

— Многое. Мы берем на себя весь маркетинг: генерируем лиды, обрабатываем заявки в кол-центре, принимаем входящие звонки — без выходных, в течение 12 часов. Всё это обходится партнеру в 25 тысяч в месяц — это, по сути, зарплата одного сотрудника. Кроме того, мы договариваемся с крупными комбинатами о сбыте сырья, находим транспорт, выстраиваем логистику. Берем на себя бухгалтерию: открытие ИП, ОКВЭД, ведение отчетности и так далее. При необходимости, если возникают спорные ситуации, можно проконсультироваться у нашего штатного юриста. Два-три месяца проводим обучение по запуску бизнеса: есть четкие цели, чек-лист с распределением обязанностей. Словом, управляющая компания направляет, контролирует, ставит современный управленческий учет, что в малом бизнесе, особенно в стартапах, встречается крайне редко.

Получается, у вас в руках остаются все каналы, бухгалтерия. Держателей франшизы это не пугает?

— Нет. Они в любой момент могут отказаться от франшизы, открыть свой бизнес и назваться, допустим, «Вторпроект-6». В любом случае с франшизой меньше рискуешь потерять деньги, чем если попробуешь самостоятельно запустить бизнес с нуля. Конкуренция здесь, как и, наверное, везде, высокая, но большинство скупщиков живёт по принципу: чем больше объем — тем выше цена. А мы живем по принципу: цены ниже — прибыль выше, регулируем закуп за счет динамического ценообразования.

Кто отрицает технологии и строит бизнес по старинке, тот сдуется уже через несколько лет. Всё сейчас в интернете, все можно оцифровать. Многие начинают бизнес, думая, что это очень просто: договорился, купил-продал. Сам и менеджер, и водитель, и управленец, и на звонки отвечаешь. Это вообще не бизнес. Бизнес — это система: поиск и обучение персонала, постановка задач и контроль их выполнения.

Я тоже в свое время начинал бизнес на коленке, но вовремя исправился, нам удалось занять свою нишу за счет действительно крутых маркетинговых технологий. Чтобы их наработать, требуется время и опыт.

Основные вложения — в транспорт и в пресс?

— Да, хотя бы три миллиона должно быть на старте. И оборотные.

За год с франшизой можно выйти на объем 300 тонн в месяц. Я к этому результату шел восемь лет. Франшиза — это покупка времени.

Чувствуется специфика у разных регионов?

— Да, Сибирь и Дальний Восток, как я уже сказал, — пока вообще фактически не охваченная территория, конкуренции практически нет, но и цены пока невысокие. Зато сырье можно вообще собирать бесплатно. В центральной России уже люди понимают, что вторсырье — это тоже деньги, никто задаром не отдаст. Юг — достаточно агрессивный регион в этой сфере, но там и цены хорошие. В Москве, Питере очень много сырья, но все шесть проектов, которые взяли франшизу и закрылись в прошлом году, — именно оттуда. А всё дело в том, что ребята работали не по регламенту: просто купили франшизу и ждали чуда. Да, мы даем современные технологии, ставим все бизнес-процессы — в этом наша сила. Но я никак не могу влиять на закупочные цены комбината.

Как изменилась рыночная ситуация за последний месяц?

— Сильно выросли затраты на все расходные материалы: ГСМ, полипропиленовые ленты подорожали сразу на 30-40%, и это, конечно, отражается на прибыльности бизнеса. Ремонт стал обходиться гораздо дороже, уже чувствуется дефицит запчастей и для автомобилей, и для прессов. Логистика подорожала на 20-40%, дальнобойщики бунтуют, отказываются выходить на рейс по прежним тарифам.

Кризис — время не воевать, а сотрудничать с конкурентами: арендовать фуру вскладчину, сделать общий сортировочный цех со строгим учетом, чтобы сократить затраты и выжать нормальную маржинальность.

«При любом раскладе эта ниша останется»: опыт предпринимателя с непопулярным бизнесом 3

Какие возможные сценарии вы выстраиваете для бизнеса?

— Сценариев на самом деле несколько. Можно переориентироваться на Среднюю Азию. Еще один возможный вариант — огромный рынок Китая, где не хватает энергоресурсов, леса, вторсырья. Думаю, надо смотреть в эту сторону. Хотя в плане сбора вторсырья Сибирь и Дальний Восток до последнего времени были практически не развиты в сравнении с центральными регионами и даже югом страны. Там практически нет целлюлозно-бумажных комбинатов, транспортное плечо большое, поэтому и расценки на заготовку вторсырья долгое время держались на низком уровне.

Во время кризиса торговля сжимается, а значит, и картонной тары, упаковки тоже становится меньше. Поэтому наиболее очевидный выход — переориентироваться на B2C-сегмент. Многие организации уже привыкли рассматривать вторсырье как источник дополнительного дохода: по тридцать тонн в месяц макулатуры накапливается, и там закупочная цена уже не 10, а 15 руб. за килограмм. А вот обычные люди в подавляющем большинстве пока относятся к вторсырью как к мусору. Мы планируем коллаборироваться с «Разделяйкой», открывать пункты в спальных районах, причем не стандартные приемки стеклотары, макулатуры и пластика, а рассчитанные на разные виды вторсырья.

Полагаю, при любом раскладе эта ниша бизнеса останется: вторсырье — это дешевый ресурс, из которого можно изготавливать продукцию в условиях любого кризиса. Что делать? Для начала — очистить голову от информационного шума, чтобы не отвлекаться, не погружаться в лишнюю тревогу. Сконцентрироваться только на ежедневных рабочих задачах.

Ранее на эту тему: «Если вы что-то выбросили — круг жизни не замкнулся», — Владимир Мацюк, «Мегаполисресурс»

 
Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.