«Nescafe и Jacobs могут исчезнуть, но мы знаем, чем их заменить»
Придётся ли челябинцам из-за санкций отказаться от привычки пить кофе — ведь в России он не растёт? Выясняем вместе с южноуральскими поставщиками и производителями.
Кофе — товар стопроцентно импортный: в России он не растёт, кофейные зёрна едут к нам с Африки, Южной и Центральной Америки. Все ключевые страны-экспортёры сырья продолжают сотрудничать с Россией, и совсем без кофе мы вряд ли останемся, однако есть нюансы, которые влияют на его цену и могут изменить привычный ассортимент.
Как рассказал CHEL.DK.RU Станислав Крылов, генеральный директор компании «Лавка Кофе Чая», в среднем готовый (растворимый и молотый) кофе подорожал на 30-40%, и тому есть три причины.
Несмотря на то, что основные экспортёры кофе, какао-бобов и чая не присоединялись ни к каким санкциям, Европа запретила контейнерные перевозки грузов двойного назначения. Каждый российский груз пристально проверяют, людей на это, естественно, не хватает, поэтому российские контейнеры простаивают где-нибудь в Роттердаме, на Мальте и так далее.
Из-за этого многие компании, которые производят готовый кофе, пока поставили на «стоп» все поставки. Другие задрали цены так, что это фактически равносильно прекращению торговли. Мы фильтруем ассортимент: если цена какой-то позиции сильно подскочила, понятно, что по такой цене мы его не продадим, зарплата у наших людей в рублях и она не выросла. Новых поставок Nescafe и Craft Jacobs сейчас в принципе нет, так как наши местные производства только фасовали готовый европейский продукт. Но есть достаточно позиций, ценник которых остаётся в разумных пределах, так как раньше они не пользовались большим спросом. Среди них — полностью российские производства, например, «Московская кофейня на паяхъ». Как только будут найдены новые логистические пути, восстановится движение грузов, у них не будет никаких проблем, поэтому паниковать и ожидать тотального дефицита кофе не стоит.
По словам Станислава Крылова, уже имеющихся запасов продукции на складах «Лавки Кофе Чая» хватит для бесперебойного снабжения заказчиков на несколько месяцев. В условиях дальнейших санкций рынок существенно изменится, однако рядовой потребитель может этого даже не почуствовать.
Каждая компания выбрала какую-то из классических кризисных стратегий: бей, беги или замри. Одни выжидают и прекращают отгрузки, какие-то западные компании уходят с рынка, а другие, почуяв свой шанс, его захватывают. Точно так же было в 1998 году после дефолта: многие иностранные производители испугались и свернули все контракты в России, но те, кто остались, стали «топами». Кому тогда был нужен «Орими трэйд» с его «Принцессой Нури»? А теперь это самый продаваемый чай в стране.
Для справки: в ГК «Орими» входят также торговые марки чая Greenfield, TESS, а также кофе Jardin и «Жокей».
Кофейни и другой общепит дефицит товара тоже не ждёт, зато рост цен они ощутят ещё сильнее. По словам директора миасской фабрики «ЧаоКофе» Кристины Лобковой, зелёный (необжаренный) кофе и какао-бобы за последний месяц подорожали в среднем на 45-60%. Соответственно растёт и стоимость итоговой продукции: обжаренных кофейных зёрен, молотого кофе, крафтовых конфет и шоколада.
Естественно, мы повышаем цены, чтобы не работать в убыток, но некоторые позиции приходится убирать совсем, потому что они становятся нерентабельными. Ведь если вы любите кофе, то его хочется пить каждый день, и наши покупатели скорее выберут хороший, но не чрезмерно дорогой, — объясняет Кристина Лобкова.
По словам Евы Усовой, руководителя сети московских кофеен «Хлеб с Маслом», на формирование цены напитка влияет не только стоимость кофе, но и цены на молоко, сахар, пряности и сиропы, которые тоже повысились в полтора-два раза. Кроме того, некоторые кофейни закупали кофе премиум-класса итальянской обжарки, который теперь стал фактически недоступен.
Мелкие кофейни и без того едва держатся на ногах, а с учетом роста цен на сырье и снижения потребительского спроса встаёт большой вопрос о дальнейшем существовании таких заведений, — говорит она.
Челябинский ресторанный блогер Азат Сапармамедов считает, что вопрос выживания кофеен, как и заведений общепита в целом — проблема грамотного управленческого подхода и умения привлечь клиента в условиях высокой конкуренции.
Все рвутся открывать кофейни, не посчитав как следует ни маржу, ни проходимость, а потом закрывают. Я не думаю, что из-за санкций что-то изменится, этот рынок всегда был очень нестабильным, — подчёркивает он.
Читайте также: «Сейчас дети нулевых бегают в панике, а нам уже не страшно»
Пиво как зеркало импортозамещения: почему мы можем лишиться качественных напитков?